В этом сезоне наши футболисты открывают очередные циклы отборочных игр олимпийского турнира и чемпионата Европы. Для олимпийцев эта будет уже девятая попытка, а для участников европейских турниров — восьмая. Впервые советские футболисты приняли участие в Олимпийских играх в 1952 году в Финляндии, а спустя четыре года в Австралии они уже поднялись на высшую ступень пьедестала почета. Еще через четыре года в первом европейском турнире во Франции сборная СССР сразу же завоевала золотые медали.
Участником двух первых олимпийских турниров и отборочного матча Кубка Европы был и автор этих строк. В публикуемых заметках он знакомит читателей журнала с рождением сборной СССР летом 1952 года, с памятными олимпийскими матчами, рассказывает о героях былых футбольных баталий.
Прошел уже не один десяток лет. но свежи в моей памяти воспоминания о тех славных футбольных боях.
Только что созданная сборная СССР готовилась к матчам первого для советских футболистов олимпийского турнира.
Перед товарищеским матчем со сборной Польши в команду пригласили и меня.
Следующий соперник был куда серьезнее — венгерская сборная, уже тогда начинавшая греметь в футбольном мире. Тренеры нашей команды снова сделали перестановки в нападении. Теперь я занял место на правом фланге. У венгров целое созвездие имен: Грошич, Бузански, Лантош, Кочиш, Пушкаш, Хидегкути.. И вновь «высший пилотаж» показал Бобров. В один из моментов игры, получив передачу от Сальникова, он изящно ушел от центрального защитника Бэржеи, обвел бросившегося в ноги вратаря Грошича и вкатил мяч в пустые ворота. Венгры сравняли счет после красивого удара головой правого инсайда Кочиша.
Во втором матче изменения в нашем составе были минимальны: вместо полузащитника Антадзе на поле вновь вышел Игорь Нетто. Мы значительно успешнее комбинировали и один за другим забили два гола. Первый забил Валентин Николаев с моей подачи, а второй... Бобров, двигавшийся с мячом к воротам, увидел, что я мчусь к ближней штанге, и тут же передал мяч. С близкого расстояния я послал его в сетку. Это был мой первый гол в международных матчах.
Пушкаш сквитал один мяч, большего венгры не добились.
В матчах с венграми отличную игру показал Николай Дементьев. Отмечали его и тренеры венгерской команды. Думаю, что в дальнейшем руководители нашей команды сделали ошибку, не включив этого выдающегося футболиста в состав команды, выезжавшей на Олимпиаду.
И вот мы едем в Хельсинки на Олимпиаду. Первую для советского футбола...
Вместе со сборной СССР я участвовал в олимпийском турнире 1952 года в Финляндии, но играл только в первом матче, где мы с немалым трудом, в дополнительное время, победили сборную Болгарии — 2:1.
Здесь мне не повезло. Побежал на высокую передачу, хотел опередить вратаря болгар Соколова, Но тот, высокий, могучего сложения, выпрыгнул выше и со всего маха упал на меня. Я серьезно повредил плечо. Оставшись на поле фактически вдесятером, наша команда в конце игры пропустила гол от Колева. Но Бобров головой отквитал гол, затем Трофимов забил второй.
И вот я сижу с перебинтованной рукой и смотрю, как наши выходят на матч с югославами...
Предматчевая «накачка», как видно, не пошла на пользу нашим. Играли плохо, а у югославов, наоборот, все получалось. Проигрываем 0:1, 0:2, 0:3. Кажется, дело закончится разгромом. В начале второго тайма югославы забили четвертый гол, И теперь они, видимо решив, что победа в кармане, начали небрежно передавать друг другу мяч в центре поля. Нет, так шутить с нашими ребятами в то время нельзя было ! Перехватили мяч. перевели направо, промчался вперед Трофимов и отквитал один мяч.
Не знаю уж почему, но во всех описаниях этого матча первый гол записывают на счет Боброва, а второй — Трофимову, Но я-то точно помню, что все было наоборот.
Югославы как-то легко забили нам пятый гол. И снова за прежнее — красиво перекидывают друг другу мяч, срывая аплодисменты публики. А до конца остается двадцать минут, пятнадцать...
Угловой у ворот сборной Югославии... Бобров в окружении защитников все же успевает протолкнуть опускающийся мяч в сетку. Еще угловой — все повторяется. Югославские защитники потрясены. За две минуты — два гопа. И забиты-то они с угловых не головой, как обычно, а ногой. Еще угловой... И третий, точно такой же, гол! Три гола подряд, и все их забил все тот же Всеволод Бобров, капитан нашей сборной.
Снова угловой. За Бобровым смотрят трое. Обе команды у югославских ворот. Но в этой толчее наш левый полузащитник Александр Петров все же находит брешь и в высоком прыжке забивает мяч в ворота Беары.
Едва югославы начали с центра, как звучит свисток англичанина Эллиса. Быстро смеркается. После перерыва наш соперник как-то сумел собраться, да и стало темно. Тем не менее и в эти полчаса преимущество было на нашей стороне. Лишь не было голов.
Через два дня югославские футболисты все же вырвали победу у сборной СССР. Дойдя до финала, они снова стали серебряными призерами Олимпиады, как и четыре года назад. А чемпионом стала сборная Венгрии, которую мы победили незадолго до этого в Москве.
...И вот ноябрь 1956-го. Снова Олимпиада, вторая в моей жизни. Мы в Мельбурне уже две недели, тренируемся, сыграли матч со сборной Австралии и п.обедили — 18:1, Но для меня этот матч обернулся неудачей: получил травму, и теперь в составе на первый олимпийский матч не я, а динамовец Владимир Рыжкин.
Первая встреча — с олимпийской сборной ФРГ. Вижу, как нелегко достается моим товарищам каждый метр пространства, особенно на половине немцев.
Но вот следует вспышка. Анатолий Исаев, получив мяч в центре попя, мчится вперед, в своей излюбленной манере тормозя перед соперником, обыгрывая его коротким финтом и снова устремляясь вперед. Рядом по курсу бежит Эдуард Стрельцов, но Исаев неожиданно, не входя в штрафную, сильно бьет. Мяч по дуге влетает в ворота.
Ответный гол немцы также забивают неожиданным дальним ударом. Но еще до того Стрельцов удвоил счет голов в нашу пользу.
В четвертьфинале наш соперник — сборная Индонезии, соперник явно несильный. Опять я пропускаю матч. Ну что ж, буду готовиться к решающим играм.
Нежданно-негаданно матч СССР — Индонезия закончился со счетом 0:0. Наши не смогли пробить «бетон» индонезийской защиты. Удар следует за ударом, но удачлив вратарь Саелан, самоотверженны защитники индонезийцев. суетливы наши. 58 ударов по воротам, 27 угловых насчитали после этой игры!
При этом встреча с индонезийцами едва не закончилась для нас печально. Незадолго до конца матча центрфорвард соперников, сиротливо маячивший в центральном круге, подхватил отскочивший мяч и устремился к воротам Льва Яшина. Яшин, сам то и дело выходивший к центру лоля, стремглав бросился к воротам. Видя, что Яшин бежит лицом к своим воротам. форвард решил перекинуть мяч через него. А Яшин, случайно оглянувшись на бегу, успел поднять руку и зацепить этот мяч.
В повторной игре мы уже не повторяли ошибок, Спокойно победили — 4:0.
Теперь мы в полуфинале, и снова, как и четыре года назад, на нашем пути болгары. Трое из сборной СССР — Башашкин, Нетто и я — знаем болгар еще по пятьдесят второму году. Чувствуем себя не то что неспокойно, но неуютно, зная неуступчивость и твердость болгарской команды.
Во втором тайме Николай Тищенко, столкнувшись с кем-то из соперников, неудачно упал, ударившись плечом о землю. Перелом ключицы. Над Колей хлопочут врач и массажист, затем ведут в раздевалку. Закон суров: замены не разрешены. Сборная СССР остается вдесятером. Парамонов становится на место Тищенко, Сальников — в полузащиту. Тищенко снова возвращается на поле. Рука его крепко прибинтована к туловищу. Теперь он становится на край, и болгары не атакуют Николая, когда мяч изредка попадает к нему. Травмировано колено у Иванова. А впереди еще тридцать дополнительных минут!
На пятой минуте дополнительного времени мяч оказывается в воротах Яшина. И забил его Колев, все тот же Колев, что четыре года назад и тоже в дополнительное время забил гол Леониду Иванову. Судьба матча в руках у болгар. У нас на поле, как и у них, одиннадцать человек, но даое из них — футбольные инвалиды. Стоило бы болгарам сыграть в эти оставшиеся минуты поосторожнее. Но они кричат: «Другий гоп, другий гол!»
Правда, этот гоп оказался не в наших воротах, а в болгарских. На передачу Тищенко выскочил Стрельцов и что есть силы ударил. Но,., попал скорее не по мячу, а в землю перед ним. Вратарь выбрал правильное направление броска, но мяч, лишь слегка задетый Стрельцовым, «пешком» покатился в противоположный угол ворот. 1:1! А затем Татушин успел опередить вратаря и из-под рук у него забил второй, победный для нас. гол.
Наша команда е финале должна играть против югославов, полностью обновивших состав своей сборной после Хельсинки.
Невидимым грузом лежит на нас воспоминание о том, что на предыдущей Олимпиаде сборную СССР выбили из турнира именно югославские футболисты...
Но вот настал и наш час. 8 центре поля Анатолий Масленкин собирается бить штрафной. Зорко оглядывает все поле. И только заносит ногу для удара, как стремительный рывок по правому краю мимо защитника делает Борис Татушин. Лучший ход — передача ему за спину защитника. Масленкин безукоризненно ее выполняет. Борис мчится с мячом к линии ворот. И тут же к ближней штанге выскакивает Анатолий Исаев. Я «замыкаю» дальнюю штангу. Следует короткий навес на Исаева. Вратарь югославов Раденкович видит нешуточную опасность, старается успеть к мячу, но все сделано так быстро, что ему остается лишь смотреть, как мяч, подрезанный Исаевым ударом головы, перелетает через него. И с самой пинии я вношу его. также головой, в ворота.
Только единое стремление всех позволяет забивать голы в самых важных матчах. Гол в Мельбурне, названный «золотым», записан на мой счет, но он принадлежит всей нашей команде.