Президент Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) Жоао АВЕЛАНЖ слывет жестокостью. Многие называют го диктатором. Не секрет, что 79-летний бразилец подчас беспощаден к своим оппонентам, не прощает их особенно если речь идет о его личных интересах. Целый ряд решений Авеланжа в последние годы имеет серьезную критику в футбольном мире.
Тем не менее бесспорно, что именно при Авеланже ФИФА стала мощной, финансово независимой структурой, которая, без преувеличения, оказывает влияние на жизнь всего мирового сообщества. Уважения заслуживает и колоссальная работоспособность уже далеко не молодого президента. С Жоао Авеланжем беседует Юрий Панкратов.
— Господин Авелонж, вы не устали целыми днями летать по белу свету, осматривая свое огромное хозяйство?
— Уже 21 год я президентствую в ФИФА и ежегодно нохожусь в воздухе не менее 800 часов. Но что делать, этого требуют грандиозные программы ФИФА и мои обязанности как ее руководителя. Если такие жертвы в интересах футбола, на это необходимо идти.
— Естественно, со свободным временем у вас проблемы...
— Его очень мало. Из 365 дней в году, наверное, 300 отдаю ФИФА. Это моя главная работа, любовь и призвание. Но я руковожу еще тремя компаниями. Одной — уже 55 лет, двум другим — по 30. Впрочем, это никак не сказывается на работе в ФИФА.
Чтобы быть в форме, я каждый день уделяю час ходьбе, 25 минут — плаванию и водному поло (Авеланж — олимпийский чемпион в этом виде спорта. — Ю.П.), хожу в сауну, принимаю массаж. Это, наверное, во многом и составляет мое свободное время.
Правда, я еще люблю слушать музыку, особенно бразильскую, которая заставляет учащенно биться мое сердце.
— 172 государства выразили желание выступить в отборочных соревнованиях мирового первенства 1998 года. Это и есть главный итог вашего длительного президентства в ФИФА?
— Когда мы приходили в ФИФА, ее ряды насчитывали 132 члена, а сегодня наша организация объединяет 193 государства. Я счастлив, что в жеребьевке чемпионата мира—98 приняли участие более 170 стран. Двадцать последних лет развития мирового футбола — это время постоянной эволюции, нашей огромной работы во имя футбола.
— Говорят, что в мире главные по значимости события распределяются следующим образом: возможный локальный ядерный конфликт, Олимпийские игры, а затем — чемпионат мира по футболу...
— Ядерный конфликт — это одно дело. Олимпийские игры — другое. Но в любом случае футбол по своей значимости, на мой взгляд, сегодня превосходит любое событие.
Только в финальном турнире чемпионата мира—98 примут участие 32 сборные, представляющие все континенты. С постепенным ростом числа финалистов увеличивается не только количество матчей и игровых дней (во Франции соответственно — 64 и 33), но и количество болельщиков на всех континентах. Футбол становится еще более привлекательным и популярным.
— В 1994 году чемпионат мира принимали Соединенные Штаты Америки, в 2002 году этот турнир пройдет в Азии. Кто следующий в очереди дебютантов — континентов и стран? Может быть, Африка? Судя по всему, Южно-Африканская Республика всерьез намерена поспорить за право стать хозяйкой Кубка—2006.
— Вы помните, как много критиков было у нас, когда ФИФА приняла решение провести чемпионат мира—94 в США. Лишь потом эти критики оценили правильность нашего выбора. В 2002 году турнир примет Азия — очень важный для мирового футбола регион. Сейчас две страны претендуют на его проведение — Япония и Южная Корея, и я не знаю, на кого из них падет выбор. Однако в одном я уверен: чемпионат будет организован на высочайшем уровне. Как требует устав ФИФА.
Что касается 2006 года, претендентов еще больше, но я думаю, что наступил момент, когда мы должны предоставить шанс Африке. В этом контексте нельзя сбрасывать со счетов и ЮАР. Там к Кубку могут построить новые гостиницы, больницы, спортивные сооружения, в том числе и футбольные арены. Одним словом, идея проведения Кубка мира в Африке получит нашу поддержку "Черный континент" это заслужил.
— Чем? Тем, что в последние годы его представители стали успешно выступать в финальных турнирах? Но ведь и по сегодняшний день сборные Латинской Америки и Европы остаются законодателями футбольной моды...
— Я абсолютно уверен в том, что в 1998 году в восьмерке сильнейших команд по крайней мере две будут представлять Африку. Кстати, успех африканского футбола также может служить своеобразной оценкой работы ФИФА, того прогресса, который сделал мировой футбол на всех континентах.
— А что вы думаете в таком случае о российском футболе и о сборной России, которая впервые в своей истории оказалась в рейтинге ФИФА среди лидеров?
— Еще в то время, когда я был президентом Бразильской конфедерации футбола, Россия (тогда СССР) вошла в число финалистов чемпионата мира—58, и с тех пор ома участвовала почти во всех финальных турнирах. V вас футбол высокого качества, он хорошо организован и дисциплинирован, следует принципам "фэйр плэй" — "честной игры". Думаю, любая страна, любой континент, где проходит финал, с удовольствием примут российскую команду.
— В нашем разговоре мы вряд ли обойдем тему денег. Они в современном футболе играют все более важную роль. Однако не кажется ли вам, что порой их значение преувеличивается?
— Любая индустрия стремится к тому, чтобы заработать деньги. Почему футбол должен отказывать себе в подобной возможности? Футбол будоражит весь мир, и я считаю, что он стоит тех денег, которые зарабатывает. При помощи этих средств мы смогли развернуть многочисленные программы по развитию футбола в странах Центральной Америки и Карибского бассейна, Океании, Азии, Африки. На мой взгляд, деньги, заработанные ФИФА, — это в определенной степени и оценка нашей работы.
— Полагаю, что финансовые интересы учитываются и в реализации одного из новых предложений ФИФА — о клубном чемпионате мира?
— За этим проектом, который мы сейчас разрабатываем, стоят и финансовые (в том числе рекламные), и зрительские интересы. В современном футболе все это составляет единое целое. Я думаю, что идея проводить турнир чемпионов континентов достойна внимания, поэтому хотелось бы, чтобы ее поддержали во всем мире. Если мы имеем чемпиона среди сборных, почему бы не определять сильнейший клуб планеты?
— Я бы хотел, чтобы до конца столетия был создан всемирный университет по подготовке технического и административного персонала как футбольных клубов, так и национальных федераций. Это во-первых. Во-вторых, надеюсь на создание центра документации, в котором будет накапливаться вся информация о том, что происходило в мировом футболе за последние сто лет. Я также мечтаю, что будет создан фонд для молодежи, увлекающейся футболом. Есть и другие проекты, которые могут принести пользу нашей игре.
— Не помешают ли осуществлению ваших проектов разногласия между ФИФА и УЕФА, наиболее крупной и мощной региональной конфедерацией?
— У нас нет никаких разногласий. Кто угодно сегодня может представлять в ФИФА на рассмотрение свои проекты, в том числе и Европейский футбольный союз. К тому же когда его предложения были доведены до других конфедераций, то выяснилось, что ни одно из них не проходит. Так что мы сохраняем абсолютное спокойствие.
— Что бы вы пожелали российским болельщикам?
— Я бы хотел, чтобы стремление россиян снова организовать летние Олимпийские игры, частью которых является футбол, стало реальностью. Ну и возможно, придет время, когда Россия проведет и чемпионат мира.
Необходимое послесловие
"У нас нет разногласий", — говорит Жоао Авиланж об отношениях ФИФА и УЕФА. Однако при всем уважении к президенту Международной федерации сегодня приходится констатировать, что две ведущие футбольные организации находятся в состоянии достаточно серьезной конфронтации. Так, президент УЕФА Леннарт Юханссон, который явно стремится сменить Авеланжа на его посту в 1998 году, использует для критики патриарха любую возможность. Тем более, что в последнее время президент ФИФА сам дал своему более молодому оппоненту сразу несколько козырей...
Начнем с жеребьевки финального турнира чемпионата мира—94 в Лас-Вегасе, где Авеланж неприятно удивил весь футбольный мир, отказав в официальном приглашении на торжественную церемонию самому Пеле. Это произошло в результате конфликта "короля футбола" с... зятем Авеланжа, президентом Бразильской футбольной конфедерации Рикардо Тейшейрой, которого Пеле обвинил в коррупции.
В прошлом году руководитель ФИФА со своей свитой отправился в Нигерию, которую незадолго до того лишили права проведения ЮНИОРСКОГО чемпионата мира из-за отсутствия в стране гарантий безопасности здоровья и жизни участников, Все бы ничего, но уж слишком неподходящим оказалось время, выбранное для примиренческой миссии. Как раз в дни пребывания Авеланжа в Нигерии местные власти, проигнорировав протесты мировой общественности, казнили девятерых борцов за гражданские права. Несомненно, этот визит нанес удар по престижу ФИФА. А вдобавок Авеланж еще и пообещал нигерийцам следующий молодежный чемпионат, который по решению ФИФА... уже давно был отдан Малайзии.
Вслед за Азией президент дал повод для недовольства еще одному континенту, Далеко не однозначной была реакция футбольной Европы на недавнее интервью Авеланжа, в котором он поддержал кандидатуру Южной Африки в качестве страны — организатора чемпионата мира 2006 года и тем самым подтвердил свою приверженность идее ротации континентов при определении места проведения финальных турниров.
"А вы задумывались над тем, что такое чемпионат мира без европейцев?" — этот риторический вопрос незамедлительно последовал от президента Германского футбольного союза Эгидиуса Брауна, недвусмысленно намекнувшего на возможность бойкота. Германия также претендует на проведение ЧМ—2006, но если принцип ротации будет соблюдаться, то немцам, да и вообще всем европейцам не видать у себя чемпионата мира до 2014, а то и до 2018 года.
"Авеланж славно потрудился на благо мирового футбола, — говорит Юханссон. И добавляет: — Будет досадно, если концовка его блестящей карьеры окажется смазанной из-за того, что он не смог вовремя уйти".
И еще одна цитата из интервью мятежного президента УЕФА. "Дело не в моих личных амбициях. Просто сегодня кто-то должен бросить вызов Авеланжу. Если это сделает другой, я уйду с дороги и окажу новому претенденту всяческую поддержку. Я делаю это не ради себя. Я делаю это ради футбола".