40-летний судья из Санкт-Петербурга Николай Левников будет представлять Россию на чемпионате Европы в Англии. Если вспомнить о том, что на Кубке мира в США наша страна не была представлена главным арбитром, приглашение Левникова выглядит приятным сюрпризом.
— Николай, чаще всего о судьях болельщики не знают почти ничего, кроме фамилии.
— Родился я в белорусском городе Пинске. Отец был тренером по футболу, и в юношах я занимался у него. Играл за сборные области, республики. Тогда же довелось поиграть с такими, ставшими впоследствии известными футболистами, как Боровский, Шавейко, Курбыко, Василевский... В 1973 году я поступил в Политехнический институт в Ленинграде. На том и закончилась моя «профессиональная» карьера.
— Когда вы в первый раз взяли в руки свисток?
— В 1981 году. Прошел все ступеньки: судил детские, юношеские и мужские команды, выступавшие в чемпионате города. И в 1984 году уже попробовал свои силы в качестве арбитра на линии в первенстве страны.
— Когда вы почувствовали, что можете работать на самом высоком уровни?
— На первом моем всесоюзном сборе в Сочи в 1986 году Сергей Андреевич Алимов и Павел Николаевич Казаков смотрели мое судейство матча основных составов «Динамо» (Минск) — «Ротор» (Волгоград). И мой учитель Анатолий Иванович Иванов тогда сказал, что из меня может выйти неплохой арбитр.
— Прошлый год был переломным для вас...
— Да, отсудил восемь международных матчей, в том числе игру национальных сборных Австрии и Португалии, затем две встречи Лиги чемпионов: «Грассхоппер» — «Аякс» и «Глазго рейнджере» — «Стяуа». А право на то, чтобы провести эти игры, я заработал, наверное, после чемпионата мира среди юниоров (до 20 лет) в Катаре — это второе по значимости соревнование под эгидой ФИФА.
— Каков принцип формирования судейских бригад, которые будут обслуживать матчи первенства Европы?
— Бригады формируются из судей, представляющих одну страну. Вот на матч «Эйндховен» — «Барселона» со мной летали два лайнсмена ФИФА, которые, если весь этап подготовки пройдет нормально, и будут помогать мне в Англии, — это москвич Сергей Французов и мой земляк Сергей Фурса. Резервным арбитром поедет Сергей Хусаинов Резервного судью отбирает УЕФА, а назначать лайнсменов — прерогатива национальной федерации. Однако в письме УЕФА говорится, что выбор должен быть сделан с учетом пожеланий арбитра в поле Я попросил включить в бригаду Французова и Фурсу. Мне пошли навстречу.
Александр Васильевич Табаков внес коррективы в назначения на игры чемпионата России. Нам дадут отработать на двух матчах в апреле и двух — в мае. Это принципиальный момент, поскольку сыгранность судейской бригады — важнейший фактор успеха. Как показывает мой личный опыт, трех-четырех матчей вполне достаточно, чтобы члены бригады начали чувствовать друг друга и судейская команда стала «сыгранной».
— Какое механизм отбора судей на европейское первенство?
— Каждый арбитр из числа потенциальных претендентов находится под контролем судейского комитета УЕФА. И все игры с его участием инспектируют преимущественно комиссары, которые одновременно являются представителями этого комитета. Их мнение о качестве судейства будет, наверное, решающим. Кроме того, существует тест по физической подготовке, который каждый арбитр должен сдать перед сезоном. Но нормативы по физической подготовке не являются главными Я, например, обратил внимание, что на сборе в Испании некоторые арбитры, показывавшие худшие результаты (но в рамках норматива), были отобраны для проведения матчей чемпионата Европы.
— Говорят, что на международном уровне легких матчей не бывает.
— Истинная правда. Каждая игра — это проверка на психологическую устойчивость. Когда мне дали назначение на матч сборных Словении и Хорватии (возраст до 21 года), была мысль, что это будет простой матч Но игра опровергла ожидания Матч оказался чрезвычайно сложным! Тем не менее удалось быстро разобраться, что кроме игрового момента на поле присутствует и политика. Встреча закончилась без скандала.
— Отличается ли оценка судейского труда комиссарами матча за рубежом и в России?
— В принципе, есть отличия. В Европе главный критерий — умение руководить игрой. Европейские комиссары ценят объективность и смелость. В российском же чемпионате инспектора порой реагируют на мелочи.
— Хотелось бы узнать ваше мнение о профессиональном статусе судей.
— Считаю, что каждый арбитр, чтобы быть независимым, должен обязательно иметь профессию, какую-то работу. Карьера арбитра заканчивается в 48 лет, а международного и вовсе в 45. А в это время мужчина только в самом расцвете сил. Ему еще предстоит работать пятнадцать — двадцать лет, и начинать все сначала будет очень нелегко. Другое дело, что в душе каждый арбитр должен быть профессионалом: в смысле отношения к своему делу, к судейству.