Двадцать восемь лет, почти день в день, прошло с тех пор, как «галльский петух» — эмблема, красующаяся на футболках игроков сборной Франции, — впервые поднялся на третью ступень пьедестала почета и был удостоен «бронзы». И вот на последнем чемпионате мира в Мехико-86 футболисты Франции, по существу, как бы внуки тех футбольных мушкетеров, что храбро и изящно сражались в Швеции 1958 года, сумели повторить достижение своих «дедов» по спортивной линии. Успех все тот же и немалый, да цена ему разная. Тогда, в Стокгольме, выход в полуфинал и сборной Бразилии, и команды «трехцветных» многим предстал в качестве сюрприза. Ныне же встреча этих соперников заранее ожидалась с нетерпением.
Каков же был путь французского футбола к своей второй бронзовой медали в розыгрыше приза сильнейших мастеров планеты? Каковы его особенности и место в общественной жизни страны? Какими, наконец, аргументами располагает нынешний обладатель звания чемпиона Европы-84, которому (что нам особенно интересно) выпало отстаивать свое звание в одной отборочной подгруппе со сборными Советского Союза, ГДР, Исландии и Норвегии?
«Покажите французу самую смешную карикатуру на его самого, и он первый будет добродушно смеяться над нею». Это тонкое замечание принадлежит В. Г. Белинскому. И оно верно, кроме, пожалуй, того, что смех этот добродушен. Впрочем, судите сами... Однажды газета «Монд» поместила на первой странице под рубрикой «День за днем» малюсенькую заметку. Называлась она коротко — «Футбол». Вот что в ней было: «Итак, за четыре, минуты до конца счет 0:0. Но на последней минуте нам забивают и — увы — мы покидаем поле с грузом очередного поражения. Но как, каким образом, разобъясните вы нам, мы проиграли матч, который ну никак не должны были проигрывать? Я вам отвечу. Дело в том, что французский футбол весьма смахивает на нас самих и на политику, которую мы проводим».
И «Монд», выражаясь языком спортивных терминов, продолжает иронизировать по всему фронту: «Что ни говори, а у нас, французов, воображение развито беспредельно. Мы умеем строить, создавать, планомерно вести подготовку к различным акциям, для чего непрестанно укрепляем стабилизирующие факторы или как их там... Но помилуйте! В реша-ющий-то момент мы вдруг склонны проявлять такую нерешительность, что наше нападение оказывается беззубым. Чего же нам не хватает? Да вроде всего хватает. Кроме, может быть, яростного стремления к победе».
Этот недостаток постоянно дает о себе знать в ходе европейских клубных турниров: до сих пор еще ни одной французской команде не удавалось выиграть Кубок чемпионов, Кубок обладателей кубков или Кубок УЕФА, что делает Францию уникальной страной среди грандов Западной Европы — Италии, ФРГ. Англии, Испании. Вот почему взоры любителей футбола все чаще обращались назад, в прошлое, к Раймону Копа и Жюсту Фонтэну.
Французскому футболу здорово помог Мишель Идальго. Он заставил его развернуться лицом к грядущим свершениям, он же увидел нового Копа в лице своего тезки Платини. О них написано достаточно много, в том числе и на страницах «Спортивных игр». И тем не менее хотел бы напомнить основной постулат Идальго, легший в основу его богатой практики в широких теоретических изысканиях: «Футбол — это не война, как поглядишь на некоторых. Футбол — это одна из граней культурной жизни нации». По мнению французского обозревателя Жерара Эжнеса, «достижения французской сборной стоит оценить по достоинству: она больше сделала для футбола вообще, нежели только для французского футбола, ибо доказала: раскрепощение игры, освобождение ее от футбола-работы возможно в принципе. Учитывая возраст большинства ее игроков эта команда должна стать чемпионом Европы, выступая у себя дома».
И она стала чемпионом континента, а в петлице пиджака Мишеля Идальго появилась ленточка ордена Почетного легиона, после чего он оставил свой пест у кормила сборной, передав его бывшему игроку национальной команды Анри Мишелю. Тому предстояло доказать, что он в состоянии обеспечить преемственность стиля и результат, а также то. что победа на олимпийском турнире в Лос-Анджелесе уже под его руководством не была случайной.
Кто же он таков, этот Анри Мишель? Советским любителям футбола он хорошо знаком как игрок. На одной фотографии Мишель изображен на фоне футболок тех национальных сборных, с игроками которых он обменялся этим сувениром после матчей в составе первой команды Франции. Заметны там и две футболки с надписью «СССР». Всего же нынешний тренер «трехцветных» провел под флагом сборной как игрок середины поля с выраженным талантом диспетчера 58 матчей. Свой первый контракт профессионала Мишель подписал в неполных 19 лет с клубом «Нант», куда пришел из команды родного города южной Франции Эксан-Прованс, и с 1966 года в течение более 13 лет оставался верен «канарейкам», как называют во Франции игроков из Нанта за пронзительно-желтый цвет рубашек. Трижды он завоевывал титул чемпиона страны, однажды получил из рук главы правительства Кубок Франции, участвовал в чемпионате мира 1978 года в Аргентине, неудачном для «трехцветных» во всех отношениях. Наконец, Анри побывал в руках четырех тренеров национальной сборной, два последних из них — Стефан Ковач, знаменитый румынский специалист времен блистательных успехов голландского «Аякса» 60-х — начала 70-х годов, и Мишель Идальго. Их ученик высказывается об этих футбольных экспертах исчерпывающе: «Ковач освободил нас от каких бы то ни было комплексов, нто же касается Идальго, то он привнес в свою профессию ту каплю истинной человечности, без которой трудно жить и работать».
Чтобы доказать что-то, Анри Мишель должен был поднять «трехцветных» на более высокую ступень, то есть вывести их по крайней мере в финал розыгрыша Кубка мира в Мексике. Это ему не удалось, и весьма почетное третье место французов на родине было воспринято со сдержанным одобрением, хотя многие соглашались с тем, что их соотечественники пополнили коллекцию прекрасного футбола великолепными образцами и перевыполнили задачу-минимум: прошли бразильский барьер.
Во многом правы те, кто утверждает: французы провели, по существу, три финальных матча: против Италии, судорожно пытавшейся «сохранить лицо» в борьбе за ускользающий титул чемпионов, против Бразилии, с которой ей предрекали встречу еще на прошлом первенстве, и, наконец, с командой ФРГ. При этом, однако, не все вспоминали о том, что на этом пути французам во главе с Анри Мишелем предстояло преодолеть ненадуманный комплекс в матчах со «Скуадрой адзуррой», у которой «трехцветные» не выигрывали с 1920 года; сборной Бразилии, единственная официальная встреча с которой в 1958 году закончилась для них нешуточным поражением со счетом 2:5; сборной ФРГ, которая, можно сказать, похитила у них победу на чемпионате в Испании.
Безоговорочно признанный сильнейшим игроком мира до чемпионата в Мексике (в этом мнении сходились решительно все маститые обозреватели и видные тренеры), Мишель Платини, капитан «трехцветных», неважно чувствовал себя, в первые дни начавшегося 13-го первенства сильнейших мастеров планеты. Физически он был готов не очень хорошо, а потому силы экономил и старался не покидать без достаточно вескМ к тому оснований лагерь французрв в Гунахуато. Однако, рискуя вызвать прилив небезопасного внимания к своей весьма популярной персоне со стороны экзат рованных мексиканцев, он однаж попросил раздобыть ему парик добавив к новой шевелюре еще и искусственную бороду, вместе с несколькими членами французской делегации отважился покинуть отель и поехать в Ирапуато. Зачем? Чтобы своими глазами посмотреть на игру советских футболистов против сборной Венгрии. Этот специфический интерес Платини вполне объясним: ведь ему, грозе большинства вратарей, ни разу не удалось поразить ворота советского голкипера — ни в 1977 году в Париже на «Парк де Пренс» (Q:0), ни в Москве на стадионе в Лужниках три года спустя (0:1), ни вновь во французской столице в 1983 году (1:1). Не удалось ему «размочить» Дасаева ни в Леоне на чемпионате мира-86, ни в первой отборочной игре первенства Европы текущего цикла. На этой встрече стоит остановиться подробнее. «Поражение в собственном саду», как окрестили французы исход печального для них матча, закончившегося безапелляционной победой советской команды со счетом 2:0 после четких и элегантных комбинаций, отмеченных броским индивидуальным мастерством Родионова, Заварова и Беланова, было воспринято болезненно и нервно.
С тех пор как в 1955 году на стадионе «Динамо» великий актер современности Жерар Филип символически коснулся мяча в центре поля, открыв товарищеский матч СССР — Франция, сборные наших стран провели 11 матчей, в том числе три официальных. Общий итог в нашу пользу: 4 победы, 5 ничьих и 2 поражения. Отдадим справедливость проницательности Мишеля, который угадал, что в «львиных городах» — французском Лионе, где динамовцы Киева одержали яркую победу над мадридским «Атлетико» в финале Кубка обладателей кубков, и в мексиканском Леоне в групповом турнире чемпионата мира-86 — они будут наблюдать напор того же самого соперника, который, по словам Идальго, показал некоторые черты футбола грядущего столетия. «Считать, что французы положительно оценивают результаты своих встреч с русскимиРбыло бы непростительным притворством и откровенной неправдой, — писал обозреватель Жерар Эжнес. — Хоть Москва и далека от Сибири, но мы часто подрагивали, будто от холода, как до, так и во время встреч с этим гигантом, каким является сборная СССР, независимо от того, переживает ли она период относительного застоя, как это было еще недавно, или времена истинного расцвета ее талантливых спортсменов».
Сразу после мексиканского турни-а твердо заявили о своем уходе из сборной испытанные бойцы Максим Босси. Алэн Жиресс и Доминик Рошто. столь удачно ассистировавший Платини в матчах против итальянцев и бразильцев. Обидевшись или же сделав вид, что уязвлен критическими шипами по поводу своей игры в Мексике, Платини не выходил в составе сборной в матчах против швейцарцев и исландцев. Французские обозреватели тут же обратили внимание на то, что оказались далеко не равноценными замены в лице Базиля Боли, а также Филиппа Веркрюисса вместе с одноклубником из Бордо Мишелем Феррери, которые вдвоем должны были выполнять то, что Платини делал один. Игра французов без ветеранов, к которым следует причислить также Жиресса, развалилась, потеряв строгие очертания. Еще один ключевой игрок — Жан Тигана действовал, похоже, в перманентном недоумении по поводу отсутствия привычных связей.
Было бы наивным, однако, полагать. что Платини, продолжавший успешно выступать в «Ювентусе», сможет оставаться в стороне от событий, даже если бы он того и пожелал. Спортсмены такого ранга вынуждены поступаться личными соображениями, чтобы до конца выполнить ту функцию в «обществе потребления», на которую они обречены их же породившим истеблишментом. Чтобы сохранить статус представителя «процветающего общества» и личный престиж для последующего преуспевания в бизнесе, Платини должен был попытаться вновь сыграть роль вершителя судеб «трехцветных», что ему не раз удавалось в прошлом и притом с блеском.
...Каковы же возможности, которыми французы могут воспользоваться для усиления игры? Совершенно не исключено возвращение под знамена сборной тех, кто отрекся от формы с галльским петухом на груди. Так уже бывало в прошлом и не только во Франции. Кроме того, как считает Жан Тигана, его команда может вернуться к схеме с пятью игроками середины поля, и тогда в ее составе появится известный нам Бернар Жангини. А этот тактический ход зарекомендовал себя в прошлом очень хорошо.
Представляет интерес и точка зрения постоянного заочного соперника Платини — Марадоны: «Мне странно слышать, будто Мишель Платини уже отыграл свое. Он и сейчас в чемпионате Италии забивает чаще, чем я. Главное же в том, что игроки, обладающие таким авторитетом и высочайшим мастерством как Платини, всегда обретают былую форму и вновь являются во всем своем великолепии. Помяните мое слово».