"Срочно проверьте размеры ворот!" — такая телеграмма ушла из офиса Федерации футбола Испании в штаб-квартиры всех испанских профессиональных клубов. Поводом для нее послужил курьезный случай, происшедший с командой "Кастельон" — новичком третьего дивизиона. В разгар сезона вдруг выяснилось, что футбольные ворота на стадионе, где этот клуб провел уже с десяток домашних матчей, на 20 сантиметров меньше, чем положено.
"Кастельон" немедленно исправил ситуацию, но очень может быть, что вскоре выкапывать ворота придется всем большим и малым клубам, независимо от того, находятся они в Европе или на Гваделупе. Международная федерация футбола (ФИФА) начинает новый глобальный эксперимент, призванный, как там считают, повысить зрелищность игры. Суть его проста — будет увеличен размер ворот: на два диаметра футбольного мяча — в длину, на один — в высоту.
Заявление генерального секретаря ФИФА Йозефа Блаттера о том, что комитет по правилам на заседании, которое пройдет в середине марта в Рио-де-Жанейро, намерен всерьез изучить вопрос о расширении футбольных ворот, прозвучало для многих как гром среди ясного неба. Да, все знали, что в последние годы ФИФА предпринимает попытки оживить, осовременить футбол, сделать его более притягательным для зрителей. Что в низших лигах ряда стран "обкатываются" различные новинки, например ввод мяча ногой из-за боковой линии. Но чтобы посягнуть на святая святых — ворота...
Нет ничего удивительного, что первыми отреагировали вратари, то есть те, кому подобная реформа несет самые большие неудобства. Намерение раздвинуть штанги и поднять перекладину вызвало у них сколь гневную, столь и единодушную отповедь. "Если господин Блаттер хотя бы раз постоял в воротах, он вряд ли бы выступил с подобным предложением", — считает голкипер испанского "Депортиво" Франсиско Фернандес "Абсурдным" показалась идея ФИФА и стражу ворот сборной Испании Андони Субисарете. По его мнению, "ворота и без того велики, и футбол выиграл бы, будь поточнее нападающие".
"Мазила будет бить мимо ворот, сколько их ни раздвигай, — считает известный в прошлом голкипер сборной Англии и "Ливерпуля" Рэй Клеменс. — Мы всегда говорили о том, что надо повышать мастерство, технику исполнения удара". На его взгляд, расширение ворот может нарушить гармонию игры, которая "складывается из великих голов форвардов и великих подвигов вратаря".
Многих футбольных людей беспокоит то, что увеличение ворот ознаменует собой начало процесса перерождения футбола, превращения его в какую-то другую, похожую на футбол игру, которая будет постепенно отдаляться от милого нашему сердцу оригинала. "Кому не нравится нынешний футбол, пусть идет в гандбол, регби, хоккей, наконец, в футбол 7x7, в мини-футбол, — сказал в беседе со мной известный в прошлом футболист московского "Спартака" Валерий Гладилин. — Напрасно кто-то думает, что, подними ФИФА верхнюю планку ворот, и форвард, всегда бивший выше, превратится в снайпера. Это иллюзия. Надо идти по другому пути, шлифовать мастерство игроков, бороться с грубостью".
Есть и другие мнения. "Видоизменив ворота, мы можем серьезно обеднить тактический арсенал футболистов, которые возьмут на вооружение удары с дальней дистанции и забудут о том, что можно забивать путем сложных многоходовых комбинаций", — убежден еще один бывший голкипер сборной Англии Питер Бонетти.
Немало было и язвительных, саркастических комментариев по поводу затеи Блаттера и К°. "ФИФА озабочена низкой результативностью? Так давайте поменяем футбольный мяч на теннисный", — предложил вратарь мадридского Реала" Франсиско Буйо. А знаменитый в прошлом голкипер сборной Германии Зепп Майер, прикинув, в "какой пфенниг" влетит реконструкция ворот на всех стадионах мира, высказал предположение, что Блаттер имеет в этом деле личный финансовый интерес. "Создается ощущение, — сказал бывший вратарь, — что генеральный секретарь ФИФА владеет фирмой по производству изделий из алюминия. Если у него такой фирмы нет, я создам ее сам, как только будут одобрены новые размеры ворот".
Кстати, о расходах. Щепетильные в денежных делах немцы быстренько подсчитали, что замена всех 100 тысяч футбольных ворот на стадионах страны обойдется им примерно в 70 млн долларов. Допустим, что Германия найдет такие деньги, а как быть слаборазвитым государствам? Так что десять раз прав вице-президент Российского футбольного союза Никита Симонян, когда предлагает ФИФА "не резать сгоряча, а послушать Сократа: прежде чем решать — исследуй" Только "исследовать", экспериментировать с новыми воротами надо, по его мнению, в каких-нибудь низших лигах, а не во вполне серьезных юношеских чемпионатах и не в турнирах женщин, которым, считает патриарх отечественного футбола, "и эти-то ворота велики".
Объективности ради надо сказать, что в стройном и многоголосом хоре противников новинки нет-нет да и прозвучат голоса тех немногих, кто ратует за увеличение ворот. К этому лагерю примкнул знаменитый бразилец Загало. По его мнению, главное в этой затее — рост результативности, а "вратарям надо смириться".
Забавно, но спор неожиданно затронул другую больную тему: где родина футбола? Принято считать (по крайней мере в Европе), что исторические корни игры находятся в Англии. Другой взгляд у бразильцев, убежденных, что футбол зародился у них. В дискуссии по поводу размеров ворот англичане неосторожно обронили: они незыблемы с 1874-го. В Бразилии сразу же "зацепились" за эту цифру, и местные газеты с радостью оповестили мир, что в Южной Америке в такие ворота играют аж с 1863 года.
Впрочем, ворота — самое революционное, но не единственное новшество, которым ФИФА готовится порадовать мир. В одной из региональных бельгийских лиг футболисты уже несколько сезонов вводят мяч в игру из аута ногой. Отклики на этот эксперимент, стекающиеся в штаб-квартиру ФИФА в Цюрих, достаточно противоречивы. Многих смущает, что арбитрам придется теперь каждый раз отодвигать "стенку" но 9 метров от "бьющего аут".
Не слишком-то приживаются в футболе и баскетбольные тайм-ауты. Их изучают на примерах низших лиг в Швеции и Бразилии, а также обкатали на чемпионате мира среди женщин, который проходил на шведской земле. Общий вид специалистов сводится к тому, что тайм-ауты — это уступка телевидению, которое сможет "закачивать в болельщика" новые порции рекламы.
Пожалуй, наиболее перспективной в этом ряду выглядит идея совершенствования работы судей путем некоторого перераспределения функций внутри бригады и внедрения современной техники. Любопытный опыт ставят сейчас с санкции ФИФА арбитры в первом швейцарском дивизионе. Там судейская бригада состоит из четырех человек, причем четвертый располагается на трибуне и оценивает происходящее на поле сверху. Все четверо связаны между собой специальной телеметрической системой связи. Это дает возможность разгрузить главного арбитра, в частности снять с него функцию контроля времени матча: за этим проследит тот самый "четвертый", который и даст соответствующий сигнал судье в поле.
Но самое интересное заключается в том, что в ходе этого эксперимента отрабатываются новые подходы к определению "положения вне игры" — одному из самых сложных моментов судейства. Так вот, в этой бригаде лайнсмены действуют в связке. Один боковой наблюдает за атакующей командой и в момент паса вперед посылает нужный сигнал коллеге, который таким образом получает возможность полностью сосредоточиться на определении офсайда.
Одним словом, ФИФА не намерена останавливаться на достигнутом, считая, что все предыдущие изменения в правилах обогатили игру. И с этим трудно не согласиться. Всеобщую поддержку футбольного мира вызвало введение правила, которое запрещает вратарям брать в руки мяч, посланный своим защитником. Столь же единодушно принят и "фол последнем надежды", который выносится футболисту, грубо сорвавшему голевую атаку "Вот в 1957 году. — вспомнил Симомяи, — защитника "'Локомотива" Рогова удалили бы с поля, когда он срубил меня. Я выходил один на один с вратарем, а Рогов в прыжке чуть не оторвал мне ногу". Сейчас за это показывают красную карточку, и если арбитр либеральничает, ему это дорого обходится.
Один из ярких примеров — отборочный матч чемпионата мира в США, в котором Рональд Кумон сбил форварда англичан, убегавшего в одиночестве к воротам голландцев. Немецкий судья не решился "зажечь" перед маститым защитником красный сигнал. Куман оказался неблагодарным", забив гол. В итоге Англия "проехала" мимо мирового первенства, а судья схлопотал дисквалификацию.
Эти новации ("пас назад" и "профессиональный фол") уже дали, по мнению ФИФА, положительный эффект. Если в 1990 году на чемпионате мира в Италии средняя результативность была на отметке 2,21 гола за игру, то спустя четыре года — 2,71. Конечно, этим цифрам далеко до 5,38 — показателя мирового первенства—54 в Швейцарии, но сейчас и состав финалистов выглядит ровнее, и "дубль-вэ" не в почете.
Одобрено и вводится в действие правило "внезапной смерти": в случае если в дополнительные полчаса одна из команд забивает гол, матч прекращается. Эта новинка была воспринята по-разному, но в целом к ней отнеслись спокойно, без эмоций, как к изобретению, не разрушающему ткань футбола. В конце концов в бдительной охране этой дивной и неповторимой игры и заключается функция комитета по правилам ФИФА, всей Международной федерации футбола. Иначе футболу не избежать кончины — "внезапной смерти" или медленного угасания.
В самом деле, новая идея ФИФА — раздвинуть ворота — еще не привела к скандалу, хотя тенденция налицо. Во всяком случае, Диего Марадона пригрозил, что, если ворота будут увеличены, он сорвет чемпионат мира во Франции, устроив забастовку среди футболистов.