«Пахтакор», «Манчестер юнайтед», сборная Замбии... В предыдущем номере мы рассказали об авиакатастрофах, унесшим жизни целых футбольных команд. Сегодня в страшной летописи трагедий — аварии на автодорогах.
Хорошо, что никому из нас не дано знать будущее. Жизнь порой складывается так, что сегодня ты можешь быть на вершине славы, а завтра... Визг тормозов, машина, вылетевшая на встречную полосу, скрежет металла...
Всех потрясла трагедия, происшедшая с Мишей Ереминым всего через несколько часов после триумфа московских армейцев в финале Кубка СССР 1991 года. В победе своей команды вратарь сыграл в тот день далеко не последнюю роль, и телекамеры запечатлели его беззаботную радость, когда ЦСКА принимал поздравления. Таким его и запомнили болельщики — со счастливой улыбкой на лице. А наутро средства массовой информации передали страшную новость: Еремин в больнице, и шансов выжить у него нет. После банкета, где, по словам товарищей, он выпил всего один бокал шампанского, Михаил ехал пассажиром на своей машине и попал в аварию. Столкновение было таким сильным, что он разбил головой лобовое стекло и осколки проникли в мозг. Мишу доставили в реанимацию без сознания, сердце его работало еще несколько часов.
13 декабря 1982 года стал траурным днем не только для болельщиков тбилисского «Динамо», но и для всех поклонников футбола в нашей стране. Погиб Виталий Дораселия — один из плеяды замечательных грузинских футболистов, поразивших всю Европу игрой в Кубке кубков. Именно Дораселия забил тогда решающий гол в финале клубу «Карл Цейсс» из ГДР. Оставалось три минуты до конца основного времени, когда Виталий, финтами разбросав в разные стороны двух защитников, уложил мяч точно в угол. В 1982 году он сыграл за сборную СССР на чемпионате мира, и, казалось, впереди его ждет блестящая карьера — ведь ему было всего 25 лет. Увы, дорогу преградил крутой горный перевал. Никто не знает, как случилось это несчастье, до и точное место катастрофы сумели определить лишь через несколько дней, когда поисковая группа нашла остатки разбитой машины и безжизненное тело.
Почти десять лет спустя, 21 декабря 1992 года, еще одна автокатастрофа унесла жизни сразу двух молодых украинских футболистов — киевлянина Степана Бецы и игрока «Днепра» Алексея Сосько. Первый круг украинского чемпионата подошел к концу, футболисты были в отпуске, и Степан решил съездить в Днепропетровск. Несчастье произошло, когда они с Сасько мчались по шоссе в «мерседесе» Бецы. К слову, за пару месяцев до этого, когда «Динамо» (Киев) в матче Кубка УЕФА проигрывало в Вене «Рапиду» 1:3, в перерыве Беца сказал одному из украинских журналистов: «Леоненко забьет второй гол, а Яковенко заменят». Ток и произошло. «Динамо» вышло в следующий круг, а Степана с легкой руки газетчика с тех пор называли не иначе как «пророк Степан». Но свою собственную судьбу он предвидеть не смог. «Мерседес» занесло на обледенелой дороге, Сасько скончался на месте, а Беца — в больнице, не приходя в сознание.
Тот год, 1992-й, был високосным, а значит, по уверению астрологов, совпадал с периодом повышенной опасности. Авария под Днепропетровском оказалось не единственной: летом разбился игрок волгоградского «Ротора» Олег Крушин.
Мог ли предположить Николай Кудрицкий, отправляясь играть на землю обетованную, что никогда не вернется домой? Один из лучших бамбардиров чемпионата Израиля 92/93 (16 мячей) поехал на встречу с земляками — игроками сборной Украины, которые проводили в Израиле товарищеский матч с национальной командой. Ранним утром 16 марта 1994 года Кудрицкий возвращался домой. Обгоняя на повороте грузовик на скорости 100 км/час, не справился с управлением и врезался в ограждение. Возможно, будь пристегнут ремень безопасности, Николай отделался бы ушибами, но его подвела беззаботность: водителя вынесло через лобовое стекло, и он, ударившись виском о камень, умер на месте.
Кстати, для наших игроков, выступающих за границей, наиболее опасной страной в смысле дорожных происшествий следует признать Португалию. Только Александру Мостовому удалось их избежать. Все остальные — Щербаков, Юран и Кульков — в течение одного лишь года попадали в аварии различной степени тяжести, но, к счастью, все остались живы.
Василий Кульков 31 января 1994 года столкнулся со встречным автомобилем, водитель которого получил легкие травмы. Сергей Юран попал в крупную аварию ночью 24 ноября 1994-го. На одной из центральных улиц Порту водитель, ехавший перед юрановским «мерседесом», резко затормозил. Сергей не успел среагировать и врезался в его машину. Для тормозившего все кончилось печально: влетев в фонарный столб, он умер в больнице от полученных травм. Полиция признала Юрана невиновным.
Автокатастрофы в Португалии происходят не только с нашими легионерами. Не так давно, когда Юран с Кульковым еще играли за «Порту», погиб их партнер — полузащитник сборной Португалии Руй Филипе. В конце 80-х лихая ездо погубила и вратаря этого клуба — Зе Бету, также игрока сборной. В марте 1994-го, вскоре после трагедии, случившейся с Щербаковым, столкнулся на своей машине с автобусом его одноклубник по лиссабонскому «Спор-тингу» Уго Порфириу. С переломами его доставили в больницу, где он вынужден был пройти долгий курс лечения.
Тяжелая авария 22 октября 1972 года прервала карьеру Гордона Бэнкса, самого выдающегося вратаря в истории английского футбола. Столкновение, виновником которого был признан именно Бэнкс, произошло всего в пяти милях от его дома в Эшли Хит. Голкипер не отрицал своей вины: «Я задумался о сыгранном накануне матче с «Ливерпулем», о том, сообщит ли судья Роджер Килпатрик в дисциплинарную комиссию об инциденте, который между нами произошел». Дальше все случилось молниеносно: «Я помню, как закричал от страха и боли, потом был провал, а первое, что я почувствовал снова, был зопах и вкус крови. Моей крови».
В госпитале хирург сообщил Бэнксу, что в его черепе обнаружена глубокая трещина, которая заканчивается как раз над правым глазом, и поэтому шансов спасти глаз нет. После операции по удалению глаза Бэнкс первым делом вспомнил легендарного адмирала Горация Нельсона, который в свое время разбил французский флот, будучи одноглазым. «Подумаешь, ему же не надо было защищать ворота сборной Англии», — отшучивался Бэнкс всякий раз, когда кто-то сравнивал его с Нельсоном. С футболом он покончил, казалось бы, навсегда, но спустя три года, когда неожиданно поступило предложение от «Форт Лодердейл» — клуба Американской профессиональной лиги, голкипер его принял, хотя и понимал, что «это больше напоминало цирк, куда люди приходили посмотреть на самого великого одноглазого вратаря в мире».
В 1983 году Европа оплакивала президента УЕФА Артемио Франки, погибшего в автокатастрофе 12 августа. В честь этого человека, который, согласно легенде, в годы Второй мировой войны прятал у себя под кроватью Кубок Жюля Римэ, был учрежден специальный кубок: раз в четыре года приз разыгрывают победители чемпионатов Европы и Южной Америки. В 1985-м разбился насмерть полузащитник «Андерлехта» и сборной Бельгии Людо Кук.
Крупная катастрофа произошла в марте 1989 года в Турции. В нее попал автобус с командой первого дивизиона «Самсунспор». Погибли два игрока и тренер, еще семеро футболистов получили серьезные ранения.
«Демон прогресса» тем временем требовал все новых и новых жертв. Следующим в печальном ряду стал знаменитый в прошлом итальянский защитник Гаэтано Ширеа. В сентябре того же 1989 года Ширеа, как второй тренер «Ювентуса», поехал в Польшу посмотреть на игру «Гурника» — соперника «Юве» по Кубку УЕФА. На трассе между Варшавой и Катовице его автомобиль, видимо, в результате столкновения, загорелся. Ширеа не смог выбраться из машины — то ли потому, что заклинило дверь, то ли из-за ранения — и, задохнувшись от дыма, сгорел заживо. В память о нем был назван главный пресс-центр чемпионата мира 1990 года в Риме. Буквально через неделю после гибели Ширеа печальное известие поступило из Соединенных Штатов, где автокатастрофа перечеркнула жизнь одного из лучших футболистов Европы 70-х годов — поляка Казимежа Дейны.
1991 год унес с собой Хуанито и Банаха. Хуанито был лидером и капитаном «Реала», а также испанской сборной в первой половине 80-х. Закончив карьеру футболиста, он стал тренировать небольшой провинциальный клуб «Мерида», который подвизался на задворках испанского футбола. В том, что этот клуб в прошлом году вошел в первый дивизион (а уже одно это для него огромный успех), есть заслуга и Хуанито, который начал создавать боеспособный коллектив, но большего сделать не успел: помешала автокатастрофа, происшедшая в тот день, когда он возвращался домой с финального матча Кубка чемпионов между «Црвеной звездой» и «Олимпиком».
Морис Банах, сын солдате американской армии, которая в годы войны оккупировала часть территории Германии, считался в свои 23 года одним из самых перспективных молодых игроков бундеслиги. Выступая за «Кельн», он на день трагедии (17 ноября) возглавлял список бомбардиров. Его автомобиль, мчавшийся на бешеной скорости по трассе Вупперталь — Кельн, врезался в заграждение и загорелся. С большим трудом удалось опознать погибшего. Причиной аварии, как считают, стала лопнувшая покрышка.
В последние годы летальные случаи, к сожалению, участились. До Хулио Дели Вальдеса самым известным футболистом из Паномы в Европе был нападающий «Альбасете» Роммель Фернандес. Его жизнь закончилась в возрасте 27 лет 6 мая 1993 года, после того, как он на своем автомобиле врезался в дерево. В августе 1993-го на волосок от смерти побывал Джанлуиджи Лентини. Автокатастрофа основательно выбила его из колеи. Вернувшись на поле, рекордсмен мира по величине трансферной суммы (которую за него годом ранее заплатил «Милон») напоминает, увы, лишь бледную тень себя прежнего и появляется в составе только от случая к случаю.
В январе 1994-го недалеко от Гуаякиля насмерть ро сбился 29-летний форвард сборной Эквадора Корлос Муньос (не путать с его тезкой, однофамильцем и коллегой по амплуа, который сейчас играет в испанском «Овьедо»). В прошлом году очень неприятную ситуацию попал юный герой «Аякса» Патрик Клюйверт. Он сам в аварии не пострадал, но водитель другой машины, а также сопровождавшая его женщина скончались от полученных ран.
Особо стоит отметить частые случаи дорожных происшествии с участием бразильских футболистов В последнее время именно они — в силу, наверное, своей природной беспечности — бьются чаще других. 20-летний вратарь «Сан-Паулу» Алешандре погиб 20 июля 1992 года. 30-летний Эдивалдо дорогой ценой заплатил за то, что заснул за рулем в январе 1993-го: это случилось в Японии, где он был одним из многочисленной бразильской футбольной колонии.
18 сентября 1995 года трагедия произошла с Дирсеу, участником трех чемпионатов мира (1974, 1978, 1982). За свою долгую карьеру, длившуюся 21 год, он поиграл в 14 различных клубах В 1988-м повесил было бутсы на гвоздь, но в 1995-м, уже в 43-летнем возрасте, неожиданно вернулся и в течение четырех месяцев выступал за «Юкатан», мексиканский клуб второго дивизиона. В июне 1995-го, то есть всего за три месяца до гибели, в Гвадалахаре состоялся его прощальный матч, собравший 50 тысяч зрителей.
И, наконец, последней на сегодняшний день крупной «футбольной» автокатастрофой стала та, в которую попал известный своим буйным темпераментом бразилец Эдмундо. 2 декабря прошлого года он покинул ночной бар вместе со своей несовершеннолетней подругой и сел в джип «чероки». Его автомобиль на скорости 95 километров в час столкнулся с «фиатом», что повлекло гибель трех людей (двоих в «фиате», а также подруги Эдмундо). И только сам Зверь (таково прозвище Эдмундо) отделался легкими повреждениями. Но от тюрьмы ему вряд ли отвертеться: ведь неопровержимо доказано, что вся вина в случившемся лежит на нем, — доза алкоголя в крови значительно превышала допустимую Теперь ему грозит 12-летнее заключение. Поражает одно совпадение: в публикации на страницах газеты «Спорт-экспресс» известный журналист Игорь Фесуненко, анализируя жизненный путь «ужасных детей» бразильского футбола, предрек Эдмундо, что и он добром не кончит. Вышла в свет эта публикация всего за несколько дней до катастрофы...