Примерно три десятка лет тому назад для наших мальчишек начали создавать футбольные школы. К этому же времени можно отнести и начало гибели дворового футбола, явления, надо сказать, уникального. Знаю об этом не понаслышке, не из вторых рук. И Игорь Нетто, и Анатолий Ильин, и я сам гоняли мяч на пустырях, гоняли самозабвенно все летние дни напролет. Обводка, удар, передачи — мы старались перенять их у старших, у каждого был свой кумир, и потому перенимали крайне добросовестно, чтоб подхалтурить — и думать не моги!
Немало дал нам дворовый футбол. Но опыт его в стены новых учебных заведений с многообещающим именем ДЮСШ. а то и СДЮШОР перенести никто не догадался. Наверное, словечко «дворовый» отпугивало. И зря. Открывая новую, пусть и на самом деле хорошую, передовую форму обучения, следовало насытить ее содержанием, и тут опыт дворового футбола ох как бы пригодился.
Начиная новое дело, следовало задуматься и еще над одним вопросом. «А кто научит самих учителей?» На первых же порах в ДЮСШ приходили футболисты, закончившие выступать. Были среди них и знаменитые, из большого футбола. Но учили они мальчишек лишь тому, что знали сами, говоря попросту, предлагали копировать их же игру.
Потом, правда, стали учить и учителей, появилась у нас даже высшая школа тренеров. Это дало нам право заявить о «стройной системе подготовки резервов большому футболу». Еще бы. только в высшей категории — спортщколах учатся у нас около десяти тысяч ребят, с ними работает добрая тысяча квалифицированных, в большинстве своем с высшим образованием, тренеров.
Казалось бы. все есть: и специалисты, и талантливая молодежь. А новые Бобровы. Стрельцовы, Яшины что-то появляться не спешат.
Естественно, возникает вопрос: «Что же мешает этой мощной когорте тренеров готовить достойное пополнение большому футболу?» Нерадивость, неумение? А не виною ли тут, если не всему, то многому, отсутствие стройной методики обучения юных футболистов? Прежде всего обучения технике игры
Как выглядит нынешняя, с позволения сказать, методика? Набирает тренер в свою группу два десятка новичков (это в лучшем случае, а порой приходится и больше) и начинает разучивать с ними определенные упражнения. Со всеми одинаково.
Между тем кто-то из ребят осваивает упражнение, будто семечки щелкает, другому оно никак не удается. Тренер же, действуя по строгому плану, на другом занятии дает уже новое упражнение. Первый мальчик и его схватывает на лету, второму же и оно не под силу. Так за ним накапливается долг, растет отставание, и вот приговор: «Для футбола не годится!»
Как тут не вспомнить, что и обо мне, и о Борисе Татушине на заре нашей юности кто-то пустил: «Это не футболисты». У нас хватило упорства доказать обратное, но каждому ли мальчишке это под силу?
Пять лет назад мы основали новую футбольную ДЮСШ — московского областного «Спартака», где я директорствую и сегодня. По структуре аналогов ей я не знаю: «классы» этой школы разбросаны в добром десятке городов Подмосковья. Трудно работать в таких условиях? Конечно. Меня как директора ободряло одно: с ребятами работали бывшие игроки московского «Спартака» Вячеслав Амбарцумян и Галимзян Хусаинов. Александр Гришин, выступавший в ЦСКА и московском «Локомотиве». Все они опытные мастера, каждый — личность, а это для ребятни дело далеко не последнее. Да и имели мои помощники индивидуальный подход к своим ученикам.
Но инициатором эксперимента, о котором я хочу рассказать, явился Владлен Решитько. Он взял три группы ребят, точнее разбил свою, так сказать, штатную группу на три. Что же это за подгруппы получились? В одной — те самые мальчишки, что все на лету схватывают. В другой те, у которых потихоньку да полегоньку, но тоже все получается. В третьей же собрались неумехи, те, которых прежде спешили записать в бесперспективные.
Вся же суть в том, что с этой третьей группой тренер не спешит переходить ко второму упражнению, пока все ученики твердо не усвоят первое. Пусть ребята первой группы в своем футбольном развитии уходят вперед — Решитько это не беспокоит. Главное, что он никого, ни одного из набранных в спортшколу не отлучает от футбола, будучи уверен, что в конце концов обучит всех, определенную школу футбола даст всем.
Конечно, мы надеемся, что лучшие наши выпускники будут тренироваться и играть в командах достаточно высокого класса, но не из каждого, безусловно, получится высококлассный футболист, да это и не самоцель. Главное, чтобы, полюбив футбол в детстве, почувствовав вкус к интересным, нестандартным тренировкам, человек и в дальнейшем футболу не изменял. Ну а если кто-то из тех, кто был в нашей условной третьей группе, потом будет играть за свой город, район, завод — разве не хорошую службу сослужит им наша школа?
Следует сказать, что первую свою группу в 20 человек Решитько набрал из детдома, некоторые из принятых им детей были изрядно, как теперь говорят, закомплексованы пребыванием в своих неблагополучных семьях. Так что для них футбол стал уже не просто спортом, а открыл новую, светлую полосу в жизни.
С 1951 года все, пожалуй, методики рекомендуют начинать обучение в футболе с удара по неподвижному мячу. А сколько раз такая ситуация встречается в игре? Только при выполнении пенальти, углового, свободного и штрафного ударов. Да. это весьма доступно — бить п о неподвижному мячу, но юный футболист напрягается при этом, сковывается, и этот «сковывающий навык» закрепляется.
В основу же разработанной Решитько методики, способствующей главному — возможности применять выученные технические приемы на скорости, положены естественные действия футболистов на поле. Там он, как известно, сначала принимает мяч, потом обрабатывает его, ведет, наконец либо пасует партнеру, либо бьет по воротам.
Отбор мяча, обводка — это уже комплексные действия футболиста, включающие в себя не'только технику. но и элементы тактики. Механически научиться им нельзя. Но никто иной, как тренер, может и тут многому научить и закрепить эти навыки уже в ДЮСШ. Так что этим элементам в методике Решитько отведено значительное место.
Есть в этом деле и еще один аспект. Как определяли прежде игровое амплуа будущего футболиста? «Ага, ты коренаст, крепок — играть тебе в защите. А ты пошустрее, с мячом обращаешься поэлегантней, да и быстр — тебя в нападение».
Обучая же отбору и обводке, видишь, у кого из ребят получается лучше одно, у кого — другое. Так что можно не на глазок, а достаточно уверенно выбрать юному игроку место на футбольном поле.
В какой-то степени методика Решитько учитывает основные ««принципы» дворового футбола, который, как уже было сказано, медленно, но верно исчезает вообще. В дворовом футболе все естественно. Эту естественность Решитько и перенес в тренировочный процесс, придав ей организованные формы. Выучен прием — он тут же закрепляется в игре, выучена связка из двух-трех приемов — опять закрепление в игре, отработана группа связок упражнений — проверка их в матче.
Решитько на начальной стадии обучения не делает фетиша из результата. чему привержены многие его коллеги. Сплошь и рядом слышишь на матчах детских команд окрики тренеров: ««Не водись! Мазила! Не дай играть своему!» ««Не дай своему», а получается — не играй сам.
Методика (наверное, она нуждается в совершенствовании, как и любое другое дело) позволит приходить в команды технически обученным игрокам. Во всяком случае, ребята, прошедшие у Решитько курс обучения, технически оснащены гораздо лучше сверстников из других команд.
Немаловажен, мне думается, возраст, с которого необходимо начинать обучение. Не с 7—8 лет, а с 10—11. когда движение начинает приобретать мягкость, пластичность, ловкость. мальчишки начинают познавать футбольную информацию.
Рамки журнальной статьи не позволяют подробно изложить всю методику Решитько. Довелось услышать. что по сути своей, по самому подходу к решению той или иной проблемы сходна она с методами известного школьного учителя из Донецка Шаталова. Боюсь только, как бы не пришлось нам для доказательства права на жизнь своих методов потратить еще больше времени, чем Шаталову.
Нас внимательно выслушали в управлении футбола Госкомспорта. мы приглашали к себе на занятия известных специалистов футбола: Вячеслава Соловьева, Олега Лапшина. Владимира Иванова. Еще раньше, так сказать, своим ходом, в Быкове побывали Юрий Седов и Виктор Понедельник. Приятно было услышать: «Такого не видели еще ни в одной школе!»
Когда на семинаре ЦС и российского «Спартака» мы ознакомили со своим методом аудиторию тренеров в 100 человек, все до одного были «за». Казалось бы, понимать все это можно только однозначно, как признание: раз все «за», остается только распространять новый метод.
Да что-то не спешат с этим распространением. Сами мы делаем все, что можем. Самое наглядное у нас записано на видеомагнитофон. Показали этот фильм в спортшколе «Локомотива». что на Рязанском шоссе. Эта школа не чета нашей — олимпийского резерва. На просмотр пришла целая группа известных специалистов футбола. Оценка действий наших подопечных была самой высокой. Любопытный произошел эпизод. На экране ребята выполняли сложный элемент исключительно левой ногой. Кто-то из присутствующих воскликнул: «Такое впечатление, что это показ в зеркальном изображении!»
Я-то прекрасно понимаю: куда легче копировать тренировку команды мастеров — столько-то времени отводится на техническую подготовку, столько-то на физическую и т. д. и т. п. Нашу же методику в спортшколах придется закладывать с нуля.
Сами мы, хоть и неофициально, но выходим из рамок, ограничивающих творчество. Во всех своих десяти отделениях с ребятами 1974—1976 гг. рождения работаем только по новому методу. Летом отберем лучших в спортивный лагерь и продолжим эксперимент.
Вот все еще говорю «эксперимент», хотя нам, спартаковцам, ясно уже сейчас: стадию обкатки быковское начинание выдержало.
От редакции. Мы не первый раз публикуем под рубрикой «Не по шаблону» материалы о деятельности тренеров, творчески мыслящих, стремящихся уйти от стандартных, давно выработанных методических установок и указаний по работе с детскими командами в различных видах спорта.
На словах эксперименты приветствуются, на деле же, как следует и из статьи А. Крутикова, до тщательного изучения и распространения нового опыта путь весьма и весьма долог, и конца ему не видно.
В последнее время происходят заметные реформы в общеобразовательной школе. Наверное, и школам спортивным не следует отставать. Ведь в них тоже происходит обучение.