Футбольный чемпионат мира по-прежнему в центре внимания специалистов. Обсуждаются спортивные и творческие итоги первенства. В этом номере мы завершаем высказывания известных наших футболистов о проблемах, связанных с игрой в обороне. Мексиканский турнир дал богатую пищу для размышлений по этому вопросу, особенно актуальному для советского футбола, ибо промахи защитников сборной СССР в памятном матче с бельгийцами во многом повлияли на результат ответственной встречи.
Эдуард Стрельцов, заслуженный мастер спорта:
— В действиях игроков обороны лучших команд — участниц мексиканского чемпионата мира меня привлекло отсутствие догматизма. Не было такого: поручили тебе опеку, скажем, «восьмерки» из команды противника, так и держи только его, бегай за ним, ищи его если не по всему полю, то на своей половине уж непременно. Когда игра шла в штрафной площадке, то есть в момент реальной опасности для ворот, каждый защитник брал под опеку ближайшего нападающего. И это было так хорошо наиграно, партнеры по обороне настолько понимали друг друга, что никакой нужды искать «своего» нападающего не возникало.
В игре же ряда наших клубных команд совершенно отчетливо проглядывается такая установка: «Ты, «шестой», играешь с «восьмым», ты, «пятый», — с «девятым» и т. д. Не забил «твой» нападающий и хорошо, вроде бы ты со своей задачей справился. А то, что забил его партнер, стоявший рядом с тобой, за это ты ответственности не несешь, за это отвечает другой «персональщик». Это он должен искать «своего» нападающего. Возможно, в нарисованной здесь картине я несколько сгустил краски, но, думается, главное отметил верно. Не умеют, ибо не приучены, наши защитники вовремя перестраивать свои ряды так, чтобы ни один из нападающих соперника не выпадал из-под их опеки.
В мое время «чистильщиков» не было, мы и термина-то такого не знали. Обвел нападающий центрального защитника и, считай, остался один на один с вратарем. Но персональная опека существовала и прежде. Все дело в том, чтобы не толковать ее догматически. Я — за универсализм, но против таких крайностей, когда защитника обязывают уходить за своим подопечным с правого края на левый.
При умелой подстраховке, оттренированной взаимозаменяемости защитник, уверен, не станет так часто прибегать к подкатам или иным жестким приемам, от которых нападающий может, как говорится, без ног остаться. Он постарается отобрать мяч чисто, без фола, зная, что если это и не получится, его подопечного встретит партнер по обороне. Сам же он поспешит занять место этого партнера в его зоне.
Если игроки обороны действуют без ошибок, то построение даже из четырех защитников пройти трудно. Мы же видим, что сейчас в защиту оттягивается едва ли не полкоманды.
Альберт Шестернев, заслуженный мастер спорта:
— На предыдущих чемпионатах мира борьба велась в первую очередь за овладение серединой поля. На мексиканском я такой борьбы не увидел. Все команды преодолевали середину поля либо быстрой контратакой, либо за счет длинных передач. Главным же местом действия нападающих становился район в 20—25 метрах от ворот соперника. Именно там происходил «взрыв», следовал прострел владеющего мячом нападающего или же он сам бил по воротам. Не вышло — наступательный вал откатывался назад.
Возможно, скоротечность атак диктовалась условиями мексиканского высокогорья, в которых длительное, планомерное наступление вести было нелегко. Для «взрывов» от форвардов, при наличии взаимодействия всех игроков линии нападения, требуется прекрасное владение целым набором технических приемов, в первую очередь финтов, высокие скоростные качества. Из всего этого и складывается понятие, которое сейчас в ходу у футболистов, — суммарная скорость большой группы игроков, а то и всей команды.
Даже голы, забитые Марадоной в результате сольных проходов, обеспечивались именно этой суммарной скоростью, составной частью которой были усилия и полузащитников, и даже защитников сборной Аргентины. Совокупность этих усилий ставила в тяжелое положение защитников соперника. В доли секунды они должны были решить целый ряд сложных задач: и направление атаки определить, и партнера подстраховать, и удару по воротам помешать.
Случается, что оборона на протяжении всего матча с натиском соперника справляется, а такие вот выпады, заканчивающиеся метким ударом, может и пропустить. Выручить тут может только отличная сыгранность партнеров и хорошо налаженная подстраховка.
Вспомним финальный матч чемпионата мира Аргентина — ФРГ. Второй и третий голы сборной Аргентины — результат несвоевременной подстраховки со стороны защитников команды ФРГ. Бросалась в глаза, вызывала досаду разрозненность усилий, несогласованность в действиях оборонительных порядков нашей команды. Не стану называть имена отдельных игроков, в ответе за такую несогласованность — вся линия обороны нашей сборной.
Сам я играл в центре защиты. Поэтому особенно придирчиво наблюдал за игрой свободного защитника сборной СССР. Место это — ключевое в обороне. Игрок, его занимающий, обязан и взаимодействие наладить, и партнеров подстраховать. Но уже в матче с командой Франции именно наш свободный защитник, оголив зону, позволил Фернандесу ворваться в штрафную площадку и забить гол. В игре со сборной Бельгии промахи стали еще более очевидными: третий и четвертый мячи были забиты из-за отсутствия подстраховки и взаимовыручки у наших защитников.
В последнее время на помощь нападающим, которых теперь, как правило, двое, а то и один, приходит немало игроков середины поля и даже обороны. Так же команды и защищаются: к своей штрафной площади оттягивается большое число игроков, тут уж не разбирают кто есть кто, и форвард выступает рядом со стоппером. Тем не менее, и такая насыщенная оборона может оказаться бессильной против быстрых атак. Видимо, не столько важно количество, сколько индивидуальное мастерство обороняющихся в сочетании с правильными тактическими действиями.
Для нейтрализации наиболее опасных форвардов необходимо выделять персональных опекунов. Были они и в мое время. Назову хотя бы таких великолепных «персональщиков», как Муртаз Хурцилава, Валерий Воронин, Валентин Афонин, Владимир Каплич-ный. Случалось, бомбардиров опекали даже вдвоем. Именно так в отборочных матчах чемпионата мира со сборной Северной Ирландии мы с Капличным нейтрализовали гиганта (его рост 196 см) Дугана. Называли мы этот прием «взять в скобочку». Капличный чуть выдвигался вперед, и Дуган оказывался между нами. Кстати, с другим форвардом ирландцем Бестом персонально играл Реваз Дзодзуашвили.
Сегодня много разговоров идет о коллективном отборе мяча. Участвуют в нем не менее 5—6 игроков. Они перекрывают все подступы к воротам на расстоянии 25—30 метров. На нападающего с мячом выходят сразу двое. ’ Принцип действия прост. Во-первых, предоставить этому нападающему как можно меньше времени на обработку мяча. Во-вторых, «разобрать» ближайших к нему партнеров, кому может последовать от него передача.
Другой принцип современной обороны заключается в персональной опеке с выделением свободного защитника — «чистильщика». Иные команды сочетают ее с тактикой искусственного офсайда.
На мой взгляд, применять сегодня только один какой-нибудь способ обороны значит обречь себя на однобокость. Успех придет лишь к такой команде, которая имеет на вооружении все способы обороны: защищается и в зоне, и персонально, и, когда надо, прибегает к коллективному отбору мяча.
Геннадий Гусаров, мастер спорта:
— Считаю, что система обороны сборной Бразилии на нынешнем чемпионате была вне конкуренции. Разве не об этом свидетельствует убедительный факт: за пять матчей один серьезней другого команда пропустила с игры всего один гол.
В единоборство с нападающими бразильские защитники вступали охотно, хороша у них и взаимоподстраховка. Неудивительно, что с такими тылами руки у нападающих были развязаны.
О бразильцах говорят, что они играют в современный футбол. Я бы сказал так: не столь важно, в какой именно футбол они играют, важно то, как они играют. Зрелищно, красиво. Рациональная техника, прекрасная координация, умение быстро разрешать любую запутанную ситуацию на поле — вот над чем следует поработать и нашим футболистам. Мы же в последние 15—20 лет только и думаем, что о скоростно-силовой подготовке. А о технике если и говорим, то чаще всего в общем плане. Вот и растут у нас футболисты какими-то одинаковыми.
Обо всем этом я думал, наблюдая за играми нашего внутреннего чемпионата. Каким-то невыразительным он получился. В лидерах побывала большая группа команд. Лет 20 назад, когда за лидерство боролись такие классные команды, как киевское и московское «Динамо», «Спартак», «Торпедо», плотность результатов в верхней половине турнирной таблицы только приветствовалась. Сейчас же те, кто попеременно занимал в ней верхние строчки, были скорее калифами на час. Олег Базилевич прямо называл лидерство своего «Шахтера» случайным. Мастерство команд нивелируется в худшем смысле этого слова. Выделяется лишь киевское «Динамо». Но нельзя же игрокам этого клуба работать, что называется, на износ. Они ведь составляют и основу сборной страны, им еще играть на чемпионате Европы, а футболисты только и делают, что залечивают травмы.
Мне, конечно, близки интересы московского «Динамо». Но буду объективен. Никаких особых качественных изменений в ее игре не произошло, разве что молодые Копыванов и Добровольский внесли в нее свежесть и нестандартность. Но разве одного этого достаточно, чтобы команда ходила в лидерах?
В обороне у динамовцев Москвы по современным понятиям полный «джентльменский набор». Есть и «чистильщик», и персональные опекуны, и передний центральный защитник. Но при наметившемся сейчас переходе на систему «три защитника плюс пять полузащитников» игроки обороны должны прежде всего уметь сыграть с нападающим жестко один в один.
Александр Новиков, например, жестко сыграть может. Но на месте центрального защитника должен быть в первую очередь игрок талантливый, который сумел бы и подстраховать товарищей, и выполнить диспетчерские функции. Быстрый, техничный, он обязан стать центральной фигурой в обороне, какими были некогда Франц Беккенбауэр в сборной ФРГ или Альберт Шестернев — в нашей. Увы, подобных игроков я у нас сейчас не вижу.
В своей динамовской футбольной ДЮСШ мы стараемся давать защитникам, так сказать, многогранное спортивное образование. Учим взаимостраховке, умению вовремя выходить на перехваты мяча, не обходим вниманием и современные тенденции: коллективный отбор мяча, подключение защитников в атаку. Но главное — с самых первых шагов на поле стараемся привить юным игрокам обороны вкус к единоборству с нападающими, утраченный их старшими товарищами и, разумеется, научить такие единоборства выигрывать.