Джаз-гимнастика — современная форма танцевально-гимнастических упражнений.
Джаз-гимнастика как современное направление в женской гимнастике возникла в западных странах во второй половине нашего столетия. Как форма двигательной активности она выражается в тесном соединении музыки с ритмико-гимнастическими упражнениями. Характер джазовой музыки придает этой форме гимнастики динамичность, пластичную выразительность и экспрессию. Возникновение такой формы связано с реформаторскими стремлениями к модернизации женской гимнастики в духе самой тесной связи движения с музыкой. К этому стремились известные специалисты Э. Ж. Далькроз, Р. Лабан, Р. Бодэ.
Бурный расцвет современных направлений в гимнастике отмечается в 60-х гг. Возникают школы женской гимнастики, появляются новые названия. В ФРГ школу ритмической гимнастики (Phytmische Gymnastik) открывает М. А. Книс. Там же организует школу современной гимнастики (Modern Gymnastik) Э. Клиндт. Создают школы джаз-гимнастики (Jazzgymnastik) M. Бекман в Швеции и Г. Одэ в ФРГ.
Общей чертой этих направлений является спонтанное развитие выразительности движений, инспирированное современными музыкальными формами. Эти разнообразные и ничем не стесненные формы телодвижения согласуются с индивидуальной впечатлительностью спортсменок, их музыкальной восприимчивостью и темпераментом. Помимо вышеупомянутых школ платформой обмена взглядов и опытов становились многочисленные курсы и конференции, а также показы на Гимнаст-радах, проводимых Международной федерацией гимнастики.
Начиная с IV Гимнастрады в Вене в 1965 г. команды западных стран демонстрировали ритмическую гимнастику с применением традиционных для художественной гимнастики и оригинальных предметов: барабанчики, палочки, тамбурины, колокольчики и даже кокосовые орехи.
Существенным оказался не применявшийся до этого очень динамичный музыкальный фон, основательно и всецело детерминирующий характер движений. Под этот аккомпанемент каждое движение обогащалось, углублялось, приобретая полноту выразительности и экспрессивность.
Наибольшую популярность приобрела «джазовая гимнастика», представленная школой Моники Бекман из Швеции. Вследствие чего уже на VI Гимнастраде в Западном Берлине (1975) джазовая гимнастика демонстрировалась представителями ряда стран, в том числе командами ФРГ, Бельгии, Дании, Норвегии и Австрии.
Интерес к гимнастике М. Бекман в настоящее время все возрастает. Основательница этого направления разъезжает по многим странам, ведя широкую популяризаторскую деятельность, участвуя в специальных конференциях и курсах. Возникают новые школы и центры, занимающиеся пропагандой этого очень увлекательного, пользующегося все большей популярностью вида женской гимнастики.
Каковы наиболее яркие черты данного вида гимнастики, ее методические особенности?
Характерной особенностью тренировки в «джазовой гимнастике» является выполнение упражнений, всесторонне активизирующих двигательную систему тела с участием возможно большего количества мышечных групп. Движения занимающихся должны быть динамичными и полными экспрессии, вместе с тем широкими и плавными. Характер движений, обусловленный личным восприятием мелодии и ритма, должен быть выразительным и в то же время отличаться легкостью и непринужденностью. Это должно гармонично согласовываться с иногда очень трудным музыкальным фоном. Естественно, джаз-гимнастик а в конечном счете ставит перед своими адептами самые высокие требования. Справиться с ними можно только при разнообразной, многосторонней тренировке, с упором на подвижность в суставах. Основными в занятиях джаз-гимнастикой являются упражнения на силу и эластичность мышц с большим акцентом на увеличение гибкости и амплитуды движений. Кроме того, в содержании урока должны быть упражнения по ритмике, элементы классического и народного танцев, наконец, элементы художественной гимнастики. Все упражнения должны сопровождаться разнообразным музыкальным аккомпанементом, с возрастающей степенью сложности.
Упражнения разделяются на следующие группы:
упражнения для мышц рук и ног;
упражнения для туловища и шеи;
упражнения на напряжение и расслабление мышц конечностей и туловища;
упражнения на общую координацию, объединяющие упражнения для конечностей и туловища.
Упражнения выполняются на месте, в ходьбе, беге, в высоких, полувысоких и низких позициях.
Объем и интенсивность упражнений устанавливаются в зависимости от цели, степени подготовленности группы.
Руководствуясь известными дидактическими принципами, необходимо:
обращать внимание на правильность исходных положений и верное выполнение данного движения;
обучение движениям начинать с простых упражнений в облегченных исходных позициях;
постепенно вводить все более трудные исходные положения и соединять отработанные формы движения, выполняемые вначале только одной частью тела;
изменять исходные положения;
вводить ритмические разновидности одних и тех же по форме движений (например, быстрые и медленные движения, акцентирующие моменты, прихлопывание в простых и усложненных ритмах);
периодически вводить упражнения с предметами и с партнерами;
выполнять упражнения в обе стороны.
После первого этапа общей и танцевально-гимнастической подготовки упражнения индивидуализируются, вводятся более сложные координационные формы и асимметричные упражнения, автономизирующие действия левой и правой сторон тела.
С самого начала тренировочного цикла во всех упражнениях должен последовательно осуществляться принцип индивидуализации и творческой активности участников занятий. Это будет стимулировать формирование и развитие индивидуального почерка и экспрессии движений, необходимых в дальнейшей импровизации и собственной интерпретации музыкальных тем.
Овладение этим умением отождествляется с формированием чувственной впечатлительности, вкуса и художественной восприимчивости.
Решающим и ведущим фактором, неотрывно связанным с занятиями джаз-гимнастикой, является музыка. Известно, что музыкальный ритм является незаменимым методическим средством и основой развития и формирования ритма движений.
Естественно, уже с первых уроков джаз-гимнастики следует учить пониманию содержания и глубины слушаемой музыки. С самого начала следует применять простые танцевальные ритмы в размере 4/4 с несложной мелодийной линией. Музыка должна быть звучной и мелодичной, эмоционально побуждающей к упражнениям.
Подбор музыки должен зависеть от характера упражнений. Неправильно подобранная музыка снижает точность движений, искажает их смысл. Освоение отдельных движений и отработку соединений следует начинать в замедленном темпе, с ростом же умений и навыков занимающихся темп следует увеличивать. В работе с более подготовленными группами используется более живая музыка с переменным ритмом. Рекомендуется применение ритма синкопического, способствующего более сложной координации движений и побуждающего автоэкспрессию тренирующихся.
Самым популярным аккомпанементом в «джазовой гимнастике» является инструментальная музыка, обладающая в сравнении с аккомпанементом на фортепьяно гораздо более полным гармоническим звучанием.
Впрочем, и в практике значительно проще пользоваться пластинками и проигрывателем или магнитофоном с лентами, чем обеспечить хорошо настроенный рояль и иметь квалифицированного аккомпаниатора.
Подбор музыки к занятиям не может быть случайным. И здесь должен действовать принцип постепенного увеличения трудности. Вместе с произвольными упражнениями под музыку в занятия постепенно следует вводить предметы, сначала ударные инструменты, сопровождающие ритм (бубны, барабанчики), затем и предметы для манипуляций одной или двумя руками. С их помощью движения обогащаются, а упражнения приобретают эффектность и увлекательность.
Популяризованная Моникой Бекман джаз-гимнастика является превосходной формой занятий для женщин, стремящихся в гимнастических упражнениях и в спортивном танце дать волю своей энергии, найти отдых и радость в художественно-физической активности. М. Бекман подчеркивает значение джаз-гимнастики, ее форм и ритма в подготовке к таким видам спорта, как фигурное катание на коньках, горнолыжный спорт, фигурное плавание, каратэ и даже спортивные игры, фехтование и легкая атлетика. О том, что польза взаимоотношений джазовой гимнастики и других видов спорта может быть свободной, свидетельствует факт вплетения Моникой Бекман в собственные композиции телодвижений и поз, характерных для вышеупомянутых видов спорта.
Несомненно, джаз-гимнастика заслуживает пристального внимания руководителей спорта и социалистических стран, в которых ставятся большие социально-значимые задачи по приобщению широких масс к занятиям физическими упражнениями.
А. Рыбицка, А. Качиньски, кафедра гимнастики Вроцлавского института физической культуры (ПНР).