Наш «круглый стол» собрал людей, посвятивших футболу всю свою жизнь. Болельщики со стажем прекрасно помнят их на зеленых полях стадионов, но и тем, кто помоложе, их имена наверняка хорошо известны. Повесив на стену бутсы, все они по-прежнему служат своему кумиру — футболу. Работают в тех же клубах, цвета которых защищали на поле.
Анатолий Крутиков — директор футбольной ДЮСШ Московского областного «Спартака». Эдуард Стрельцов и Геннадий Гусаров тренируют ребятишек в спортшколах своих обществ: первый — в «Торпедо», второй — в «Динамо». Альберт Шестернев стал главным тренером Советской Армии, разумеется, по футболу. Все они в разное время играли в составе сборной команды СССР. Еще один участник «круглого стола» Александр Чивадэе в специальных представлениях не нуждается, ибо мы и сегодня видим его на футбольных полях как в играх своего родного клуба тбилисского «Динамо», так и в составе сборной страны.
Непосредственным поводом для этого «большого сбора» послужило самое значительное событие в жизни футболистов за последние четыре года — чемпионат мира в Мексике. Однако участники беседы за «круглым столом» не могли обойти молчанием и живо волнующие их проблемы нашего клубного футбола.
Говорят же, что сборная — это лицо клубов. По единодушному мнению специалистов, наиболее уязвимым местом в игре сборной СССР на стадионах Мексики стали ошибки игроков ее линии обороны. Именно они привели к поражению нашу команду в матче со сборной Бельгии. Поражению, которое не позволило ей войти в восьмерку сильнейших и продолжить борьбу за награды мирового первенства. Поэтому и главной темой беседы стали проблемы защиты.
Анатолий Крутиков, заслуженный мастер спорта:
Нападающим стало легче атаковать. Защитники во многом утратили навыки отбора мяча. Они не стали пока в полной мере созидателями, но и перестают часто быть разрушителями.
В свое время, а именно на чемпионате мира 1958 года, мощным катализатором в естественном процессе развития мирового футбола явилась бразильская система 1+4+2+4 и, как ее модификация, 1+4+3+3. Она повлияла на весь ход игры, но особенно на игру в нападении. Развязала руки не только защитникам, но даже вратарю. Тот уже не разыгрывал мяч с ближайшим защитником, а сразу отправлял его атакующим игрокам своей команды. Вместе с тем четыре защитника, казалось, надежно прикрывали подступы к воротам.
Однако потом наметился некий крен — чрезмерное увлечение защитников атакой. Хороший защитник — это прежде всего искусный игрок обороны. Разрушитель — словечко, вроде бы малоблагозвучное. Тем не менее оно точно отражает одну из главных функций игрока обороны. Что ни говори, а первейшая его обязанность — разрушать атаку соперника.
Увлечение же самих защитников атакой привело к забвению некоторыми из них таких тактических элементов, как индивидуальный отбор мяча, и таких тактических приемов, как занятие правильной позиции в обороне.
Правда, знаменитое «четыре-два-четыре» укрепило оборону в количественном отношении. Но появление в этой линии четвертого игрока в известной степени расслабило защитников. Закрадывалась мыслишка: «Нас вроде теперь много — не остановлю нападающего я, это сумеют сделать другие».
Я не принадлежу к числу людей, любящих по каждому поводу повторять, что в наше время, дескать, и сахар был слаще, и масло — масля-нее. Однако кое в чем сравнение футбола моего времени с футболом нынешним будет не в пользу последнего.
Защитники моего поколения не позволяли себе никаких расслаблений. Они начинали отбор мяча в момент приема его нападающим, заставляли того ошибаться, а в конечном счете глушили атаки в зародыше. Сейчас же игроки обороны сколько угодно дают нападающим возможность и беспрепятственно принять мяч, и развернуться, и даже пройти шаг-другой с этим мячом. И только тогда встречают его. Но и встречая, позволяют сделать передачу, куда тому заблагорассудится.
Мне, говорю это без всяких прикрас, было просто интересно попытаться выиграть единоборство с такими виртуозами мяча, как Слава Метревели или Игорь Численко. Да что там, в ту пору зрители ходили не только на матчи своей любимой команды, но и на такие вот микропоединки, как скажем, Игорь Нетто — Галимзян Хусаинов (Галимзян не всегда был одноклубником Игоря, он прежде играл в «Крылышках»). Сегодня защитники крайне редко вступают в такие дуэли, не пытаются заставить противника ошибаться, а ждут пока он ошибется. Вот и лузгают от скуки семечки на трибунах редкие зрители.
Кстати, когда мы оборонялись в ЦСКА втроем, то делать это против таких форвардов, как Борис Татушин или тот же Метревели, было отнюдь не просто. Нас крайних защитников, нередко и обводили. Но наш стоппер Анатолий Башашкин успевал подстраховывать своих крайних.
Как ни парадоксально, но этот вид взаимовыручки игроков обороны выдают теперь едва ли не за новинку. В пример приводят вариант защиты, выбранный тренером сборной Аргентины Билардо на мексиканском чемпионате мира, так и называя этот вариант «модным». У него крайние защитники Кусиуффо и Руджери «держат» двух форвардов противника персонально, а «чистильщик» Браун страхует своих партнеров.
Но не будем поднимать вопроса о приоритете, тем более, что, если быть формалистом, теперь вокруг этой троицы роится еще целая стайка (плюс три-четыре) оттянутых в оборону игроков любых других амплуа, тогда как мы оборонялись только втроем. Однако если пример чемпионов мира вернет интерес к индивидуальному отбору мяча, это уже будет здорово.
Ныне вот ведь что получается: читал я недавно одну монографию киевского инфизкульта, обобщающую работу своего «Динамо», и не смог найти в ней ни единого (!) упражнения по этому самому индивидуальному отбору. Все там сводится к отбору групповому. Правда, киевляне разработали его в совершенстве. Один из защитников идет на обострение, второй его подстраховывает и т. д. Но успех такой способ приносит лишь при одном условии: если этот первый защитник хоть немного, чуть-чуть, но зацепит нападающего. Тот теряет координацию, второму защитнику уже легче перехватывать его передачу, и уж совсем наверняка перехватит ее третий.
Все это происходит обычно на грани фола, и судьи такие «зацепки» обычно пропускают. Но арбитры, сами в прошлом игравшие в футбол, знают цену этим «чуть-чуть» и могут отнестись, даже наверняка отнесутся к ним строже. Словом, подобный групповой отбор мяча — это прием, скорее вынужденный, порожденный неуверенностью в себе отдельных защитников, их неспособностью выиграть единоборство с нападающим.
Неумение со временем развивается попросту в боязнь таких единоборств. В результате защитник позволяет своему подопечному нападающему, как уже было сказано, и мяч свободно принять, и его обработать, и точный пас партнеру отдать.
Мне, защитнику, в свое время тренер давал совершенно четкую установку: начинать отбор мяча у нападающего в самый момент приема его. Не вышло — то хотя бы не дать ему свободно развернуться и оказаться лицом к воротам. Если мастерство нападающего, несмотря ни на что позволяло ему все это проделать, я вырастал перед ним и уже — ни с места. Сейчас же смотрю за игроками моего амплуа — крайними защитниками: проиграл он нападающему и как ни в чем не бывало возвращается в свою зону, предоставляя подчищать свои огрехи товарищам.
Подобная легкость в отношении к своим главным обязанностям по обороне тормозит и развитие мастерства защитников. Они не готовят себя к единоборству с нападающими. В групповом же отборе стоит кому-то одному недоработать, как рухнет все здание обороны. Так и случилось в матче с командой Бельгии на чемпионате мира. Цепь подстраховки прорвалась в центре обороны.
Кстати, тревожные сигналы в этом плане раздавались на чемпионате раньше. Вспомним матч со сборной Франции. Ведь Фернандес забил гол, оказавшись практически один в самом центре обороны нашей сборной. Пробил он без всяких помех, а наши защитники только проводили мяч глазами. Что промах этот был не случайным, доказал и матч с командой Бельгии. Тут что ни эпизод в обороне, то ошибка. Дорого далась нашему центральному защитнику Бессонову попытка сделать искусственный офсайд. Останься он на месте, Куле-мансу не забить бы своего гола. Пусть здесь была ошибка арбитра. Но сколько же можно твердить нашим игрокам, что нельзя останавливаться до свистка. Не ждать, не выпрашивать его, а продолжать играть, если хотите, даже до второго судейского свистка!
Александр Чивадзе, заслуженный мастер спорта:
Я за коллективный отбор. Зонная оборона прогрессивнее, чем, например, тотальная защита итальянцев. Считаю, что оборона сборной СССР находится не уровне лучших мировых стандартов.
Да, игра нашей сборной в обороне основана на коллективном отборе мяча у противника. При потере мяча нашей командой все ее игроки оттягиваются назад, где и разыгрывается действо под названием «коллективный отбор».
Если играешь с командой, где есть такие лидеры, ты должен остановить нападающего во что бы то ни стало. Практически так же играли и все участники мексиканского чемпионата мира. Разве что сборная Италии составляла исключение. Она больше жаловала персональную защиту.
Эта команда играет так давно, ее «каттеначчо», где все защитники разбирают своих подопечных персонально, и только «либеро», как и следует из его названия, играет свободно, в зоне, получила широкую известность.
После успеха на чемпионате мира в Испании итальянцы уверовали в непогрешимость своей системы. Но, как вы знаете, в Мексике она им особо не помогла.
Лично я считаю зонный принцип обороны более современным, нежели тотальная защита итальянцев. Ведь это прежде класс защитников определялся лишь тем, насколько искусно он умел играть в обороне. Сегодня он обязан и атаки организовывать. Так, как, скажем, это делают француз Аморо или датчанин Ольсен. К тому же в Мексике разве только одного Марадону, как выяснилось, и нужно было опекать персонально. Другое дело, что это мало кому удавалось. А если быть совсем точным, то никому не удавалось.
Защита нашей сборной, и это мое убеждение, на мексиканском чемпионате ни в чем не уступала лучшим командам мира. Прибавить бы нашим защитникам техники. Но в этом вопросе у меня убеждение твердое: если тебя вызывают на сбор главной команды страны, подумай в первую очередь, готов ли ты в ней выступать. Чувствуешь — недостает техники, оставайся после командных тренировок на поле, работай до седьмого пота. Резервы есть у каждого, их нужно только раскрыть.
Уроки мексиканского чемпионата, понятно, должны пойти впрок. Но для нас главное— не отказываться от взятого курса игры сборной, не шарахаться в стороны, а развивать лучшее. Молодым футболистам пока недостало опыта, тем не менее в Мексике они сыграли неплохо. А опыт? Что ж, он придет. А с ним придут и победы.
Вот так по-разному смотрят, казалось бы, на одинаковые вещи участники нашего «круглого стола». Что ж, сколько людей, столько и мнений...
Запись беседы за «круглым столом» вел Виктор Пугачев.