Не скрою: к этой команде всегда питал особые симпатии. И не я один. Понятно, более всего команде были верны свои, заводские. Парней, игравших в малиновых футболках «Зари», здесь знали не один год. Трибуны ворошиловградского стадиона «Авангард» всегда бывали забиты. Команда отличалась самобытной игрой, бьющим через край желанием повергнуть самого грозного соперника. После каждого свидания с «Зарей» оставалось приятное чувство общения с верным, надежным другом.
Казалось, так будет всегда. Дебютировав в 1967 году в высшей лиге, ворошиловградцы сразу же обратили на себя внимание, заставив многих именитых соперников считаться с новичком. А в последующих сезонах футболисты «Зари» начали турнирное восхождение к «пику чемпионства». В 1972 году он был уже успешно покорен.
В канун матча «Зари» с московским «Торпедо» я приехал в Ворошиловград. На уютной тренировочной базе, утопавшей в золотисто-багряном убранстве еще не поредевшей осенней листвы, царила творческая, хотя и несколько напряженная атмосфера. Команда готовилась к важнейшему поединку. Старшему тренеру Герману Зонину почти силой приходилось уводить своих подопечных с тренировочного поля. Наставник понимал, что чрезмерные перегрузки перед ответственной игрой ни к чему.
Сейчас, когда разговор заходит о причинах потускнения «Зари» на футбольном небосклоне, в спортивных организациях области как-то уж чересчур спокойно объясняют:
— Все началось с уходом Зонина.
С такой оценкой можно согласиться, но лишь частично. Правда, «Заря»-72 была детищем Германа Семеновича. Но ведь и после его ухода из команды «Зарю» возглавляли авторитетные специалисты — Всеволод Блинков, Олег Базилевич и другие. У них тоже за плечами большой опыт, знания. При Евгении Пестове команда дважды выступала в финале Кубка СССР. Так что дело, надо полагать, не столько в смене талантливого специалиста, сколько в обилии тренерских кадров, буквально захлестнувших «Зарю» за 13 лет после ее «звездного часа». Кроме Блинкова, Базилевича, Пестова клубом руководили Сабо, Захаров, Добижа, Ращупкин. Почти каждый наставник пытался в считанные месяцы или даже недели добиться того, к чему Зонин шел не один сезон.
Первые признаки заката «Зари» обозначились давно, когда она еще выступала в высшей лиге. По мнению многих специалистов, «Заря» значительно снизила уровень игры. В команде начался разлад. «Заря» перестала быть монолитным коллективом единомышленников.
В 1979 году ворошиловградский клуб покинул высшую лигу, а с нынешнего сезона выступает во второй. И самое обидное то, что отнеслись к этому, как к само собой разумеющемуся событию.
Возникает резонный вопрос: неужели Ворошиловградский облспорткомитет, Украинский совет ДСО «Авангард», отдел футбола Спорткомитета УССР не могли устранить причины, мешавшие возродить былую славу «Зари»? Тем более что футбол, несомненно, самый популярный и любимый вид спорта в области. Им здесь занимаются 75 тысяч человек. В 1487 коллективах физкультуры играют в футбол. В 15 отделениях ДЮСШ занимаются более 2 тысяч ребят, с которыми работают 46 тренеров. В одной лишь ДЮСШ олимпийского резерва при спортклубе «Заря» под началом 10 штатных тренеров обучаются 236 юных футболистов.
То, что здесь умеют работать с талантливыми ребятами, известно давно. Вот и в 1983 году сборная команда школьников области, укомплектованная учащимися ворошиловградской школы-интерната спортивного профиля, стала чемпионом республики. Но вот парадокс: овладев навыками мастерства, наиболее одаренные ребята, даже попав в основной либо дублирующий состав «Зари», охотно принимали приглашение перейти в другие команды. Вот лишь некоторые фамилии воспитанников ворошиловградского футбола: С. Андреев, А. Андрющенко (оба — СКА, Ростов), А. Полукаров («Торпедо», Москва), С. Пучков («Днепр»), В. Смолянинов («Шахтер»), А. Заваров, С. Журавлев, В. Евсеев, В. Каратаев (все — «Динамо», Киев). Еще два десятка ворошиловградцев защищают цвета других клубов первой и второй лиг.
Этот список можно назвать «перечнем утраченных талантов». А ведь могли они расцветить «Зарю» яркими тонами мастерского футбола. Но все же, почему взращенные на местной футбольной ниве ребята не желают выступать в «Заре»? Вопрос не из простых. Однако вряд ли миграция талантов из Ворошиловграда была бы столь значительной, не относись городские и областные спортивные организации к своей лучшей команде словно к падчерице.
В прошлогоднем постановлении Спорткомитета УССР бесстрастно констатируется: «Неудовлетворительное выступление «Зари» объясняется тем, что ее старший тренер О. Базилевич не нашел должных контактов с игроками. Стремясь перестроить игру, не всегда учитывал возможности отдельных футболистов, не проявил достаточной требовательности в вопросах доукомплектования».
Вот и все выводы. К этому следует добавить, что «должных контактов» с игроками О. Базилевичу так и не удалось найти. Так что свой самый неудачный сезон «Заря» заканчивала и вовсе без старшего тренера.
Но где же, как не в отделе футбола Спорткомитета УССР, обязаны были не только констатировать, но прежде всего помочь советом и делом в преодолении кризиса. И не только в «Заре»: из трех коллективов, покинувших в прошлом сезоне первую лигу, два — украинские. «Компанию» ворошиловградцам составила симферопольская «Таврия», также еще совсем недавно выступавшая среди сильнейших команд страны.
Причины спада «Таврии» другого порядка, чем у «Зари». Крымчане несколько лет кряду ходили в признанных лидерах первой лиги. Однако, вернувшись в нее после неудачного дебюта в высшей, сникли прямо на глазах. В команде не позаботились своевременно о смене ветеранов. Так что омоложение было скорее вынужденным, чем тщательно подготовленным, и проходило аврально. Молодежь, хоть и способная, не имела за плечами соревновательного опыта и дрогнула. И уж никак не способствовала повышению игровых кондиций тренерская чехарда, затеянная в клубе.
К неудачникам нынешнего сезона следует отнести и никопольский «Колос», представляющий первый в стране межколхозный спортклуб. Если бы не заведомый аутсайдер — омский «Иртыш», вряд ли удалось бы «Колосу» продлить «прописку» в первой лиге. Шутка ли сказать, за прошедший сезон в команде поменялось четыре наставника. Не успевал очередной старший тренер «Колоса» как следует познакомиться с игроками, как ему приходилось сдавать дела своему преемнику.
Представительство украинских команд в первой лиге за несколько лет сократилось с восьми до трех. И это не может не настораживать, ибо свидетельствует о недостатках, а порой и просчетах не только в учебно-тренировочной и политико-воспитательной работе команд мастеров, но и в самой стратегии их подготовки и выступлений.