«Итальянский сапог», как частенько именуют Апеннинский полуостров, оставил заметный след на карте мирового футбола как в относительно далеком прошлом, так и во времена его новейшей истории. В самом деле, в 1934 и 1938 годах игроки сборной Италии в футболках ярко-синего цвета, за что команду и называют «скуадра адзурра», становились чемпионами мира, победив соответственно соперников из Чехословакии со счетом 2:1 и Уругвая — 4:2. А в 1970 и 1982 годах они вновь выступили в финальных матчах мировых первенств. уступив на стадионе «Ацтека» в Мехико легендарным бразильцам во главе с Пеле (1:4) и повергнув сборную ФРГ в Мадриде пять лет назад (3:1). Добавим к высшим титулам звание олимпийских чемпионов 1936 года и сильнейших на европейском континенте в 1968 году, а также успехи «Интернационале», «Милана», «Фиорентины» в розыгрыше европейских Кубков для клубных команд в 60-е годы и «Ювентуса» в 80-е. и станет ясно, что Италия — футбольная супердержава.
Но вот что странно: при всей очевидности заслуг и богатстве завоеванных трофеев у итальянского футбола мало поклонников за рубежами страны и все больше язвительных критиков на родине. Его история последних десятилетий отмечена негативной тенденцией, идущей в разрез с самой сокровенной сутью футбола. которая определила его развитие как самой популярной игры в мире, берущей за живое миллионы людей на земном шаре. Представляется. что в итальянском футболе почти зеркально отражается парадокс всей общественной жизни Италии в период после второй мировой войны. Тот самый парадокс, который рискую назвать «двумя полюсами на Апеннинах».
Судите сами. Италия — это зажиточный, индустриально развитый север и бедный, отсталый юг страны. Это глубокие демократические традиции республиканцев и едва ли не средневековый консерватизм многих уложений католицизма. Это политическая активность масс, сознательность которых вывела Коммунистическую партию Италии на первое по численности место в Западной Европе, и засилье мафии, проникшей и в высшие эшелоны власти. Это яркая элита в спорте и узкая социальная база для массовой физической культуры. И. наконец, Италия — это авансцена для иностранцев в баскетболе и футболе при наличии неисчерпаемого резерва национальных талантов, многие из которых, по признанию, например, газеты «Мессаджеро» — печатного органа консервативного толка, вынуждены ютиться на задворках спортивной жизни. И чтобы довершить картину этих двух полюсов, отмечу самый поразительный, вероятно, парадокс, при котором оказывается возможным соединить живость, активность зажигательного национального характера итальянца и бьющий через край темперамент отдельных индивидуальностей с тягучей, сверхосторожной, а временами попросту бескрылой игрой итальянских футболистов как на уровне клубов, так и в национальной команде.
Впрочем, вот свидетельства на этот счет соотечественников «скуадры адзурры», которым не откажешь в язвительности и даже горечи. Когда несколько лет назад вновь встал вопрос об увеличении числа соперников в высшей лиге итальянского чемпионата с 16 команд до 18, президент национальной федерации футбола Федерико Сордильо, прозванный среди римских адвокатов «первым тенором красноречия», решительно отверг это предложение: «О каких 18 командах может идти речь, когда и сейчас наши 16 клубов безнадежно запутались в разнообразных финансовых трудностях. И не забывайте, сеньоры, что мы, итальянцы, живем в стране, название которой «0:0». Увеличить число команд — значит усугубить неблагополучие».
Но довольно, право, скажет скептик. Не лучше ли обратиться к сегодняшнему дню одной из сильнейших футбольных держав Европы и мира, да и вообще, стоит ли уделять столько места критическим высказываниям по адресу итальянцев? Реальные звания и призовые места, в конце концов, склоняют чашу весов в пользу «скуадры адзурры» и итальянского футбола в целом по сравнению со многими другими европейскими странами. Но в том-то и дело, что ныне, как никогда прежде, футбольные дела на Апеннинском полуострове стали предметом разбирательства не только специалистов, но и социологов и даже политиков.
Итальянскому футболу принадлежит несколько весьма примечательных европейских рекордов. Наиболее впечатляющим представляется количество зрителей в среднем за сезон на каждом матче чемпионата, в котором первенство оспаривают, как говорилось, 16 команд: оно составляет 36 тысяч человек! Это в два раза больше, чем в ФРГ, в три раза превышает показатель во Франции и более, чем в два раза, — в Англии. Тут, что называется, комментарии излишни. И наконец, итальянская высшая лига лидирует в качестве покупателя, которого не способны остановить никакие нули в сумме, требуемой за иностранного игрока. Неаполитанский клуб «Наполи» отвалил испанской «Барселоне» за аргентинца Марадону, по данным французской газеты «Экип», 80 миллионов франков, что в пять-шесть раз дороже любых других самых ценных приобретений остальных европейских клубов. Разговор об иностранном легионе в итальянском футболе впереди. Пока же ознакомимся с любопытным во многих отношениях опросом, предпринятым крупнейшей итальянской специализированной «Гадзетта делло спорт». Редакция попросила семерых виднейших специалистов мирового футбола назвать сильнейших современных мастеров кожаного мяча в соответствии со схемой расстановки игроков 4—4—2, которая, как считается, преобладала в практике команд-участниц последнего чемпионата мира в Мексике.
Кто же были эти специалисты? Француз Мишель Идальго, приведший сборную своей страны к званию чемпионов Европы 1984 года; итальянец Энцо Беарзот, под руководством которого «скуадра» взяла первенство в чемпионате мира-82; аргентинец Карлос Билардо, наставник чемпионов мира-86; Юпп Дерваль, руководивший сборной ФРГ с 1978 по 1984 г.; Луис Сезар Менотти (Аргентина), выигравший чемпионат-78 у себя на родине; Ринус Михеле (Голландия), тренировавший знаменитый «Аякс» в пору его триумфов в начале 70-х годов, а также сборную Нидерландов, участницу финала первенства мира-74; и, наконец, тренер туринского «Ювентуса» Джованни Трапаттони. О последнем следует сказать, что он — единственный, кому удалось завоевать со своим клубом все четыре главных европейских приза, включая Суперкубок. в период с 1977 по 1985 гг. Словом, жюри авторитетное. И вот какой в результате они назвали состав сборной мира на сегодняшний день по схеме, повторяю, 4—4—2. Вратарь — Дасаев (СССР), далее Жози-мар (Бразилия), Фёрстер (ФРГ), Оль-сен (Дания), Аморо (Франция), Тига-на (Франция), Маттхойс (ФРГ), Бригель (ФРГ), Марадона (Аргентина), Элькяер (Дания), Беланов (СССР). И ни одного итальянца!
Однако во второй сборной, по результатам того же опроса, их уже трое. Это крайние защитники Джузеппе Бергоми («Интер») и Антонио Кабрини («Ювентус»), а также нападающий Алессандро Альтобелли («Интер»). Они же входят в число основных, опорных игроков в новом составе сборной Италии, которой руководит ныне бывший наставник юниоров Адзелио Вичини.
Любители футбола на Апеннинах озабочены не столько предстоящим через год европейским турниром, сколько проведением чемпионата мира 1990 года, который поручен итальянским организаторам. Надо полагать, что разнообразные вопросы, связанные с финансовыми хлопотами. техническими заданиями и реконструкцией стадионов в Риме, Турине, Милане, Вероне и некоторых других городах, будут благополучно решены.
Обозреватель «Мессаджеро» Руджеро Паломбо подсчитал, что к началу грядущего чемпионата мира большинству футболистов, входящих ныне в состав сборной Италии, перевалит за 30 лет. Это защитники Баньи, Барези, Кабрини, вратарь Дзенга, игроки середины поля Ди Дженаро, Верховод, Тричелла, нападающий Альтобелли и ряд других известных и опытных спортсменов. Поэтому он полагает правильным путь, который выбрал Вичини, резко омолодив команду, под знамена которой призваны полузащитники Джанини («Рома»), Ди Наполи («Наполи»), Доссена («Торино»), Маттеоли («Интер»), форварды Виалли («Сампдория») и Донадони («Милан»), Разумеется, наберется немало других достойных и талантливых кандидатов в главную команду страны для всех звеньев.
«Некоторые считают, — пишет Р. Паломбо, —что все беды нашей сборной от засилья иностранных звезд в клубах. Может, это и так. Но не исключено, что все дело в том, какое поколение народится...» Журналист определенно стремится смягчить довольно жесткую и неприятную правду. Уже упоминавшийся футбольный деятель Ф. Сордильо далеко не одинок, когда прямо заявляет, что иностранный легион не принес обновления или расцвета итальянскому футболу в целом. С этим нельзя не согласиться, хотя в то же время очевидно, что личный успех и преуспеяние таких выдающихся футболистов, как аргентинец Марадона и француз Платини, в разной степени, но отразились на прогрессе клубов «Наполи» и «Ювентус». Это в особенности справедливо по отношению к Платини. Но все дело в том, что система звезд на руку футбольному бизнесу для приманки зрителей и рекламы, при этом начисто игнорирует интересы всего национального футбола.
Нынешним летом будет окончательно решен вопрос о так называемом свободном перемещении и найме на работу граждан, проживающих в странах Европейского экономического сообщества, что устранит нынешнее деление футболистов, играющих в Италии, на «местных уроженцев» и «иностранцев». А это значит, помимо прочего, что существующее ограничение числа иностранцев в клубах двумя футболистами потеряет юридическую силу.
Проблема эта довольно сложна и требует специального комментария, выходящего за рамки настоящей статьи. Но подчеркнем, что она тесно увязана с другим острым вопросом, который все чаще задает себе общественное мнение Италии. Куда исчезают способные, талантливые юноши, прекрасно зарекомендовавшие себя на международной арене в составе юниорских и молодежных сборных? «Гадзетта делло спорт» приводит в этой связи резкие высказывания знаменитых в прошлом итальянских футболистов. «Эти ребята слишком рано впрягаются боссами в систему жесткого профессионализма и конкуренции со стороны иностранных звезд — игроков уже зрелых и более опытных. Эта система иссушает их души и отнимает у них радость такого футбола, которому их учили», — считает Джачинто Факетти. которого хорошо знают любители футбола в Советском Союзе. «Кроме того, — вторит ему Марио Корсо, — подняв за пределы разумного зарплату ведущим игрокам, владельцы клубов уже загодя, можно сказать, совращают даже мальчишек. Они высматривают будущих звезд среди 11—12-летних ребятишек и платят лучшим из них сотни миллионов лир! Это отбивает охоту работать над собой, развращает и нарушает стройную систему воспитания спортсмена, подведения его к заслуженному вознаграждению в соответствии с уже достигнутым уровнем мастерства. За это приходится расплачиваться несколькими годами спустя...»