Невозможно дать однозначную оценку итогов многогранного футбольного сезона, в котором играло немало наших команд: сборные различного ранга в официальных чемпионатах, клубные коллективы во внутренних соревнованиях и в престижных международных турнирах. Однако можно с уверенностью сказать, что сезон закончился успешно. Право считать так нам дают выход национальной команды страны в финальную часть чемпионата мира в Мексике, завоевание звания чемпионов Европы 16-летними футболистами, удачные игры в квалификационных турнирах двух других юношеских команд. Одна из них (юноши 15 лет) выиграла у соперников с Кипра и станет участницей финала чемпионата Европы для футболистов этого возраста, другая (юноши 18 лет) имеет хорошие перспективы в отборочном цикле.
Можно быть довольными и результатами игры советских клубов в европейских кубковых турнирах, особенно если учесть, какие сильные соперники вставали на пути. Единственно кто заслуживает тут упрека, так это ленинградский «Зенит». К неудачам на всесоюзной арене он присовокупил провал в международных состязаниях при встрече, прямо скажем, далеко не с самым именитым соперником. Не к лицу чемпиону страны так недостойно выглядеть в авторитетном турнире — Кубке чемпионов и подрывать престиж не только свой, но и всего советского футбола.
Если проанализировать содержание игры наших команд, то и тут можно вынести в общем положительную оценку. В большинстве международных матчей действия футболистов отвечали современным требованиям. Игроки проявляли достаточное исполнительское мастерство, демонстрировали грамотные и разнообразные тактические маневры, высокий волевой настрой.
Это связано прежде всего с позитивными изменениями в учебно-тренировочной работе в клубах. Эти изменения основывались на результатах анализа чемпионата мира 1982 года в Испании и чемпионата Европы во Франции. В частности, был сделан акцент на повышение индивидуального мастерства футболистов, на безупречное выполнение технических приемов на максимальных и близких к ним скоростях, на высокий волевой настрой и предельную самоотверженность в матчах. В таких режимах наши тренеры строили работу в своих клубах и благодаря этому подготовили команды к достижению необходимых результатов.
Конечно, итоги выступления наших сборных команд, в том числе и национальной, хотелось бы видеть более впечатляющими. Ведь все победы первая команда страны одержала только дома. А на чужих полях сделала две ничьи и потерпела два поражения. Задумаемся над тем, что в финальной стадии чемпионата мира нам придется провести все встречи среди чужих стен да еще в непривычных условиях среднегорья. Так что проблемы предстоит решать серьезные.
Прежде всего необходимо подготовить футболистов психологически к достижению положительного результата в матчах на чужих полях, приучить их к максимальному напряжению физических и духовных сил в играх против самых серьезных соперников при неблагоприятных климатических условиях — повышенной температуре и влажности и пониженном барометрическом давлении. То есть объективные трудности окажутся еще большими, чем на чемпионате мира 1982 года в Испании.
Есть у сборной и иные сложности. Признаемся, что кроме неустойчивого психического состояния команды нас беспокоит и то, что ряд футболистов по уровню мастерства не выдержал практического испытания.
Тренерам придется продолжить поиски оптимально состава команды. В частности, у нас неустойчивая позиция левого полузащитника. Здесь играли то Сергей Зыгмантович, то Александр Заваров, то Федор Черенков. Слабо проявил себя Сергей Алейников в зоне опорного полузащитника. И, по существу, нам не хватает надежного правого защитника, отчего в ряде матчей сборной приходилось играть с тремя защитниками.
К сожалению, мы не имеем и второго стабильного играющего форварда. Партнерами Олега Протасова по передней линии были то Георгий Кондратьев, то Олег Блохин, то еще кто-нибудь из кандидатов в сборную, но все они действовали на поле менее эффективно, чем мы от них ожидали, и все уступали Протасову в реализации голевых моментов.
Обратимся к внутренним соревнованиям. Мы можем быть удовлетворены тем, что чемпионат СССР получился интересным, напряженным, боевым. От начала и до конца футболисты большинства клубов сохраняли высокий игровой тонус. До последнего тура оставался неясным вопрос о втором и третьем призерах, а также о распределении мест в первой пятерке, дающих право осенью начать выступления в европейских кубковых состязаниях. Приходилось гадать и о том, кому придется в переходном турнире четырех защищать право остаться играть в высшей лиге.
Возможно в принципе такое положение, когда усиление напряженности спортивной борьбы еще не означает улучшения игры. Ведь конкурентоспособность команд в турнире может возрасти в результате усреднения мастерства футболистов, снижения потенциала сильнейших клубов. Но в нашем чемпионате разгар спортивной борьбы объясняется положительными сдвигами в делах многих коллективов. Там сумели воспитать высококвалифицированных футболистов и обеспечили их высокий уровень игровой спортивной формы на протяжении всего сезона.
Наш чемпион киевское «Динамо» — лидер по всем статьям. Команда овладела разнообразными вариантами тактических построений. Она может сыграть в нагнетательном темпе по принципам тотального футбола, может сделать ставку на контратаки, а может применить прессинг в середине поля и на своей половине площадки.
Плюс к этому в киевском коллективе умеют использовать индивидуальные способности многих отличных футболистов, таких, как Владимир Бессонов, Анатолий Демьяненко, Александр Заваров, Олег Блохин, Сергей Балтача, Игорь Беланов. Этих игроков хорошо дополняет способная молодежь: Василий Рац, Олег Кузнецов, Павел Яковенко, Иван Яремчук, Алексей Михайличенко и другие. Динамовцы проявили высокий игровой потенциал и великолепную работоспособность, которую тренеры сумели поддерживать в течение прошлого сезона.
Длительное время достойно выступает на всесоюзной и международной аренах московский «Спартак». У команды ярко выраженный игровой почерк. Для него характерны постоянная занятость практически всех футболистов в любом игровом эпизоде — и в нападении и в обороне, многоходовые атакующие комбинации, неожиданные для соперников оригинальные тактические решения игроков.
Большое достоинство «Спартака» — высокоразвитое игровое мышление всех членов коллектива. Отсюда — вдохновенная командная игра, нестандартное исполнение технико-тактических приемов. Думается, перспективы усиления команды — в укреплении средней линии и атакующих порядков игроками высокого класса.
Ахиллесова пята «Спартака» — снижение функционального уровня футболистов в середине каждого из нескольких последних сезонов. Тут москвичи не добирают нескольких важных очков, которых потом нехватает на финише. Хотелось бы, чтобы в этом компоненте подготовки москвичи брали пример с киевлян и днепропетровцев.
«Днепр» не имел такого, как, скажем, киевское «Динамо», количества высококлассных футболистов и тем не менее очень ровно и стабильно, на высоком уровне провел все игры. Это стало возможным прежде всего благодаря максимальной отдаче каждого игрока в любом матче, что обеспечивается тренерским умением по-боевому настроить коллектив на борьбу, а также функционально подготовить подопечных к тому, чтобы они были способны на максимальную самоотдачу.
Команда стремилась играть в наступательный футбол, в нагнетательном темпе и, как говорится, искала счастья в чужих воротах. Перспективный форвард Олег Протасов, крепкая линия полузащиты, в которой выступают искусные футболисты Геннадий Литовченко и Виктор Кузнецов, наличие оригинального игрока Олега Тарана и надежного вратаря Сергея Краковского, а также самоотверженно играющая линия защиты — все это дает «Днепру» возможность успешно выступать в наших чемпионатах и международных соревнованиях.
Минские динамовцы играли в современный футбол, но все же несколько утратили присущую им прежде стабильность. Считаю, что команда не сделала шага вперед по сравнению с игрой в 1982 году, хотя и далеко назад не отступила.
Травмы ведущих футболистов — Сергея Боровского, Игоря Гуриновича и некоторых других, безусловно, снизили потенциал «Динамо». Мне также думается, что минчанам тяжело дается тактическая перестройка, связанная с уходом из коллектива прежнего тренера Эдуарда Малофеева.
Ныне динамовцы Белоруссии, по-моему, вплотную столкнулись с необходимостью вводить в состав новых игроков и искать более разнообразные тактические варианты игры. Ряд опытных игроков — Сергей Алейников, Юрий Курненин, Виктор Сокол, Виктор Янушевский — остановились в творческом росте и не прибавили в техническом мастерстве.
Вильнюсский «Жальгирис», московское «Торпедо», алма-атинский «Кайрат», харьковский «Металлист» — эти команды, по существу, не продвинулись вперед по турнирной лестнице. Особенно печалит их застой с усилением атакующей игры.
Особняком в этом ряду стоит «Жальгирис». Он сумел выйти из провала в начале сезона и поправить положение. Стабильность состава, современные методы тренировки и наличие нескольких своеобразных футболистов в каждой линии говорят о немалых возможностях команды. Вратарь Вацлавас Юркус, полевые игроки Станиславас Баранаускас, Арминас Норбековас, Стасис Якубаускас, Арвидас Янонис, Видмантас Расюкас, Вальдас Каспара-вичюс обеспечивают команде оригинальность решений технических задач и тактических задумок. Сплав молодости и опыта должен дать весомые плоды, и я убежден, что недалеко то время, когда «Жальгирис» станет участником европейских кубковых соревнований.
Про ленинградский «Зенит» можно сказать, что команда прямо-таки развалилась. И тренеры и игроки явно переоценили свой прошлогодний успех. Видимо, решили, что достигли чемпионского звания с помощью высокого мастерства и современных систем построения игры. Но на самом деле в основе той победы лежали высокий уровень физической подготовленности футболистов и их умение предельно мобилизоваться на каждый матч, сыграть с полной самоотдачей.
К сожалению, в минувшем чемпионате эти достоинства были утрачены, а попытки сыграть «на классе» удачи не принесли. Сразу стало ясно, что по индивидуальному технико-тактическому мастерству футболистов «Зенита» следует отнести не к высшему, а к среднему классу. Надежды коллектива ныне связаны с возвращением к фундаментальным основам учебно-тренировочного процесса и повышением требовательности тренеров к себе и игрокам, а также требовательности игроков к самим себе. Вопрос жесткого контроля за подготовкой команды выдвинулся на первый план.
Группа команд выступила явно ниже своих возможностей. Это одесский «Черноморец», бакинский «Нефтчи», тбилисское «Динамо», ереванский «Арарат», донецкий «Шахтер». У них довольно высокий игровой потенциал, но из-за организационных неполадок и неумения достойно сыграть в условиях ожесточенной конкуренции эти команды оказались на грани катастрофы.
В конце турнирной таблицы мы видим наши именитые клубы. Неудачи московского «Динамо» объясняются прежде всего организационными неурядицами и творческими просчетами тренеров. Весной коллектив показал содержательную современную игру. Вероятно, желание побыстрее и получше себя зарекомендовать соблазнило динамовцев на форсирование подготовки к сезону. А когда выявились просчеты в учебно-тренировочном процессе и команда утратила стабильность, у руководителей клуба не хватило выдержки на то, чтобы профессионально провести анализ причин неудач. Вину возложили на отдельных игроков, которые были отчислены из коллектива, а также на тренеров за то, что не смогли сплотить игроков. Замена наставников проходила длительное время, что усугубило ущерб, уже нанесенный моральному состоянию футболистов.
Новый тренер Эдуард Малофеев начал коренную перестройку учебно-тренировочного процесса в плане своих творческих взглядов на команду и ее игру. Но ведь невозможно добиться слаженных действий футболистов в новом тактическом ключе за короткое время. Для этого требуются годы. Чтобы игроки привыкли делать акцент исключительно на атаку, нужно не только подкорректиро вать их технико-тактическое вооружение, но и изменить психологию. Последнее — всегда процесс длительный.
Похожая ситуация сложилась и в ростовском СКА. Имея в составе очень сильных, перспективных футболистов, команда скатилась вниз из-за неумения тренеров управлять коллективом, неумения заставить спортсменов напряженно трудиться на занятиях и играть с полной самоотдачей в матчах.
Воронежский «Факел» потерпел неудачу главным образом из-за короткой скамейки запасных. Команда укомплектована в основном опытными футболистами, некоторые из которых уже завершили выступления за другие клубы. А молодежь по уровню мастерства оказалась ниже требований, предъявляемых к игрокам высшей лиги. Первую половину сезона воронежцы держались на плаву благодаря высокой физической подготовленности, полной мобилизации всех сил и самоотверженности в матчах. Но к середине решающими становятся, естественно, иные факторы, в первую очередь уровень мастерства. Тут «Факелу» оказалось не под силу соперничать с другими коллективами.
В кутаисском «Торпедо» тоже была целая группа игроков, чье мастерство оставляло желать лучшего. Да и высокая психологическая напряженность турнира сломила некоторых кутаисских футболистов. Отрицательную роль сыграли и переходы грузинских спортсменов из одной команды в другую. В такой ситуации невозможно было создать стабильный игровой состав команды.
Причина неудач тбилисского «Динамо» — также в организационных неурядицах, связанных в первую очередь с комплектованием коллектива. За последние годы в команде не было заметно какой-либо стратегии по созданию крепкого игрового ансамбля. Футболисты заменялись не постепенно, а целыми линиями. Низкая психологическая стойкость и отсутствие четких игровых концепций усугубили дело. Утерян прежний стиль построения атак с комбинационным началом и использованием сильнейших неординарных индивидуальных способностей нападающих в штрафной соперников. В команде нет игрока, способного создавать комбинации. Периодические попытки Александра Чивадзе решить исход матчей своим участием в атаке порою оборачивались плачевным исходом для собственных ворот.
Явно ниже своих возможностей выступил одесский «Черноморец». Его игроки Владимир Пасулько, Олег Морозов, Владимир Плоскина, Василий Ищак — мастера высокого класса. Но коллектив, скорее всего, не был верно подготовлен к перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок. Отсюда травмы, которыми страдали многие футболисты. Поэтому одесситы долго не могли стабилизировать свой состав. Выступление же «Черноморца» на международной арене показало, что у него большие возможности. Однако реализовать их можно только при полной мобилизации сил. В прошлом сезоне сделать это не удалось.
Стратегия борьбы за дальнейшее усиление советского футбола состоит в следующем. Одна из задач — сохранить и повысить уровень атлетической, скоростносиловой подготовки. Если взять общую работоспособность футболистов, то в целом она нас устраивает. Но если ее рассматривать на фоне способностей лучших зарубежных футболистов, то можно заметить, что в решающие моменты мы проигрываем в атлетизме, особенно в стартовом рывке и силовом единоборстве.
Главная же задача — повысить исполнительское мастерство. При встречах с зарубежными командами, будь то на уровне клубов или разных сборных, мы всегда создаем больше соперников голевых моментов, но используем лишь незначительную часть возможностей. Как выправить положение?
От детских команд до национальной сборной — везде нужно трудиться над повышением индивидуального технического мастерства. Улучшая координационные способности футболистов, тренеры создадут им базу для роста, побудят подопечных к разучиванию и закреплению нестандартных, коронных, фамильных игровых приемов. Это могут быть, скажем, удары с лета или с полулета, скоростная обводка, эффективные финты и т. д. — у каждого футболиста свой козырь.
Пока в нашем футболе лишь одно счастливое исключение — Олег Протасов. Он показывает высокий к.п.д. при использовании голевых ситуаций. Причем он не только четко реализует созданные партнерами возможности, но и сам их создает.
Следующая задача — овладение основными современными тактическими формами ведения игры. Можно считать, что такие игровые структуры уже освоены киевлянами и их путь к дальнейшему совершенствованию лежит в области исполнительского мастерства. А другим командам еще предстоит репетировать некоторые новые тактические схемы. Идеальным было бы сочетание достоинств киевлян со спартаковской импровизацией.
Мы ставим цель значительно улучшить селекционную работу, особенно на начальном этапе обучения при наборе в спортивные школы одаренных в области двигательных качеств ребятишек. Причем хотелось бы, чтобы их высокоразвитые координационные способности дополнялись еще и высоким ростом.
Сезон 1986 года, вполне естественно, будет подчинен в первую очередь интересам подготовки национальной команды страны к чемпионату мира в Мексике. Мы повысим долю централизованной подготовки своей сборной. Это связано не только с задачами повышения индивидуального мастерства игроков и поиском тактических новинок, но и с необходимостью адаптации кандидатов в команду к неблагоприятным условиям внешней среды — среднегорью, жаре, повышенной влажности.
Есть у нас заботы и на более отдаленное будущее. Ведь после заключительных весенних игр за европейские кубки осенью начнется новый цикл таких же турниров, в которые, по всей вероятности, снова включатся пять наших представителей. В эти же сроки мы должны начать отборочные игры к следующему чемпионату Европы и к следующим олимпийским играм. Значит, придется кроме укрепления национальной сборной формировать олимпийскую команду. Нужно также думать и о молодежной сборной, и о финалах чемпионатов Европы для 19-летних и 16-летних футболистов.
Во всех этих соревнованиях мы будем стремиться к наивысшим результатам. Добиться желаемого можно только с помощью непрестанного поиска резервов в организации учебно-тренировочного процесса, повышения ответственности тренеров и футболистов за результаты выступлений во всесоюзных и международных турнирах.