Юран и Кульков, Черчесов и Онопко, Хлестов и Цымбаларь. Этих игроков не было и не могло быть на поле спартаковского манежа в Сокольниках, где проводил тренировку московский "Спартак". Футболисты, мастерство которых помогло красно-белым блестяще выступать в осеннем этапе Лиги чемпионов, оказались в клубах Англии, Австрии, Испании. Или — на больничной койке. Дай Бог, Цымбаларя скоро поставят на ноги.
Нто заменит эту плеяду в играх первенства и кубка страны, четвертьфинала Лиги чемпионов? Означает ли потеря ведущих футболистов, что "Спартаку" придется отказаться от привычной игры, приноравливаться к другим, "чуждым" тактическим схемам? С этого вопроса началось наше интервью с Георгием Ярцевым, который заменил на посту главного тренера Олега Романцева.
— Принципы игры, которые исповедовал в последние годы "Спартак", не изменятся, — сказал он. — Мы с Романцевым в этом смысле единомышленники. Я считаю, что манера игры "Спартака" достаточно современна, прогрессивна. От добра добра не ищут. Дутое дело, как заполнят новые игроки вакантные места и что они привнесут в эту игру — вот здесь, возможно, возникнут какие-то проблемы.
Заменить Онопко сейчас практически нельзя. Онопко — это не просто игрок европейского класса, но это был еще и лидер, капитан команды, человек, который мог в трудную минуту вдохнуть своими действиями в партнеров надежду на успех. Пока это потеря практически невосполнимая. Чисто психологическая потеря. Потеря футболиста, который стабилизировал игру обороны и направлял атакующие действия из глубины. Я вижу только одного человека на это место — Юрий Никифоров. Безусловно, ему трудно перестроиться, поскольку он долгое время играл последнего защитника. Но думаю, что Юра достаточно профессионален и понимает, что от него требуется в интересах команды.
— Последние годы показали, что наиболее удачно на европейской арене "Спартак" играл тогда, когда состав команды цементировали опытные закаленные бойцы. После колоссальных потерь этого года из опытных игроков приобретен только 34-летний Сергей Горлукович. Вы намерены усиливаться еще?
— Мы ведем переговоры с несколькими опытными игроками, имена которых я не хотел бы раскрывать. Что касается Горлуковича, то к Лиге чемпионов он не имеет никакого отношения, так как не может выступать в этом турнире: Сергей осенью был "заигран" за владикавказский "Спартак-Аланию" Вы говорите: опыт, опыт. А разве Тихонов у нас уже три раза подряд не играл Лигу чемпионов? Также Аленичев, Кечинов. Взять того же Липко: он уже обыгран в этом турнире.
Конечно, остальные российские команды остаются в выигрыше по сравнению со "Спартаком". Я не хочу умалить их достоинства, но за рубеж приглашают больше всего все-таки московских спартаковцев. И уезжают они не в какие-то заштатные клубы (говорю о тех, кто уезжает в полном порядке). Едут в хорошие страны: Италия, Испания, Германия, Франция. И играют в своих новых клубах заметную роль. Другое дело, как теперь это новое поколение футболистов московского "Спартака" воспримет ответственность, которая легла на их плечи с уходом опытных.
— В чем же состоит ваша задача?
— Думаю, что моя задача — убедить ребят: пришло уже ваше время. Я везде говорю, что последние уходы из "Спартака" ведущих игроков показали: мы должны выбирать сейчас правильный стратегический путь. Если мы выбираем путь таких богатых клубов, как "Милан", "Барселона", "Ювентус", — значит, мы должны те деньги, которые зарабатываем, вкладывать в приобретение новых игроков. Если это нам не под силу — значит мы должны идти по другому пути, по какому сейчас идет, скажем, голландский "Аякс". Школа — ступень мастерства — клуб. Играет человек в клубе, отдает что-то клубу, получает известность, приглашение, уходит. За него получаем деньги, которые вновь вкладываются в новое поколение, чтобы новое поколение тоже росло в хороших материальных и жилищных условиях. Я — сторонник второго пути.
— Как в таком случае, на ваш взгляд, в "Спартаке" поставлена работа с резервом?
— Считаю, что в последние годы эту работу вели у нас неправильно. Дубль играл в третьей лиге, занимал высокие места. Почему тренеры дублеров довольствовались лишь результатом? В прошлом году, когда у нас возникла кадровая проблема, они никого не рекомендовали в основной состав. Сейчас в дубль пришли новые тренеры — Виктор Самохин и Сергей Родионов. Надо разобраться в своем доме. Мы ездим, ищем в ближнем, дальнем зарубежье, а может быть, уже у нас выросли свои способные ребята. Ведь школа прекрасная. Растим, растим футболистов, но как только они попадают в дубль, там и исчезают. До этого играют в различных сборных: юношеских, молодежных, а доходят до дубля — и теряют все свои кондиции. И многие просто пропадают. Вот, например, молодой Бесчастных и Веселовский ушли в Нижний Новгород. А ведь могли постараться, потерпеть, побороться за место в основном составе.
Надо впомнить, наконец, спартаковские традиции. "Спартак" всегда был силен талантливой молодежью. И воспитывалась она в клубе.
— В прошлом году "Спартак" удачно выступил в Лиге чемпионов и заработал неплохие деньги. Тем не менее пока вы не приобрели ни одной "звезды". В то же время своих лучших игроков не удалось удержать. Тем же Кулькову и Юрану, судя по сообщениям прессы, английский "Миллуол" будет платить по 7 тыс. долларов в неделю. Означает ли это, что ваш клуб не в состоянии обеспечить им такое же содержание?
— Ни Юран, ни Кульков не принадлежали ни себе, ни нам. Их трансферный лист находится у их агентов. Возможно, они и хотели бы остаться в "Спартаке", но люди, занимавшиеся их судьбой, рассудили иначе. У них были другие планы Мы взяли этих футболистов в аренду, но аренда закончилась.
И вообще подобные вощи, поймите меня правильно, обсуждает не тренер. Когда я пришел на первое собрание и Олег Иванович Романцев представил меня как главного тренера, то все футболисты, блистательно сыгравшие на финише сезона, сидели передо мной. И даже Онопко был, хотя и знал, что он уезжает И потом они стали уходить. Но! Во-первых, я не чувствую, что меня кто-то подставил, или Романцев что-то такое изобретает. Мне предложили возглавить команду. Я соглас ился И вот эти футболисты ушли. Какие же мои действия? Что же получается — когда у меня Кульков, Юран, Черчесов, Онопко, Цымбаларь, Хлестов, я согласен, а как только они ушли или травмировались мне отказываться. Это же непорядочно А потом у Романцева убедительные доводы И в целом ряде интервью он мне сделал много комплиментов. Президент клуба, видимо, вправе выбирать и назначать тренера И то дело, которое мне поручил Романцев, я постараюсь сделать честно и порядочно, в интересах клуба и сборной.
— Накануне матчей с "Нантом" вспомним о том, что "Спартак" не слишком удачно играет с французскими клубами. Это стечение обстоятельств или есть какая-то закономерность?
— Действительно, с французами мы играем неудачно. Думаю, что объяснить это можно так. Французский футбол на подъеме. Много "звезд". Они играют в комбинационный, импровизированный футбол. "Спартаку всегда было сложно с такими командами. Появился некий французский синдром. Одна из задач — сломать эту психологию.
— Ваши футбольные годы ознаменовались соперничеством двух школ — Бескова и Лобановского. При всей привлекательности бесковской игры киевляне с точки зрения результата все же добились большего...
— Очень хорошо, что в наше время было две школы. Вспомните, как тихо и спокойно плыло киевское "Динамо" и доплывало до победного финала. И вот появился "Спартак". Народ пошел на стадион уже в 1977 году, когда мы были еще в первой лиге. Надоели болельщику все эти выездные модели. Хотя факты упрямая вещь: Лобановский больше Бескова повыигрывал всяких медалей и кубков, в Европе в том числе. Значит, что-то в нашем стиле было неправильно. Но мне ближе футбол Бескова. И когда меня спрашивают, с кем бы я как тренер стал работать, то я называю две фамилии: Бесков и Романцев. Но Олег Иванович ближе подошел к симбиозу двух стилей. У него команды были и сильны, и мощны, и в то же время сохранили зрелищность. Народ узнавал спартаковский стиль команд Романцева.
Но нельзы забывать, что было еще и очень приличное тбилисское "Динамо" со своим неповторимым рисунком техничной мудрой комбинационной игры. В то же время — когда это требовалось — грузинские футболисты могли сыграть мощно и цепко в обороне
— После "Спартаке" вы некоторое время играли в столичном "Локомотиве" у Севидова. Многие футболисты, работавшие с ним, сохранили об этом человеке добрую память. В чем было его своеобразие?
— И я сохранил об Александре Александровиче самые теплые воспоминания. Он не блистал, может быть, тактической мудростью Бескова или умением Лобановского готовить команду физически, но в нем так сочеталась забота об игроке с умением раскрыть в футболисте его лучшие качества... Не последнюю роль, и в наше время, играли материальные блага. Александр Александрович смог так наладить работу в этом смысле, что игрок, приходивший в его команду, думал только о футболе. Потому что бытовая сторона уходила на второй план. Это то, о чем мы говорим сейчас. Может быть, Севидов и был самым профессиональным тренером. Он исходил из материальной заинтересованности. И это при том, что для меня тот, 81-й год был неудачным. Да и вообще, знаете, перейти из "Спартака" в "Локомотив" — мне было все в диковинку. Ну не бегал я никогда у Бескова 10-киломе-тровые кроссы! Я у Бескова больше проводил времени на теоретических занятиях
— Как вас заприметил Бесков?
— Вот в я том самом спартаковском манеже, на спартаковском турнире, е котором принимала участие и моя команда из Костромы Когда получил приглашение, особенно лестное в мои годы (люди в этом возрасте уже вешают бутсы на гвоздь), я прямо сказал Константину Ивановичу: "А вы знаете, что мне 29 лет? ". "Да, ты ко мне лет на 10 опоздал, — сказал он, — но это не страшно".
— Как родилась ваша знаменитая связка с Юрием Гавриловым?
— Бесков долго искал линию атаки. И вот в один прекрасный момент "показался" Гаврилов. Мы с ним сразу поняли друг друга. Никогда мы не договаривались, куда я побегу, куда он должен отдать пас. Это происходило синхронно, интуитивно, неожиданно для других. Не думаю, что в нашем футболе был после Гаврилова игрок, который дотянулся до его уровня. Это мое субъективное мнение. Возможно, кто-то назовет Че-ренкова или Кипиани. Но не будем забывать, что когда через год я ушел, Юрий проявил и свои снайперские качества: стал лучшим бомбардиром чемпионата. В то же время нельзя говорить, что в "Спартаке" все решала связка Ярцев — Гаврилов. Ведь у нас был уже в то время мудрый Черенков, был Хидиятуллин, в обороне — Романцев.
Кстати, некоторые ругают Бескова за то, что он, когда пришел в "Спартак", якобы набрал новых игроков. Неправда. Он сохранил костяк состава. В 1977 году за нас играли и Прохоров, великолепно отстоявший сезон, и Ловчев, и Гладилин, и Булгаков, и Кокорев, и Самохин, и Букиевский, и Миша Бондарев — в свое время капитан юношеской сборной (сейчас руководит ми-ни-футбольной "Диной"). Так что основа осталась, а те, кто приходили — Ярцев, Романцев, Гаврилов, Шавло, Павленко, — плавно вливались в состав. Хорошая была команда, отношения между ребятами были прекрасные. Для тренера обстановка просто идеальная, потому что любое указание, любое задание воспринимали с удовольствием, змоцмонально Вот если бы ток же зажглись наши молодые игроки!
— И в заключение самый популярный вопрос читателей "Матча": почему все-таки ушел — и так внезапно — Олег Романцев?
— Романцев как тренер добился выдающихся успехов. Очевидно, что кое-кто ждет, когда же он провалится. Ведь на такую вершину забрался человек. Наверно, ему просто понадобилось остановиться и оглянуться. Вот он это и сделал. В прошлом году Романцева подвергли обструкции: нельзя одному занимать сразу три кресла. Ладно, он оставляет пост главного тренера и остается президентом. А ему в ответ: предатель, бросил команду, из-за твоего ухода игроки разбежались. Но на самом деле просто так сложилось, что, придя в "Спартак", игроки получили европейскую известность (или подтвердили ее), получили приглашения и уехали. Другое дело, моральный аспект. Я ничуть не обвиняю ушедших. По-разному у всех складываются судьбы. Человек-то ищет, где лучше. Я уверен, они и рады помочь тренеру Ярцеву, но так сложилось. Хватит посыпать голову пеплом! Того, осеннего, "Спартака" больше нет. Пришла пора вдумчивой, кропотливой работы. Будем строить новый "Спартак"!