13 августа 1979 года. Самый черный день в истории советского футбола. Самолет, летевший из Минска с промежуточной посадкой в аэропорту Днепропетровска, при взлете при густом тумане врезался в другой лайнер. В первом находилась команда "Пахтакор" (Ташкент), во втором — дети, направляющиеся в пионерлагерь Артек.
Есть основания полагать что косвенной причиной ужасной катастрофы, в которой не уцелел никто, стала сумятица, возникшая в расписании движения авиалайнеров в связи с визитом в Днепропетровск партийно-правительственной делегации во главе с Леонидом Брежневым. В этой жуткой истории печально еще и то, что именно тот "Пахтакор", образца 70-х годов, оставил наиболее яркое за всю историю команды впечатление. Тогда в составе появилась большая группа талантливых игроков, благодаря которым ташкентцы наконец стали силой, способной конкурировать с ведущими клубами страны. Михаил Ан, Владимир Федоров, Василис Хадзипанагис — все они выступали либо за первую, либо за олимпийскую сборную СССР. Последнее обстоятельство, кстати, не позволило сыграть в сборной Греции Хадзипанагису, который успел к тому времени перебраться на историческую родину и даже удостоиться звания лучшего футболиста тамошнего чемпионата. Ан и Федоров вместо с двенадцатью товарищами по команде, а также тренером, администратором и врачом оказались в числе погибших. Заканчивал чемпионат 1979 года новый "Пахтакор", костяк которого составили игроки, в срочном порядке "надерганные" из других клубов. Ему было забронировано место в высшей лиге на три года.
Трагедия в Днепропетровске — не первая и, увы, не последняя в мировом футболе. Причем судьба словно нарочно выбирает команды, находящиеся на взлете...
История "футбольных" авиакатастроф — а именно о ней пойдет здесь речь — ведет отсчет с 1949 года. Первой командой-жертвой стал "Торино" — клуб, который в 40-е годы был бесспорным лидером итальянского футбола и, проводись в то время популярные европейские турниры, вошел бы и в историю футбола всего континента. Достаточно сказать, что на счету этой команды было к тому времени четыре подряд титула чемпиона Италии. "Торино" уверенно шел и к пятому, но судьба распорядилась по-своему.
4 мая, когда команда возвращалась с товарищеского матча в Лиссабоне, самолет с 18 игроками клуба, а также другими его представителями и журналистами (всего на борту было 28 человек) на подлете к Турину в тумане задел базилику, сооруженную на холме Суперга, и рухнул Все находившиеся на борту погибли.
В сборную Италии тогда входили 10 (!) футболистов "Торино" во главе с Валентино Маццолой — отцом Сандро Маццолы, которому также впоследствии удалось стать звездой первой величины. А слово Суперга с тех пор стало нарицательным. История клуба как бы разделилась тем роковым днем на две части — "до Суперги" и "после Cyneрги". Пятый скудетто подряд (между прочим, рекорд, не побитый до сих пор) "Торино" все-таки получил: собравшийся спустя два дня после авиакотастрофы экстренный консилиум Итальянской футбольной федераций постановил досрочно, за четыре тура до конца, присудить титул пережившему трагедию клубу. Но, по сути дело, тот справился и без посторонней помощи: в оставшихся встречах чемпионата — 48/49 "Торино" представлял молодежный состав, который выиграл все четыре матча! Но уже со следующего сезона сполз в разряд средняков и на тот уровень, который наорал в сороковых годах, больше так и не вышел.
В этом смысле несколько по-иному сложилась судьба "Манчестер Юнайтед" — следующей команды, пережившей авиакатастрофу. Это случилось 6 февраля 1958 года Футболисты возвращались из Белграда, где успешно выступили в ответном матче Кубка чемпионов против "Црвены звезды" (3:3), обеспечив себе выход б полуфинал. В аэропорту Мюнхена, где англичане совершали промежуточную посадку, стояла отвратительная погода. Дважды самолет безуспешно пытался взлететь, а когда с третьей попытки это сделать удалось, набранная скорость оказалась все же недостаточной, и машина врезалась в здание. Выживших и погибших оказалось примерно поровну. Восемь футболистов лишились жизней (почти все они привлекались в сборную Англии, а Томми Тэйлор и Данкан Эдвардс даже считались ее лидерами). Особенно горевала тогда Англия по Эдвардсу. Он рано, уже в 16-летнем возрасте, успел проявить себя как игрок с большим будущим. Правда, отделался переломами и выжил другой юный талант — 19-летний Бобби Чарльтон, которому затем выпало возрождать "Манчестер Юнайтед" из пепла.
Вообще "МЮ" конца 50-х, несмотря на то, что к моменту катастрофы он дважды подряд становился чемпионом Англии, состоял в основном из молодых игроков и считался командой-надеждой. Возможно, клубу удалось бы составить конкуренцию мадридскому "Реалу" и но позволить так надолго затянуться гегемонии испанцев на европейской арене...
Но это, конечно, всего лишь предположения. Новые, гораздо более высокие успехи к манчестерцам пришли в 10-ю годовщину мюнхенской трагедии: они сумели стать сильнейшими в Европе, разгромив в финале Кубка чемпионов—68 "Бенфику" (4:1). И здесь нельзя не упомянуть ту роль, которую сыграл Мэтт Басби — многолетний наставник "МЮ".
В Мюнхене он получил тяжелейшие травмы, чудом выжил, но затем, возвратившись к тренерской деятельности, по крупицам создал новый "Манчестер Юнайтед", где наряду с уже зрелым Бобби Чарльтоном появились и засверкали другие звезды — Деннис Лоу и Джордж Бест Три британские футбольные легенды принесли клубу титул чемпиона в 1965 и 1967 годах, затем и самый почетный трофей Европы. Интересно, что Басби еще долгое время после Мюнхена страдал от аэрофобии. Команда много лет путешествовала исключительно наземным транспортом, избегая пользоваться самолетами, но затем, когда нужно было добираться в Роттердам на встречу с "Фейеноардом", страх все-же был побежден. Басби с администратором "МЮ" Луи Эдвардсом решились-таки взять билеты на авиарейс. Правда, перед полетом им потребовалось "для храбрости хорошенько заправиться спиртным...
Третьей в списке команд переживших авиакатастрофу, стоит вторая сборная Дании. 16 июля 1960 года при приземлении в аэропорту города Каструп погибло восемь ее футболистов. А затем следует целая серия происшествий в Андах. Почему-то этот горный массив стал в 60-е годы роковым местом для футбольных команд. 3 апреля 1961 года команда первого чилийского дивизиона "Грин Кросс" (Сантьяго), возвращаясь с игры в Осорно, разбилось в высокогорье Лас-Ластимас. 6 февраля 1965-го та же участь постигла любительский клуб третьего дивизиона первенства Чили. Анды стали последним пристанищем и наиболее популярной боливийской команды "Стронгест" (которая вполне оправдывала свое название — "сильнейшие"). Катастрофа, в которой погибли все 19 находившихся на борту игроков, произошла 26 сентября 1969 года. До Ла-Паса, куда команда возвращалась после игры в Санта-Крусе, оставалось всего 72 километра.
Последний день 1970 года стал чернрй датой в истории «алжирского любительского клуба "Эйр Ликвид". В канун праздника руководители клуба в знак благодарности игрокам за преданность и службу устроили тур в Испанию на товарищеский матч. Однако провести его было не суждено: самолет до места назначения не долетел...
В 80-е годы эпицентр авиакатастроф вновь переместился о Южную Америку. И вновь пострадал самый старейший и популярный клуб, на сей раз из Перу — столичная "Альянса". Клуб лидировал в чемпионате и 8 декабря 1987 года возвращался из города Пукальпо (в 400 километрах от Лимы) после очередной победы. При посадке самолет неожиданно рухнул в океан Погибли все: и хорошо известный далеко за пределами Перу тренер Маркос Кальдерон (он на протяжении многих лет возглавлял национальную команду), и 16 игроков, в числе которых были футболисты сборной Гонсалес и Эскобар (вот уж поистине роковая фамилия!).
Это событие вызвало в Перу настолько большой резонанс, что почти на месяц был прерван чемпионат. Игры возобновились только 4 января. При горячей поддержке переполнивших стадион 42 тысяч зрителей "Альянса" одержала победу над "Коронель Болоньеси" — 2:1. Новая команда была составлена из игроков молодежного состава и ветеранов, которые закончили карьеру, но изъявили готовность помочь попавшей в беду "Альянсе". В числе последних был и Теофило Кубилас, герой чемпионатов мира 1970 и 1978 годов. К тому времени ему уже перевалило за сорок, но и он не остался в стороне.
В суринамской столице Парамариба потерпел катастрофу авиалайнер из Амстердама, находились 23 голландский футболиста суринамского происхождения. Это случилось 7 июня 1989 года. Первоначально предполагалось, что и Райкаард с Гуллитом чьи корни также, как известно, находятся в Суринаме, должны были лететь этим рейсом. Однако в последний момент звезды изменили свое решение — и спасли себе жизнь.
В 1993 году беда впервые случилась с национальной сборной. Замбийская команда разбилась 28 апреля при перелете с острова Маврикий в столицу Сенегала Дакар. На Маврикии за два дня до трагедии она провела игру в рамках отборочного турнира Кубка Африки (и победила 3:0), а в Дакаре 2 мая ей предстоял следующий матч. Самолет "Баффало СТ-15" замбийских ВВС в ходе рейса совершал многочисленные посадки для дозаправки. После одной из них в аэропорту Либревиля, столицы Габона, самолет, едва взлетев, вдруг без видимых причин стал резко снижаться и исчез из поля зрения локаторов.
Поисково-спасательные службы обнаружили обломки в двух километрах от океанского побережья. Искалеченные тела игроков и их сумки с футбольной амуницией извлекли на берег. Среди 18 погибших спортсменов были восходящая звезда африканского футбола Кельвин Мутале — автор всех трех мячей в ворота Маврикия — и трое игроков, вернувшихся незадолго до катастрофы в Замбию после стажировки в душанбинском "Памире" — Чанса, Мваиза и Макинка. Случайность спасла жизнь троим братьям Бвалиа — Калуше, Джонсону и Джоэлу самым известным футболистам страны. Все они выступали тогда за европейские клубы и по соглашению с руководителями сборной должны были присоединиться к ней только в Сенегале.
Несмотря на гибель большинства ведущих футболистов страны, замбийская сборная весьма успешно провела финальный турнир Кубка Африки, заняв второе место и уступив только бесспорным фаворитам — нигерийцам. У погибших нашлись достойные преемники — Малитоли, Питана, Элайя, Сайлети. Свои серебряные медали они посвятили памяти товарищей...