Хотелось бы знать, принимаются какие-нибудь меры дисциплинарного взыскания в отношении футбольных судей, допускающих грубые ошибки. Ведь, наблюдая матчи по телевидению, нередко замечаешь несправедливые решения арбитра, и телекомментаторы тоже их осуждают. Судьи иногда совершенно неправильно назначают пенальти в ворота гостей или, наоборот, «не замечают» нарушений в штрафной хозяев поля, а то и не засчитывают верно забитого гола.
Не слишком ли одиноко стала выглядеть на футбольном поле фигура арбитра? Иной раз получается, что все им недовольны: и зрители, и тренеры, и футболисты, и руководство клуба. Все возводят вину за поражение своей команды в первую очередь на судью.
В общем, к судейству предъявляются высокие требования, и никто не упоминает о том, что дело-то это — исключительно сложное.
Встречали ли вы такой турнир, в котором не было ни единой судейской промашки? По-моему, абсолютно безошибочный арбитраж вообще невозможен в любой спортивной игре. У футбола же авторитет особенно велик, и от этой игры ждут безупречности во всех компонентах, и в том числе, конечно же, и в судействе.
На чемпионате мира в Мексике судейство также оставляло желать лучшего. Ведь там на каждый третий матч приходилось по серьезному судейскому казусу.
Этим сопоставлением я вовсе не хочу принизить достоинства всего мексиканского судейского корпуса. Могу назвать десяток арбитров, прекрасно справившихся с трудными обязанностями. Взять хотя бы англичанина Куртнея, судившего матч за третье место Франция — Бельгия, или колумбийца Паласио, обслуживавшего встречу сборных Мексики и ФРГ. Паласио, например, нисколько не смутило то обстоятельство, что правила нарушали хозяева чемпионата — он наказывал их не менее строго, чем гостей. Не скажу, что в его решениях не было ни одной ошибки, но в предвзятости судейства его не обвинишь. А ведь арбитр подвергался немалому психологическому давлению и публики, и даже игроков. Все они считали, что хозяевам поля будет отдано предпочтение в решении спорных ситуаций. Ведь латиноамериканская команда встречалась с европейской. Ну как тут не сказаться симпатиям, которые должны же быть у арбитра из соседней страны к мексиканцам! Со стороны было видно, как футболисты Мексики подбегали к судье, о чем-то просили, но Паласио оставался непреклонным. Ни одного своего решения не изменил.
Судейство финального матча Аргентина — ФРГ бразильцем Фильо можно считать эталоном — объективное, профессиональное, принципиальное, мужественное. Да-да, я не зря употребил последнее слово. Мужественным арбитр, я считаю, должен быть в первую очередь. Иначе ему не проявить и всех других своих достоинств.
Вспомните, как Фильо успокоил всеобщего любимца Марадону, когда тот пытался апеллировать к судье, назначившему повторный штрафной. Сам я склонен думать, что повторять тот штрафной не стоило: нападающие нарушили правила, выполнив удар до свистка арбитра, отодвигавшего «стенку». Видимо, так же посчитал и Марадона. Но не его дело выносить судейские решения или осуждать их. Желтая карточка убедительно напоминала кумиру южноамериканцев об этом правиле. Таким путем Фильо ясно показал игрокам, кто истинный хозяин на поле.
А как в этом плане обстоят дела у нас?
Советскому судейскому корпусу тоже есть чем гордиться. Нашему представителю было поручено обслуживать даже такой важный матч, как финал чемпионата мира. Тогда, в 1962 году, Николай Латышев прекрасно справился с трудными обязанностями.
Но за последние годы на чемпионатах мира наши арбитры не блистали, не смогли проявить своих лучших качеств. Видимо, не хватило опыта и стабильности судейства. Стремясь повысить квалификацию арбитров, мы лучших из них посылаем обслуживать престижные международные матчи, и нащи посланцы — Валерий Бутенко, Велоди Миминошвили, Юрий Савченко, Алексей Спирин, Владимир Кузнецов, Иван Тимошенко — получают от зарубежных специалистов хорошие оценки.
Желание свести к минимуму промахи арбитров — всеобщее. И тут наиболее настойчиво стремится к цели Всесоюзная коллегия судей (ВКС). Ее президиум отбирает лучших в стране судей, анализирует их работу, определяет самых надежных и им поручает обслуживание игр команд высшей лиги. Поверьте мне на слово: из нашего поля зрения не выпадает ни один квалифицированный арбитр.
Приходится сожалеть, что наши футбольные арбитры имеют слишком малую поддержку. Их решения постоянно подвергаются тенденциозным оценкам, сомнениям, чрезмерной критике. Причем для этого сплошь и рядом подбираются маловесомые аргументы, используется видеозапись матча, которую ФИФА решительно не признает в качестве серьезного документа.
Чаще всего сомнения высказываются по поводу засчитанного или незасчитанного гола, назначенного или неназначенного 11-метрового удара, зафиксированного или незафиксированного положения «вне игры». Хотя в «Положении о соревновании» ясно сказано, что протесты по этим игровым эпизодам не принимаются, претензии продолжают к нам поступать. Их авторы не присылают официальных протестов (при этом клуб должен внести деньги, которые в случае отклонения протеста не возвращаются), а вежливо, но настойчиво просят просмотреть и оценить эпизод по видеозаписи. И, каюсь, мы в Управлении футбола нередко идем навстречу подобным просьбам.
Помнится, в нынешнем сезоне руководство «Черноморца» засомневалось в объективности арбитра Анатолия Мильченко, назначившего пенальти в ворота одесситов и не наказавшего таким же ударом вильнюсцев. Нам была прислана видеозапись игры. И что же показал ее анализ? Специальная экспертная комиссия установила, что 11-метровый удар в ворота «Черноморца» назначен верно. А нарушение правил перед воротами «Жальгири-са» произошло вне пределов штрафной площади (это нарушение, правда, арбитр оставил без внимания, что было отмечено в его судейской аттестации).
Или вот два других случая, разбиравшихся одновременно. Представители московского «Динамо» обижались на судью Александра Теметева, который якобы дважды пропустил положение «вне игры», в результате чего минские динамовцы забили два гола. Разбор видеозаписи подтвердил, что арбитр данных ошибок не совершал.
Тренеры харьковского «Металлиста» были недовольны судьей на линии Сергеем Хусайновым. По его, мол, вине торпедовцы Кутаиси забили гол с офсайда. Но и это обвинение арбитра оказалось неоправданным.
Тренеры, руководство клубов, спортивная пресса, члены Федерации футбола, казалось бы, должны в первую очередь заботиться об укреплении авторитета арбитров. Но, к сожалению, чаще бывает наоборот — их огульно критикуют, не вдаваясь в сложности судейского дела и не различая тут нюансов. Именно в этом наша беда. Раз не уважаем судейский корпус, то и игрокам даем повод выражать несогласие с решением судьи, что ни к чему хорошему привести не может. Чем это оборачивается для нашего футбола, хорошо известно — трудно вычеркнуть из памяти плачевные факты несогласия с решениями арбитров на чемпионатах мира. Достаточно вспомнить турнир 1970 года в той же Мексике. В матче против уругвайцев защитники сборной СССР посчитали, что мяч вышел за пределы поля, и перестали обороняться, хотя арбитр сигнала не подавал. Соперники забили мяч в ворота Анзора Кавазашвили и этим решили исход встречи.
Мы не против справедливой критики. И не думайте, что ВКС не стремится свести к минимуму судейские ошибки, не замечает огрехи арбитража, не принимает нужных мер. Наоборот, в этом — наша главная забота. Мы поправляем арбитров, разъясняем их ошибки, требуем лучшей подготовки, а то и вовсе отстраняем от судейства соревнований. За прошедший год, например, серьезные замечания в судейскую аттестацию (за которыми следуют наказания временным «отдыхом») были сделаны 14 арбитрам из РСФСР, 9 — с Украины, 14 — из Москвы. Крутые меры возымели действие, и в нынешнем сезоне те арбитры серьезных нареканий не вызывали. А за обслуживание матчей команд высшей лиги в первом круге вообще не было ни одной неудовлетворительной оценки.
Интересен вопрос о предъявлении игроку желтой или красной карточки. На чемпионате мира в Мексике судьи не избегали этой жесткой меры, если считали, что игрок ее заслужил. Может быть, арбитры оставались предельно требовательными потому, что не опасались каких-либо последствий?
К сожалению, наши судьи не свободны от опасений. Тренеры способны влиять на судьбу арбитра — выражать ему недоверие, отводить кандидатуру... (Один из типичных телефонных звонков раздался утром в комнате автора статьи, пока с ним беседовал наш корреспондент. Оказалось, представитель Спорткомитета РСФСР уже знал о том, что накануне поздно вечером на полуфинальный матч Спартакиады народов СССР между сборными Украины и России назначен ленинградский арбитр Герман Галиков. Его кандидатуру просили заменить. Почему? Да потому, что в свое время Спорткомитет России наложил санкции на судей города на Неве и оттого, мол, ленинградский арбитр может быть необъективен. К тому же он малоопытен и т. д. Все это были мелкие придирки. Данный звонок не достиг цели — Павел Казаков решительно защитил кандидатуру арбитра, утвержденного Президиумом ВКС. Каким же путем некоторые тренеры и руководители клубов все же порой добиваются отвода той или иной кандидатуры судьи, автор статьи объяснить не смог. Нам это тоже выяснить не удалось. Но что такие случаи бывали — факт бесспорный. (Прим. редакции).
Скажем, наказал судья игрока желтой карточкой, и не исключено, что сам окажется объектом тренерских нападок. «За что показал карточку?» «Ведь у него она — вторая!» «Почему соперника не наказал за такое же нарушение?» и т. п. Как будто судья виноват в том, что футболист играл грубо, был несдержан, недисциплинирован.
Мало этого. Еще и в прессе надумали квалифицировать арбитров по строгости: кто сколько карточек показал футболистам. Подобные списки появлялись в «Футболе-Хоккее» в конце последних сезонов. И вроде бы тот, кто решительно прибегал к крутой мере, менее искусен в обслуживании матчей. Как вы думаете: не станет ли арбитр под влиянием таким путем сформированного общественного мнения более снисходителен к нарушителям законов игры?
Но ведь это же просто нелепость — подсчитывать, сколько карточек показывает один и сколько другой судья. Да и вообще, для чего самых принципиальных, смелых и решительных арбитров упрекать за то, что жестко требуют от футболистов неукоснительного выполнения правил игры? Наказаний должно быть столько, сколько совершено серьезных нарушений. И в этом нас убедила практика мексиканского чемпионата.
Оценивать судейство нужно с пониманием всей сложности этой деятельности. Не могу не сказать, что Всесоюзная коллегия судей, входящая в состав Федерации футбола СССР, ежедневно и с немалым напряжением работает в течение всего года, обслуживая свыше тысячи игр. Думается, ВКС заслуживает более корректного и уважительного к себе отношения.
Советский судейский корпус достаточно квалифицирован и опытен. В 1986 году преобладающее большинство матчей арбитры провели на достаточно высоком, профессиональном уровне. Футболистам были созданы благоприятные условия для всестороннего проявления мастерства и здорового спортивного соперничества.