Так случилось, что из тренерского состава сборной России, потерпевшей фиаско на футбольных полях США летом 1994 года, место сохранил лишь Борис Игнатьев. Именно его позвал в новый штаб команды Олег Романцев. После мучительных раздумий Борис Петрович дал согласие. И вовсе не потому, что хотел усидеть в этом не самом уютном кресле. Просто большинство футболистов нынешнего состава, за исключением, пожалуй, Валерия Карпина, прошли через юношескую, молодежную и олимпийскую сборные, возглавляемые Игнатьевым.
Вокруг его обязанностей входит просмотр игроков, в том числе и тех, кто выступает за рубежом. Ему они изливают свое отчаяние, когда что-то не складывается в легионерской судьбе; с ним делятся радостями, когда бывают «на коне». Немало питомцев Игнатьева играют и в российском первенстве. Как он оценивает перспективы лучших футболистов России? На кого намерены сделать ставку тренеры сборной? Есть ли надежные резервисты? Ответить на эти и другие вопросы Бориса Игнатьева попросил корреспондент Алексей Кузнецов.
— Борис Петрович, давайте начнем с вратарей. После мальтийского сбора главный тренер Олег Романцев заявил, что пост номер один — единственная позиция, которая не вызывает у него сомнений, поскольку в команде есть два равноценных голкипера.
— Станислав Черчесов и Дмитрий Харин — выдающиеся вратари и очень сильные спортсмены, которые сами знают, как им надо готовить себе к матчам. Оба обладают здоровой психикой, техничны. Единственное преимущество Харина заключается в том, что он имеет более весомые го-бариты. Черчесов — импульсивный, очень резкий, очень быстрый, хорошо реагирующий на изменение ситуации. Уверенно играет но линии ворот, но это не значит, что он допускает серьезные промохи на выходах.
— Вы заметили в их игре какие-то перемены после того, как Харин поиграл в лондонском «Челси», а Черчесов — в дрезденском «Динамо»?
— Дмитрий стал стабильнее. Станислав играл в Германии в такой команде, где едва ли не в каждом матче ему приходилось творить чудеса. Может быть, у него было мало положительных эмоций, но он правильно настраивал себя; вне зависимости от счета на табло биться до конца, выручать команду.
— Рискну предположить, что, случись что-нибудь с ними (стучу по дереву), место я воротах тренеры доверят скорее всего Сергею Овчинникову, о не другому запасному — Зауру Хапову?
— Я бы не был так категоричен. Считаю, что и Овчинникову, и Хапову можно доверить место без особых сомнений. Я, правда, вижу некое преимущество у Сергея: это неистовый футболист. Он был у меня в молодежной и олимпийской командах. Заура я больше знаю по играм за клуб; он хороший вратарь и замечательный человек.
— Перейдем к полевым игрокам. Романцев считает, что для Дмитрия Хлестова, нынешний сезон фактически завершился. Кто сможет заменить его на позиции крайнего защитника?
— Да, потеря для нас огромная. Дмитрий — один из тех игроков, кто полностью отвечает слову «защитник». Что касается замены будем определяться по ходу чемпионата России.
— Кто еще, помимо спартаковцев Юрия Никифорова и Рамиза Мамедова, а также динамовца Юрия Ковтуна, претендует на место в оборонительных порядках сборной?
— Отсутствие высококлассных защитников — бич нашего футбола. Проверили на Мальте Игоря Чугайнова из «Локомотива». В прошлом году привлекали волгоградца Владимира Геращенко, но он несколько смазал концовку сезона. Очень уверенно провел прошлогодний чемпионат Омари Тетрадзе. Но этими именами список исчерпывается.
— Судя по оценкам, которые получают в первой лиге итальянского футбола Игорь Колыванов и Игорь Симутенков, играют они не слишком стабильно. Зато в сборной показывают себя с самой лучшей стороны, не так ли?
— У итальянцев такой подход: кому много дано, с того и спрос большой. Оба были куплены за большие деньги. Колыванов, тот вообще капитан «Фоджи». Сам видел: к нему относятся как к национальному герою. Если он сыграл чуть ниже своего уровня, это уже расценивается как провал.
— Игорь Шалимов долго скитался по клубам Европы (Итолия — Германия — Швейцария — Италия). Стал он ярче как игрок или несколько померк?
— Уезжал он, конечно, звездой. Шел по возрастающей, и пиком стало его выступление в миланском «Интере». Драматичный уход Игоря из «Интера» повлиял на его психику. Он как-то потерялся, снизились кондиции, не стало присущего ему блеска. Но Шалимов еще должен себя проявить. Если он будет стабильно играть в «Удинезе», он еще принесет пользу.
— Борис Петрович, еще в «Спартаке» Александр Мостовой нередко выглядел на поле слегка по-разгильдяйски.
— Не согласен с тем, что на поле он был этаким разухабистым парнем. Мостового надо воспринимать таким, какой он есть. Если мы наряжаем елочку, то на ней обязательно должны быть фонарики. Мостовой — такой же «фонарик», как Сергей Кирьяков или Илья Цымбаларь. На них-то и ходит болельщик. После нескольких сезонов во Франции Александр стал помужиковатее, «поконкретнее». Он и раньше умел забивать. У него был хорошо поставленный удар с обеих ног, он умел играть в пас и — главное — обыгрывать в штрафной площади. Но теперь Мостовой прибавил в атлетизме, не стал чураться единоборств. Одним словом, «Страсбур» дал ему многое.
— Уникальная ситуация с Добровольским — за сборную играет футболист, вот уже долгое время не выступающий ни за один клуб...
— Мне обидно, что этот игрок не может себя найти. На тренировках он порой показывает такое! Если «разложить» Добровольского по компонентам: взять скорость, выносливость, его умение обращаться с мячом, его комбинационный дар, — я думаю, что он превосходит многих.
— Каким вы находите сейчас Андрея Канчельскиса?
— Однозначно можно сказать, что он отошел от всех передряг, связанных с его переходом из «Манчестер юнайтед» в «Эвертон». Стал заметно уравновешеннее.
— Как вы относитесь к тому, что Валерий Карпин успешно играет на позиции центрального полузащитника в клубе «Реал-Сосьедод»?
— Когда Валера приезжал на сборы, Олег Романцев много беседовал с ним на эту тему. Но мы могли бы думать о смене позиции в том случае, если бы Карпин слабо играл на фланге. Таких оснований нет.
— Несколько парадоксальная ситуация складывается с Олегом Веретенниковым. Найдется ли ему место в сборной?
— С точки зрения футбольных возможностей Олега могу сказать однозначно — это большой талант. Замечательная левая нога. Хорошее видение поля, уверенно чувствует себя вблизи штрафной, отлично владеет пасом на любую дистанцию. Но многое зависит от принципов, которые проповедует главный тренер. Это ни в коем случае не вина Веретенникова, Олег находится «рядом» с составом сборной.
— А Сергей Шустиков?
— Токая же ситуация. У нас на сборе он, был ничем не хуже остальных, но приоритет отдавался тем футболистам, которые уже прошли серьезные испытания. Есть у него и лимитирующий момент — невысокие скоростные возможности, однако Сергей — хороший техник и тактик.