Получив задание редакции написать о Лужниках, решил первым делом провести небольшой опрос среди знакомых. Только один вопрос: “С чем у вас ассоциируются сегодня Лужники?” “С барахолкой”, — словно сговорившись, ответили трое. И лишь четвертый, почесав в затылке, неуверенно сказал, что вроде бы в Лужниках затеяна большая стройка, которая должна преобразить облик главного стадиона страны. “Только вот жить в эту пору прекрасную не доведется ни мне, ни тебе”, — грустно добавил он, процитировав классика русской поэзии.
Спертое дыхание рынка ощущаешь еще у метро "Спортивная", двигаясь в плотном потоке людей, толкающих перед собой тележки с сумками, тюками, коробками и чемоданами. Купив билет и предъявив его дюжим молодцам в камуфляже, бдительно стерегущим все входы, вливаешься в бурное море оптово-розничной торговли. Под ногами — втоптанные в снежную грязь картонные коробки, обрывки паковочной бумаги, прочий хлам. Мат-перемат. И Ильич, взирающий на все это со своего гранитного постамента.
Кажется, что стихия купли-продажи властвует повсеместно. Коммерсантам отданы подтрибунные помещения Большой и Малой спортивных арен, коврами торгуют в плавательном бассейне и возле него. Лагерные мотивы проглядывают в некогда ухоженных аллеях — дабы спасти остатки газона, от дерева к дереву протянулись заграждения из колючей проволоки. На всякий случай до тронулся, ожидая получить легкий предостерегающий разряд. Но нет, не под током.
И только в хоккейной коробке за Малой спортивной ареной какие-то ребята азартно гоняли футбольный мяч, не обращая ни малейшего внимания на суету за бортом. Неужели спорту в Лужниках пришел конец?
— Так может подумать только тот, кто не знаком с реальным положением дел, — развеял мои опасения пресс-аташе АО "Лужники" Сергей Борисов. — Нам есть чем гордиться. На фоне массового падения интереса к занятиям физкультурой и спортом и общего захирения спортсооружений мы сохранили количество занимающихся на уровне 1990 года. А это без малого 4,5 тысячи человек в 258 спортивных и физкультурных секциях и группах. Возможно, причина в том, что Лужники держат арендную плату на одном из самых низких уровней по Москве — месячный абонемент в бассейн осенью 1995 года стоил, например, около 50 тысяч рублей.
Ну что ж, будем считать, что за фургонами коммерсантов и многими тысячами покупателей я просто не разглядел спортсменов. Но вот картина на так называемом южном ядре заставила вспомнить слова генерального директора АО "Лужники" Владимира Алешина, сказанные им в те дни, когда пробивалось решение об открытии ярмарки на территории Лужников. "Ни пяди спортивных полей под рынок не уйдет", — сказал тогда руководитель, возглавляющий лужниковский коллектив вот уже более 10 лет. Как же объяснить тогда, что прекрасные травяные поля ушли под асфальт, а на асфальте возникли коммерческие палатки? Свое недоумение я адресовал заместителю генерального директора Борису Мегрелидзе.
— Перевод рынка к южному ядру — временная и вынужденная мера, вызванная начав шейся реконструкцией Большой спортивной арены, — объяснил он во время нашей беседы, которая проходила в... бывшей раздевалке северного ядра, ппрюборудоваиной под кабинет. — Мы рассчитываем, что уже через год южное ядро "очистится'’ от торговцев и там будут уложены синтетические поля — неприхотливые, долговечные. Кстати, все подготовительные работы, в частности дренажные, уже проведены. В перспективе здесь будет круглогодичный футбольный комплекс.
Вообще-то все те сотрудники Лужников, с которыми мне удалось побеседовать, сетуя на неудобства, связанные с наличием ярмарки, с редким единодушием говорили о том, что благодаря рынку удалось уберечь от банкротства лужниковский спорткомплекс, в советские времена планово-убыточный, а им самим — избежать неминуемого увольнения. В 1994 году (последнем, за который подведены итоги) Лужники получили доход в размере 81 миллиарда рублей, из них от рынка - 48 миллиардов, или 59 процентов Для сравнения: поступления от организации и проведения футбольных матчей составили 2 миллиарда (2,8 процента).
По словам Мегрелидзе, ярмарка дает стадиону возможность не только жить, но и совершенствоваться. Приведены в идеальный порядок 21 теннисный корт с земляным и 42 корта с искусственным покрытием. В соответствии с постановлением правительства Москвы от 23 мая 1995 года "О концепции использования территории Лужников и Воробьевых гор и мерах по обеспечению перспективного развития спорткомплекса Лужники'' предусматривается, в частности, реконструировать Большую спортивную арену, возведя козырек над трибунами и раздвижную крышу, что сделает стадион всепогодным и универсальным. В начале 1997 года должен вступить в строй теннисный центр с 6 кортами и 12 площадками для сквоша, банями, саунами, ресторанами.
Он будет возводиться за счет собственных средств, поступающих от коммерческой деятельности. Рядом вскоре начнется строительство современного 4—5-звездочного отеля. Близится к завершению возведение административного здания, где разместятся все лужниковские службы, а также милиция, которая пока обосновалась на Малой спортивной арене.
Ей не позавидуешь, криминогенная ситуация на территории Лужников мрачная: рынок как магнитом притягивает воришек и мошенников всех мастей. Как рассказали мне "дикие футболисты, которых в субботний день я отыскал на одной из площадок спорткомплекса, в феврале прошлого года в разгар дня был зверски избит их товарищ Женя Чернышев, который, погоняв мяч, отправился купить пару бутылок воды и нарвался на каких-то громил. В результате ему несколько недель пришлось провести в больнице Склифосовского.
Знающие люди утверждают, что в дальнем углу спорткомплекса, у "пересечения" Москвы-реки и метромоста, находится так называемый отстойник, где выясняют отношения члены преступных группировок, которые претендуют на контроль за Лужниками.
Не раз страдала от карманников и директор Музея спорта, расположенного в здании Большой спортивной арены, Алла Пугачевская, которая, по ее словам, не меняет свою кожаную сумочку на новую только потому, что эту уже трижды разрезали у нее по пути на работу. "И еще разрежут", — убежденно сказала она.
Хотя, похоже, гораздо больше ее волнуют проблемы не личные, а музейные. Экспозиция закрыта, поскольку вокруг БСА развернулось строительство, да и рынок препятствует нормальному доступу посетителей. А музей-то уникальный, с редчайшими отечественными и зарубежными экспонатами. В коллекции имеется, например, медаль первой Олимпиады современности, которая проходила в 1896 году в Греции. "В прежние годы, — вспоминает Алла Александровна, — мы занимали одно из первых мест в Москве по посещаемости: 70 тысяч человек в год. Было много школьников, весь "интурист". А тут как-то шла к нам на экскурсию группа учащихся ПТУ, так, продираясь через рынок, шесть мальчишек "потеряли".
Потеряли, в общем-то, не случайно: нынче молодежь тянется не к спорту, а к бизнесу. Замечаю это и по своей футбольной компании, с которой играю по выходным в Лужниках вот уже больше 10 лет. Совсем нет притока "свежей крови". Да и встречают нас здесь не очень-то приветливо. Взимая арендную плату (небольшую, примерно 2,5—3 тысячи рублей с человека за час), администрация в то же время далеко не всегда заботится о том, чтобы поле было очищено от снега, чтобы были ворота, а на них — сетка.
Да, много проблем у Лужников, но что приятно: люди, которые трудятся в спорткомплексе, и прежде всего его руководство, приноравливаясь к рыночным рельсам, не забывают о добрых традициях, о благотворительности. Так, к примеру, ежегодно в конце декабря — начале января толкучка закрывается, чтобы дети могли беспрепятственно побывать на новогоднем представлении. "Мы много теряем на этом в финансовом плане, — признался Мегрелидзе. — К тому же себестоимость билета и подарка, которые мы продаем за 25—30 тысяч рублей, в несколько раз выше. Но от детских Елок мы не откажемся ни при каких условиях".
Лужники зарабатывают сами и дают возможность заработать другим, например федерациям различных видов спорта. Многие из них, благодаря коммерческим структурам, действующим на территории спорткомплекса, получают средства на свою работу, проведение соревнований и поддержку атлетов Практически целиком зависит от Лужников благосостояние федерации борьбы, в значительной степени — федераций футбола, тяжелой и легкой атлетики, штанги, плавания и других.
Видят тут и перспективу. Так, организация сейчас хоккейного матча — занятие убыточное. Тем не менее не так давно московское "Динамо" вернулось в лужниковский Дворец спорта. Между стадионом и клубом подписано трехлетнее соглашение, по которому "Динамо" передало Лужникам все права на рекламу. Ставка сделана на то, что хоккей возвращается на телеэкраны и рекламодатели будут выстраиваться в очередь, как это уже случилось с футболом. А телеэфир всколыхнет и зрительский интерес, поможет вернуть на трибуны болельщиков.
...И снова брожу среди торговых рядов. Отыскав в этом муравейнике тихое место, закрываю глаза и пытаюсь представить себе, как будут выглядеть Лужники в 2010 году, когда, по планам, завершится реконструкция лужниковских земель и Воробьевых гор. За памятником Ленину — крытый стадион, левее — плавательный бассейн, который также укроют крышей, отреставрируют и создадут там аквацентр с набором водных аттракционов. Правее — подновленные Малая спортивная арена и Дворец спорта, теннисный центр и отель. За забором, опоясывающим сейчас весь комплекс, вдоль железной дороги (а эти земли, 38 га, Лужники получили в долгосрочную аренду на 49 лет) поднимутся многоярусные автомобильные стоянки с торговыми рядами.
На месте ярмарки — той самой, что работала еще в советское время, — встанет просторный современный торговый комплекс, который вберет в себя всю анархичную торговлю, заполонившую лужниковские аллеи. Лужникам отдана и территория вдоль реки за Комсомольским проспектом. Оттуда будут выведены два завода, на месте которых предполагается построить офисные здания и развернуть индустрию развлечений, в том числе для любителей ночной жизни. Это - "мотор" всей программы перестройки Лужников и залог успешной жизни комплекса в будущем.
Изменятся и Воробьевы горы, где планиру ется создать зону отдыха. Под смотровой площадкой появится цепь ресторанов, баров, магазинов, объединенных в подземный центр. Полностью сохранится зеленая зона, которую пересекут беговые дорожки и велосипедные трассы...
"Заснул, что ли, браток", — прервал мои грезы густой басок. Я посторонился, пропуская усача, толкавшего перед собой тележку с поклажей. Словно угадав мои мысли, он почему-то спросил: "Замечтался, Бальзаминов?"
На каждом большом строительстве есть объект номер один. В Лужниках — это Большая спортивная арена, которую решено оснастить, выражаясь языком специалистов, "трансформируемым покрытием", или, в просторечии, раздвижной крышей. Проект сам по себе уникальный, но, прежде чем рассказать о его особенностях, два слова о том, чем вызвана подобная перестройка.
В последние гады УЕФА предъявляет все более жесткие требования по комфорту и безопасности зрителей на матчах уровня национальных сборных или еврокубков, в первую очередь Лиги чемпионов. Так, например, несколько лет назад был введен запрет на продажу билетов на стоячие места. Начиная с сезона 1997-1998 года встречи Лиги можно будет проводить только на стадионах, оснащенных индивидуальными креслами и козырьками, которые закрывают всю трибуну.
Первый этап реконструкции лужниковского стадиона предусматривает разборку существующего козырька (он закрывает лишь несколько верхних рядов), замену старых и установку новых табло с передовой технологической начинкой. Предстоит полностью заменить систему электроосвещения. Сейчас оно смонтировано на мачтах, которые будут разобраны, а все приборы спрячутся под новый козырек. Будут также переоборудованы подтрибунные помещения, заменены коммуникации — те самые, что были проложены в середине 50-х годов при строительстве стадиона. С тех лор они только латались.
На втором этапе на козырьке смонтируют раздвижную крышу, которая даст возможность использовать стадион круглогодично. Можно ли говорить о том, что задача, стоящая перед строителями, уникальна? — обратился я с вопросом к Михаилу Берклайду, директору МНИИ проектирования объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения, который является генеральным проектировщиком стадиона.
— Несомненно, — сказал он. — Во-первых, уникальность работ по перекрытию БСА состоит в ее размерах Ноше трансформируемое покрытие имеет наружный габарит 300x240 метров. Ширина козырька - 70 метров. Сооружения такого масштаба в мире не существует.
Во-вторых, стадион не приспособлен к несению дополнительной серьезной конструкции. Некоторые проекты, принимавшие участие в конкурсе, пытались опереть его новое покрытие на существующие конструкции с усилением колонн и фундамента. На наш взгляд, стадион бы развалился. Поэтому было принято решение вынести колонны за пределы стадиона. Сейчас уже бурятся скважины, и на новых колоннах установят опорное кольцо, на котором будет закреплена пологая оболочка.
Уникальность проекта, по словам Берклайда, состоит в том, что форма лужниковского стадиона сложна для перекрытия. "Идеально — круг, хуже — эллипс, а Лужники имеют очень своеобразную форму с двумя длинными параллельными прямыми, что нежелательно для любой пространственной конструкции".
Во сколько же обойдется строительство? По различным оценкам, в 70—100 миллионов долларов. В принципе, за такие деньги вполне можно было бы построить в другом месте Москвы абсолютно новый стадион, но это означало бы поставить крест на истории нашей главной Олимпийской арены.
Пока же ясно то, что через несколько лет российские футболисты получат возможность проводить в Лужниках матчи любого ранга и 8 январе, и в марте, и в ноябре. Запасемся терпением.
Лужники (104000 зрителей) занимают в списке 11-е место, а 100-тысячный стадион нм. Кирова в Санкт-Петербурге — 19-е.
В десятке самых больших стадионов семь представляют Бразилию.
"Динамо" — один из старейших и самых любимых московскими болельщиками старонов. Построенный в 1928 году, он расположен практически в центре города, в знаменитом Петровском парке. Вмещает 52 тысячи зрителей. Жоао Авелаижа, посетившего недавно Москву, спросили, можно ли бурт на “Динамо" проводить матчи финальной стадии чемпионата мира, если он состоится в России. Можно, ответил президент ФИФА, но при условии, если вы снесете старый старой и на его месте построите новый.
Стадион "Локомотив" построен в 1966 году в Черкизове на месте прежнего, деревянного, прослужившего почти 30 лет. Вмещает примерно 30 тысяч человек, но на зрителя ему как-то не везет, несмотря на удобное транспортное сообщение — рядом станция метро. Последний раз аншлаг на футболе был там в конце 70-х, когда на "Локомотиве" проводил свои матчи московский “Спартак" Константина Бескова.
Стадион "ЦСКА", что на Песчаных улицах, переживает вторую молодость. После реконструкции которую надеются завершить к осени 1996 года, это будет чисто футбольный стадион вместимостью 25 тысяч человек.
Старой "Торпедо" — одна из самых живописных арен столицы. Построен на берегу Москвы-реки в 1959 году и вмещает 18,5 тысячи зрителей. Первый стадион в стране, поле которого было оборудовано системой искусственного подогрева.