Так уж сложилось, что миллионы российских поклонников футбола до сих пор не имели своего журнала. А вот болельщики в Германии уже 75 лет каждую неделю получают всеобъемлющую информацию о том, что происходит в национальном и международном футболе. Несет им ее “Киккер” — один из старейших и наиболее авторитетных футбольных журналов, отметивший в минувшем году три четверти века с момента основания. Корреспондент "Матча" встретился в Нюрнберге с главным редактором “Нинкера” Карлом-Хайнцем ХАЙМАННОМ.
— Господин Хайманн, вы хорошо говорите по-русски. Интересно, где и когда вы выучили наш язык?
— После войны, в советском плену. Было мне тогда двадцать лет. Свою первую зиму в России я провел в лагере под Рыбинском. Работали в двадцатиградусный мороз — строили плотину. Честно говоря, интересно было бы взглянуть на нее сегодня: стоит еще или нет?
Потом я строил дороги в Туле и Орле. Я был совсем молод, мнил себя "гордым германцем" и поначалу рассуждал так: если русским что-то от меня надо, пусть обращаются ко мне по-немецки. Но они этого почему-то не делали, и пришлось учить русский язык. Начал с того, что просто показывал на предмет и спрашивал: "Как это будет по-русски?" Моими первыми учителями стали водители машин, с которых мы выгружали песок, и первые слова, которым я от них научился, были русские ругательства...
Сблизил меня с русскими и футбол: я ведь в Германии играл за городскую команду, и в армии мне даже давали увольнительные в дни матчей. В плену я понял, что футбол любят и русские. Помню, летом 1948 года в Туле мы по субботам ходили но стадион смотреть матчи, и скоро меня уже приветствовала при входе тамошняя милиция: "Здравствуй, фриц!" Мы садились в первом ряду, и русские болельщики угощали нас хлебом, салом, огурцами, наливали водки...
Позже, вернувшись в Германию и став спортивным репортером, я оказался единственным западным журналистом, с которым советские спортсмены могли общаться без переводчика. Это очень мне помогало: часто они рассказывали о себе такие вещи, которыми у нас в Германии принято делиться только со старыми друзьями. Хорошо помню первый приезд в Москву, знакомство с коллегами из "Советского спорта". Вместе с Алексеем Леонтьевым мы поехали на базу "Спартака" в Тарасовку, где я впервые встретился с Никитой Симоняном. Так началась наша многолетняя дружба — впоследствии мы не раз бывали в гостях друг у друга.
Теперь у меня в Москве всегда лишь одна проблема: я физически не успеваю посетить всех друзей, когда приезжаю в командировку, и некоторые обижаются. Конечно, друзья у меня были и есть и в других городах. В Тбилиси это Слава Метревели, Нодар Ахалкаци покойный Гиви Чохели. Прекрасные отношении сложились с Валерием Лобановским он неоднократно приезжал ко мне вместе с киевским "Динамо" потренироваться на бале в Нюрнберге. Сейчас вот в финальном турнире чемпионата Европы сборной Германии предстоит играть с Россией, а в отборочном цикле мирового первенства — с командами Украины и Армении, так что в этом году я обязательно побываю и в Москве, и в Киеве, и в Ереване.
— Вы хорошо знакомы с советским футболом. А каково ваше мнение о футболе российском?
— Советский футбол доказал свой высокий уровень. Подтверждение тому — хотя бы игра бывших советских футболистов в клубах Италии, Испании, Франции, Англии. Возьмите, скажем, Андрея Канчельскиса: один из лучших легионеров в английском первенстве. Все это говорит о том, что в СССР была хорошо поставлена подготовка молодых футболистов.
Видимо, нынешняя экономическая ситуация в России приведет к тому, что клубы не смогут выделять достаточно средств на работу с подростками. На определенном этапе им станет выгоднее приобретать готовых игроков. Какое-то время потребуется и на то, чтобы сама структура российского футбола была приведена в соответствие с требованиями рыночной экономики. Но я не сомневаюсь, что со временем ситуация изменится и российским футболистам не придется уезжать на заработки за границу. Такую уверенность вселяет успешное выступление российских клубов на международной арене — прежде всего я имею в виду московский "Спартак".
Ведь это приносит хорошие доходы, а значит, клубы смогут больше платить игрокам.
— А как вы оцениваете нынешний расклад сил в мировом футболе? Какую футбольную школу считаете сегодня лучшей?
— Сегодня само понятие национального футбола в какой-то степени изжило себя: в чемпионатах ведущих футбольных стран выступают игроки разных национальностей. Здесь многие утверждают: сильнейшая в мире — наша бундеслига. Я бы не стал высказываться столь категорично. Но, безусловно, германское национальное первенство — одно из самых интересных. Кстати, посещаемость у нас растет, чего не скажешь об английском или итальянском чемпионате. Отличительная особенность бундеслиги — непредсказуемость результатов. Последняя команда всегда может выиграть у первой, и если "Боруссия" (Дортмунд) отправляется в Дюссельдорф, то ей надо быть столь же собранной, как и в игре с "Баварией" — ее главным соперником. В других европейских странах, как правило, есть 4—5 команд которые на голову выше остальных. В матчах между собой они выкладываются, а прочие игры - своего рода активный отдых для игроков У наг такое невозможно.
— Первый номер "Киккера" увидел свет 14 июля 1920 года, и с тех пор журнал рос вместе с немецким футболом. Где-то до начала 50-х "Киккер" был, по сути, единственным источником информации о футболе в стране, телевидения тогда не было, а газеты и радио футбол вниманием не баловали. Сегодня в каждой ежедневной газете две—три полосы обязательно посвящены спорту, в первую очередь футболу. Естественно, мы уже не можем ограничиваться чистой информацией. О том, кто, кому и сколько забил, читатели узнают из газет и теленовостей. Наша задача — показать, что стоит за голом, за результатом, рассказать об игроках, придать футбольной статистике человеческое измерение.
— Если бы вам предложили назвать состав символической сборной мира, сколько немецких игроков вы бы в нее включили?
— Составить такую команду можно по итогам чемпионата мира, посмотрев в деле большинство лучших футболистов. Сейчас это сделать довольно трудно. Но, думаю, Юрген Клинсманн, Маттиас Заммер и, пожалуй, Лотар Маттеус были бы достойными кандидатами в эту 1 команду.