В беседе с одним из известных хоккеистов я как-то спросил: составляет ли он приблизительную схему действия мысленно, например, перед выполнением буллита против конкретного вратаря? «Что вы, доктор, какая там схема, как уж получится», — был его ответ, из которого видно, что все надежды на успех хоккеист возлагал на счастливый случай, не подозревая, что в поединке с думающим вратарем он уже заранее процентов на 90 проигрывал поединок.
Уровень развития игрового мышления и интуиции спортсмена в значительной степени определяет и уровень его спортивного мастерства. Многие тренеры, придавая большое значение качеству игрового мышления и интуиции спортсмена, не очень верят в возможность их совершенствования и рассматривают эти качества раз и навсегда заданными природой, тем более что методов их совершенствования не существует. Но существует известное выражение: информация — мать интуиции, которое раскрывает тесную связь мышления и интуиции и зависимость уровня их развития от объема и глубины приобретенной информации, или, иными словами, от накопленного опыта.
Приобретаемые спортсменом в тренировках многосторонние навыки, это. по существу, и есть та же информация или накопленный опыт. И чем богаче и шире он, тем совершеннее его специальное мышление и интуиция, а значит, и его спортивное мастерство.
Анатолий Тарасов, характеризуя высокий класс наших хоккеистов прошлого, отмечал, что уровень развития игрового мышления и интуиции у лучшего хоккейного вратаря мира Владислава Третьяка был одной из сильных сторон его мастерства. Тарасов, будучи тренером Третьяка, придавал этому большее значение, чем даже высоким качествам быстроты двигательной реакции голкипера на полет шайбы.
Интуитивное чувство предвидения хода и развития игровых ситуаций Третьяк довел до предопределения действий соперника, вынуждая его действовать в выгодном для вратаря направлении, что являлось уже более высокой ступенью , переходящей в выверенное игровое мышление, присущее спортсмену высочайшего класса. По словам Тарасова, все эти качества Третьяк приобретал в самоотверженном, вдохновенном и вдумчивом труде в каждой тренировке и игре.
Чтобы попытаться хотя бы схематично понять начало зарождения импульса игрового мышления в игровом поединке, хочу вспомнить примеры из своей прошлой спортивной жизни, когда я играл вратарем в командах «Спартак», «Динамо» и за сборную Москвы по водному поло. В частности, готовясь встретить прорвавшегося к моим воротам соперника, я умышленно двигался в один из углов своих ворот, заставляя поверить соперника в мою позиционную «ошибку», как бы провоцируя его забросить мяч в свободный угол ворот, куда я с рассчитанным опережением бросался и отражал мяч. Соперники заметили мою уловку и стали бросать в занятый мною угол ворот, забивая голы.
Но чтобы выигрывать эти поединки, я вынужден был искать новые пути и стал перед броском соперника делать ложное движение в одну из сторон, чтобы тут же броситься на перехват мяча в другой угол ворот, озадачивая соперника.
В «диалоге» игровой мысли и заключена красота игры. В любом соревновании соперники стремятся опередить в каком-то одном или в комплексе качеств, но только не в ошибочной мысли, ибо это равносильно проигрышу. Каждый спортсмен в той или другой игровой ситуации действует по-своему, но без постоянных творческих поисков и совершенствования игрового мышления и интуиции трудно добиться стабильности высокого спортивного мастерства. Движения тела спортсмена раскрывают зрителю ход его игровой мысли, и только она дает неограниченный простор для творческой импровизации и раскрывает весь комплекс высоких моральных, физических и технических качеств спортсмена в игровом поединке.
Мышление и интуиция тренера формируют мышление и интуицию спортсмена или целой команды, а то и отдельного вида спорта. Трудно себе представить тренера, например, футбольной команды высшей лиги без четкой концепции и взглядов на современное состояние и развитие будущего футбола и, безусловно, без энтузиазма в работе с командой. И никакие картинные жестикуляции и бурные переживания в ходе перипетий игры не могут скрыть или заменить реальность истинных убеждений тренера, они лишь раскрывают доминирующее влияние эмоции над его мышлением и интеллектом. Эмоциями нельзя решить ни одной проблемы, тем более творческой. Еще древние мудрецы говорили: «Юпитер, ты сердишься, значит, не прав». И, действительно, разве мы видели когда-нибудь наших лучших футбольных тренеров Бориса Аркадьева, Михаила Якушина. Гавриила Качалина, Константина Бескова, Николая Старостина, Виктора Маслова возбужденными, злыми или целующимися после забитого их командой гола? Они всегда были спокойны, сосредоточенны и не позволяли своим эмоциям стать достоянием для миллионов зрителей, следящих за каждым их жестом.
Современный спорт становится все более интеллектуальным, усложненным и все более скоростным. Чтобы побеждать, необходимо опережать соперников во всех компонентах любого вида спорта, но прежде всего опережать его в скорости игрового мышления. Отстать в скорости игрового мышления — значит проиграть.
Спортсмены, мобилизующие в соревновании все свои высокие интеллектуальные качества, особенно привлекают зрителя. В наиболее концентрированном виде эти качества можно наблюдать в коротких поединках вратаря с пенальтистом, в первую очередь конечно же в футболе, где в несколько секунд подчас решается судьба и встреч, и крупных соревнований.
На них и хотелось бы задержаться особо.
У нас были и есть искусные вратари — специалисты отражать пенальти — в прошлом Владислав Жмельков, Анатолий Акимов, Алексей Хомич и, конечно, Лев Яшин, искусство которого отличалось совершенством и много раз решало судьбу встреч и крупных соревнований. Есть они и теперь. Это прежде всего братья Пановы. Убыкин, Бирюков, Дасаев.
Завидные качества быстроты двигательной реакции у вратаря тбилисского «Динамо» Габелия, не раз приносившие успех его команде, в том числе и победу в розыгрыше Кубка страны. В то же время он не раз допускал просчеты при выходах из ворот и в выборе правильной позиции, пропуская досадные голы, которые были следствием его чрезмерного эмоционального возбуждения, подавлявшего игровое мышление, так необходимое вратарю.
Умело отражал пенальти и вратарь «Спартака» Дасаев, часто выручая свою команду. Но вот во встрече с французской командой «Нант», наверное, многим запомнился его преждевременный бросок в левый угол своих ворот перед ударом с 11-метрового. французский игрок без труда направил мяч в свободный правый угол. Та же ошибка была у Дасаева и в кубковой встрече с торпедовцами, когда Гречнев направил мяч в заранее освобожденный угол, это принесло победу «Торпедо».
Игру в «угадайку» мы особенно часто наблюдаем, когда судьба встреч решается серией пенальти, в которой, как правило, все вратари стараются с опережением броситься в один из углов своих ворот. Так было, к примеру, в кубковой встрече между «Спартаком» и киевским «Динамо», когда Демьяненко и Кузнецов направляли мячи прямо в центр ворот, предвидя, что он тоже будет свободным.
Провалы игрового мышления и интуиции мы нередко видим и у полевых игроков, в том числе у считающихся наиболее думающими футболистов Гаврилов некоторое время был «штатным» пенальтистом в «Спартаке», добиваясь успеха одним и тем же ударом: он всегда бил левой ногой в правый от вратаря угол ворот, что было замечено не только нашими, но и зарубежными вратарями. Пенальти Гаврилова стали успешно отражать, и эти промахи решили судьбу не одной встречи, в том числе и международной.
Лучший бомбардир «Зенита» Желудков дважды в одной игре добивался успеха во встрече со «Спартаком» благодаря остроумному выполнению штрафного удара метров с 20. В дальнейшем, правда, он в творческих поисках сник.
С большого разбега выполняя пенальти в ворота сборной Англии. Чивадзе ударил с такой силой, что мяч, не попав в ворота, отскочил от стойки чуть ли не до центра поля. Казалось, он учел свою ошибку, и уже во встрече со сборной Румынии направил мяч в угол, но таким слабым ударом, что румынский вратарь легко забрал мяч в руки.
По телевидению как-то показали фрагмент игры лучшего футболиста Европы Платини, когда он выполнял штрафной удар у ворот соперников. Устанавливая не спеша мяч, он зорко искоса наблюдал за поведением их игроков и корректирующими указаниями их вратаря и, не отходя от мяча, выбрал для удара момент, когда его никто не ожидал, точно крученым через «стенку» ударом направил в угол мимо опешившего голкипера.
Говоря об эффективности использования высоко развитой игровой интуиции и игрового мышления, невозможно обойти вниманием корифея нашего хоккея и футбола Боброва, чья творческая мысль и импровизация в игре лились непрерывным потоком, удивляя соперников и восхищая зрителей своей уникальностью и непредсказуемостью как в хоккее, так и в футболе, постоянно находясь в самом активном состоянии.