Вы знаете, что на Кубок Африки по футболу едва ли не все команды привезли с собой колдунов? Не верите? А зря. Колдовство в Африке — дело вполне обычное. Правда, отнюдь не безопасное.
Как-то во время поездки по Кении друзья затащили меня на «матч века» — местная команда в очередной роз сводило счеты с извечным противником из соседнего города. Казалось, у всех в тот день была только одна забота — настроить своих «мальчиков» на победу. Опустели улицы,закрылись лавки и магазины. У прохода на трибуны пара лихих мужчин с перьями на голове и в соломенных юбочках отплясывала ритуальный танец. Особенно отличался один, который яростно лупил в барабан и периодически во всю силу легких вдувал в настоящий судейский свисток. И каждый свист сопровождался такими дружными аплодисментами толпы болельщиков, будто очередной мяч закатывали в ворота противника.
— Наши ребята, — не без гордости бросил мне футбольный фанат Том Мвинги. И многозначительно добавил: — Победу колдуют.
Поначалу я воспринял это как шутку. Ведь Том — не дремучий крестьянин из глухой деревушки, а преподаватель столичного университета с ученой степенью. Тем более что в первом тайме вратарь местной команды пропустил две откровенные «пенки». Правда, и у «наших» были голевые моменты, но каждый удар по воротом приходился точно в штангу. Начался второй тайм. Промелькнули 10, 20, 30 минут. Но распечатать ворота противника никак не удавалось.
Том толкнул локтем соседа слева и принялся доказывать ему на полном серьезе, что «время сегодня бежит подозрительно быстро». Тот согласно кивал головой: творится, мол, что-то явно неладное. И тут поднялся один из сидящих впереди нас болельщиков и, гневно тыча пальцем в сторону ворот местной команды, принялся кричать во все горло:
— Вы только посмотрите вон на этого, в коричневом пиджаке и обезьяньей шапке (при слове «обезьяньей» по трибунам прокатился вопль изумления: «В-а-у-у!»). Вот этот дед, черт побери, навел порчу на нашего вратаря. Колдун он! Камнями его, ребята, камнями! Пока вчистую не проиграли.
«Тифози», повскакав с мест, высыпали на поле. Старику, к счастью, удалось в суматохе сбежать через дырку в ограде. А не то забили бы до смерти или сожгли заживо. Со «злыми колдунами» разговор в Африке короток.
— Ничего, — не унимался Том, — в следующий раз мы точно выиграем. Пригласим самого Кадживе. Уж он-то выведет их колдунов на чистую воду. Не зря же власти выдали ему лицензию на этот промысел.
— Какого Кадживе?
— Ты что, не слышал о «потомке Большого Омара»? Это же единственный у нас в Кении официальный охотник на колдунов!
Чтобы не предстать перед Томом совсем уж серым, предпочел не уточнять.
И, честно говоря, стало даже немного грустно, что старик в коричневом пиджаке бесследно исчез: вот бы повидать его и порасспрашивать. И надо же: пару недель спустя я случайно встретил его в Найроби. Снимая фотоочерк о кенийской столице, в видоискателе увидел старого знакомого: все тот же потертый пиджачок и те же незамысловатые украшения в больших прорезях в мочках ушей. Время «копей царя Соломона» безвозвратно кануло в прошлое, и новоявленные колдуны носят вполне цивильную одежду. Только вот главного атрибута волшебника — обезьяньей шапки — на лысой, как коленка, голове не было. Наверное, чтобы лишний раз не светиться. Щелкнув затвором, поспешил к нему Но куда там: старик вновь бесследно исчез.
Пришлось в конце концов пытать Тома, который, пожалуй, знал все и вся о футболе И он мне рассказал массу прелюбопытных вещей В футболе, оказывается, далеко не все зависит от мастерства игроков и тренера. Главное — обзавестись надежным колдуном, с которым накануне каждого матча проводится нечто вроде военного совета. Он же и настраивает игроков на победу: «заряжает» не только их амулеты, но и футболки, трусы, бутсы. Конечно, лучше всего соответствующим образом обработать и мяч, но к нему накануне матча ни за такие деньги не подберешься. Мяч хранится под надежной охраной — ведь и у противников есть свои шаманы. Колдуны также внимательно следят, чтобы игроки накануне матчей не отлучались из команды и — не дай Бог — не ночевали у родственников в отдаленных селениях, где их легко могут сглазить завистливые соседи.
Казалось бы, при такой колдовской подготовке белым футболистам и носа казать не следует в Африку, где черным к тому же и стены помогают. А вот и нет. Черное колдовство на белых якобы почти не действует. И тому есть вполне научные объяснения. По словам конголезца Роже Лузайя-Маминги, кандидата филологических наук и, кстати, выпускника Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, африканские «мистические представления не укладываются в сознание прагматичных европейцев, которые по этой причине обладают определенным иммунитетом против ворожбы».
«Впрочем, — добавляет Лузайя-Маминги, — заколдовать, в принципе, можно и белого. Но для этого придется здорово попотеть».