Футбол — непредсказуем. В этом его сила и притягательность для зрителя. В этом же и причина того, что столь рано седеют тренеры, что разбиваются сердца — порой в самом прямом смысле слова — у болельщиков на трибунах. Однако как воспринимать эту непредсказуемость популярнейшей игры — как фатальную неизбежность или нечто все же поддающееся регуляции?
Именно об этом и ведут беседу-спор известный футбольный тренер Б. Цирик и врач-психиатр А. Алексеев, чья книга «Себя преодолеть!» является чуть ли не единственной у нас, посвященной проблемам самоподготовки спортсменов.
Чем объяснить парадоксы?
Борис Цирик, заслуженный тренер РСФСР
Почему далеко не всегда умеют даже несомненно талантливые футболисты показывать в полной мере свое спортивное мастерство? Почему в этом виде спорта гораздо чаще, чем во многих других, случается, что победа достается спортсменам, которые рассматриваются до начала матча как менее сильные? Можно с уверенностью сказать, что вопрос этот занимал любителей футбола на протяжении всей его истории. Актуален он и по сей день. При анализе каждого из таких парадоксов удается, конечно, докопаться до причин его возникновения. Но как бы ни изучали их игроки и тренеры, как бы ни спорили зрители о средствах их предотвращения, они все же продолжают оставаться характерными для футбола.
Сам по себе этот факт для читателей не нов, и о нем, вероятно, не стоило бы и упоминать, если не ставить перед собой задачу разобраться, почему это так часто бывает именно в футболе.
Начнем с примера. Если каждый из участников забега на ту или иную дистанцию к моменту старта пребывает в оптимальном для себя состоянии здоровья и тренированности, а в организме нет следов усталости, если он не опоздает принять старт, не споткнется и не упадет, то одолеет дистанцию настолько быстро, насколько он вообще способен это сделать. При этом никто из соперников не может (по крайней мере, не имеет права) ему помешать.
Вполне закономерно, что к финишу первым придет самый быстрый, если он к тому же, преодолевая дистанцию, не допустит тактического просчета. Так бывает и на водной, и на ледяной дорожке, и в фигурном катании, и в гимнастике, и во многих других видах спорта, где соперники не вступают в непосредственный контакт, противоборствуя друг с другом.
У футболистов в этом отношении дела обстоят как раз наоборот. В ходе матча соперники оказывают постоянное сопротивление друг другу, причем правила игры допускают даже некоторые виды толчков. При этом теснота на поле такая (примите здесь во внимание количество участников), что более быстроногим и техничным игрокам, что называется, некуда бежать и негде «поиграть» мячом. А как скинуть со счетов продолжительность встречи (от полутора до двух часов) и, наконец, величину числа приемов, которые применяют соревнующиеся в ходе борьбы за победу? Конечно, вероятность ошибок при этом возрастает. Бывает достаточно оплошности лишь одного игрока, чтобы команда, переигрывавшая по ходу встречи соперника, потерпела поражение. Как это ни печально, просчеты допускают порой и выдающиеся игроки, притом блестяще выступавшие именно в той игре, в которой совершают свою подчас роковую ошибку.
Небольшой срок отделяет нас от мексиканского чемпионата мира, который позволяет вспомнить немало примеров такого рода.
В игре с испанцами отличный игрок сборной Дании Еспер Ольсен, имея полную возможность направить мяч вперед, вдруг непонятно для чего с фланга адресует его своему вратарю. Делает он это так неточно, что мяч подхватывает соперник и посылает его в покинутые голкипером ворота. Это привело к тому, что великолепная игра датской команды стала заметно ухудшаться, а игра испанцев — быстрая, настойчивая, но до этого мига бесплодная, обрела новую окраску. Их действия стали осмысленнее и увереннее, и в результате — убедительная победа, которой могла бы и не быть, не допусти Ольсен такой обидной ошибки.
Разве можно считать допустимым, чтобы такой мастер ударов по воротам из невероятно трудных положений, как француз Мишель Платини, послал мяч выше ворот, выполняя пенальти в решающий момент борьбы за право попасть в 1/4 финала чемпионата мира! А сколько было в Мексике чистых выходов один на один с вратарями, проигранных не из-за исключительного умения голкиперов (хотя встречалось и такое), а из-за явной оплошности владевших мячом! И разве скромные турнирные результаты так хорошо игравших на этом первенстве команд Бразилии, Дании и СССР не связаны с непростительными и непонятно почему допущенными ошибками, приведшими к тому, что каждая из них заняла место ниже того, которого она достойна?
Проигрыш бразильцев из-за пенальти, не реализованного таким мастером, как Сократес, потеря датчанами права на дальнейшее ведение борьбы за медали после уже упомянутой ошибки Ольсена, грубые просчеты наших защитников в злополучном матче с бельгийцами (это при том, что во всех предыдущих играх их действия заслужили самой высокой оценки)... Не случайно ведь специалисты назвали этот турнир полным сенсаций и сюрпризов, футбольные парадоксы, таким образом, продолжают жить, время от времени напоминая нам о непредсказуемости как содержания каждого футбольного сражения, так и его исхода.
Конечно, можно считать это недостойным больших мастеров игры. Можно упрекнуть их в неумении тщательно готовиться к каждому поединку, говорить о том, что они уступают спортсменам других видов спорта, которые стабильнее демонстрируют высший уровень своего мастерства. Но при всем этом нужно прежде всего учитывать упомянутую уже специфику противоборства футболистов, влияющую на возможность проявления стабильности. Даже большой умелец сильно и точно бить по воротам, не раз радовавший этим своих поклонников, может в пылу борьбы поставить опорную ногу чуть-чуть дальше от мяча, чем это нужно, и вот уже мяч полетел не туда, куда был взят прицел. Конечно, чаще это происходит на поле, в ходе горячих схваток, но и при пробитии пенальти, когда все можно не торопясь рассчитать, такое тоже бывает. Тут уж, видимо, игроки становятся жертвами своего волнения, неумения взять себя в руки и сосредоточиться на выполнении удара.
В конце 40-х годов один известный советский композитор написал в отдел футбола Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта письмо, в котором недоумевал, почему прославленные мастера футбола, в отличие от больших мастеров искусства (в частности, музыкального), не всегда достойно выступают перед зрительской аудиторией. «Присутствую, — писал композитор, — на играх своей любимой команды, любуюсь мастерством ее футболистов. Однако та же команда в некоторых матчах играет настолько плохо, что и смотреть не хочется. В музыкальном искусстве такого не бывает. Если на сцену выходит известный музыкант, он в своем исполнительском мастерстве никогда не опускается ниже того уровня, который ему присущ и который его отличает от исполнителя менее высокого уровня. Футболисты же такое допускают. Видимо, у них недостаточно развито чувство ответственности перед зрителем и самим собой». Такое, считал автор, следует объяснить и недостаточно тщательной подготовкой каждого из спортсменов к любому выступлению.
Когда это письмо прочитал выдающийся футбольный тренер Борис Андреевич Аркадьев, он предложил ответить композитору, что претензии в отношении тщательности подготовки к каждой игре обоснованны и справедливы, но в то же время рекомендовал напомнить, что проводить строгую аналогию между музыкантом и футболистом не следует. Нужно учитывать, что исполнительская деятельность одних протекает без всяких помех со стороны. Никто ведь не толкает, скажем, пианиста под руку во время исполнения музыкальной пьесы! В то же время соперники на поле всегда мешают друг другу. Добавим при этом, что есть помехи, которые зритель не всегда умеет улавливать и учитывать.
Пусть у читателя не создается впечатление, будто эта тема избрана автором для того, чтобы оградить мастеров футбола от критики, изобразить дело так, будто все их промахи можно объяснить или даже оправдать спецификой футбольной игры. Любую попытку сделать это легко опровергнуть тем, что искусство игры в футбол, как раз и состоит в умении не просто управлять мячом, а виртуозно делать это в условиях активного сопротивления.
И как бы строго и требовательно ни подходили мы к оценке мастерства футболистов, эту специфику «активного сопротивления» не замечать мы не можем. В ней мы видим основную причину того, что ход многих матчей складывается вопреки прогнозам. Стоит ли грустить об этом? Да и какой зритель будет торчать на трибуне, зная заранее исход поединка? Прелесть футбола в том и состоит, что невозможно заранее предсказать результат той или иной встречи, нельзя сказать, пойдет или не пойдет игра у того или иного футболиста, никто не знает, кому и когда выпадет счастье забить долгожданный гол.
Такова уж она, полная неизвестности и знакомая всему миру игра — футбол. В этом секрет ее обаяния, ее притягательной силы для многих миллионов. Футбол каждый раз предоставляет нам счастливую возможность встретиться и с хорошо известным, и с предполагаемым, и с тем, что кажется до игры невероятным. Он никогда не оставляет нас равнодушными, присутствуем ли мы на игре или ожидаем очередной встречи с ней.
Умение управлять собой
Анатолий Алексеев, врач-психиатр
Статья заслуженного тренера РСФСР Бориса Цирика посвящена весьма животрепещущему вопросу— в ней говорится о причинах нестабильности игры как целых команд, так и отдельных игроков. Постараюсь осветить эту проблему с позиций специалиста, занимающегося психической подготовкой спортсменов к соревнованиям.
Думаю, главная причина нестабильности кроется в том, что ни футболисты, ни их тренеры не знакомы с некоторыми простыми законами, лежащими в основе качества любой деятельности, а значит, и футбольной игры. Один из этих законов формулируется так: каждая деятельность, чтобы быть успешной, должна осуществляться на фоне такого психоэмоционального возбуждения, которое по своей выраженности (силе) является оптимальным для данной конкретной деятельности. Если же психоэмоциональное возбуждение оказывается выше или ниже уровня, оптимального для выполняемого дела, оно, это дело, всегда в той или иной степени страдает.
Об этом хорошо знают, например, стрелки-пистолет-чики, которые при так называемой «медленной стрельбе» специально успокаивают себя, а при «быстрой», наоборот, возбуждают. А вот футболисты в этом вопросе разбираются явно недостаточно. Не буду ссылаться на собственные наблюдения, а приведу слова одного из наших известных игроков, который в интервью корреспонденту «Советского спорта» так объяснял причину своих успехов: «Прежде ведь как бывало: встречаемся с сильным соперником — я излишне взволнован, возбужден. Предстоит матч с командой послабее — чересчур спокоен. И то и другое состояние отражалось на игре. Я не умел управлять собой, не умел готовить себя к игре. И только на шестой год овладел секретами самоподготовки: выхожу на поле уравновешенным, в том самом душевном состоянии, которое и позволяет играть в полную силу».
Сколько же футболистов могут сказать о себе, что они овладели секретами самоподготовки к игре хотя бы на шестой год? Считаю, что немногие, ибо даже признанные мастера далеко не всегда демонстрируют высокий класс игры, хотя их имя просто обязывает к этому. Происходит это от неумения целенаправленно руководить своим психическим, а через психику и физическим состоянием.
Перед началом игры необходимо выводить себя на оптимум психоэмоционального возбуждения и затем регулировать свое состояние в зависимости от хода матча.
Неверно думать, что оптимальный уровень психоэмоционального возбуждения — состояние стабильное на протяжении всего матча. Ни в коем случае! Силу и содержание такого возбуждения необходимо менять, быстро и гибко перестраиваясь в соответствии с ходом событий, разворачивающихся на поле. Надо уметь управлять собой подобно тому, как управляет автомашиной водитель, сообразуясь с рельефом дороги и обстановкой на ней, то нажимая на акселератор, то притормаживая.
Чтобы добиться этого, каждый игрок должен точно знать, из каких компонентов слагается его личный оптимум и как им распоряжаться.
Методы обучения искусству самоуправления давно уже разработаны, в том числе и для спортсменов, но футболисты, к большому сожалению, все еще не осознали необходимости овладеть ими.
Что делается в наших командах для решения данной задачи? Насколько мне известно — ничего! Даже в сборной команде страны нет специалиста, призванного заниматься психической подготовкой к соревнованиям, а ведь от успешности такой подготовки во многом зависит конечный результат игры. Что же после этого удивляться нестабильности в поведении игроков, выступающих за клубные команды?
Неудача Платини и бразильца Сезара, не забивших пенальти в минуты, когда определялась дальнейшая судьба их команд на мексиканском чемпионате мира, является частным примером нарушения закона об оптимальном уровне психоэмоционального возбуждения. Эти замечательные мастера оказались в плену чрезмерного волнения, вызванного ответственностью, навалившейся тяжким грузом на их плечи в решающие мгновения.
Дело в том, что при излишне сильном психоэмоциональном возбуждении происходит непроизвольное напряжение скелетных мышц (так уж нас устроила природа), а следовательно, и закрепощение опорно-двигательного аппарата. А ведь при этом, даже незначительном и субъективно не ощущаемом закрепощении мышц ноги становятся менее послушными, действия игрока менее координированными, футболист теряет точность движений, свойственную ему ранее. Отсюда и те печальные промахи, которые совершают футболисты, не умеющие перед выполнением штрафных ударов выводить себя на личный оптимум психоэмоционального возбуждения.
Обратный пример — умение быть разумно хладнокровными в самые ответственные моменты показали в финальном матче нападающие Аргентины. Выходя один на один с Шумахером, они не били по воротам изо всех сил, как это часто делают по причине чрезмерного возбуждения многие, попадая при этом во вратаря, а довольно спокойно и очень аккуратно закатили два последних мяча в незащищенные углы ворот соперника.
Что же касается одиннадцатиметрового, не забитого Сократесом, то здесь, на мой взгляд, им была допущена чисто тактическая ошибка: ведь незадолго до этого он уже бил пенальти точно в такой же манере (почти без разбега) и в тот же угол (вправо-вверх от вратаря). И, помня о достигнутом тогда успехе, решил повторить все так, как сделал это в одном из предыдущих матчей. Но ведь за Сократесом наблюдали! Поэтому уже с первых его движений можно было предположить, что он ударит так, как бил прежде. Вот почему вратарю удалось верно угадать направление полета мяча и отбить его.
Теперь о «роковой» ошибке Ольсена. Борис Цирик считает, что после этой оплошности, стоившей датчанам до невозможности обидного гола в их ворота, они психологически сникли, а испанцы, наоборот, воодушевившись, добились победы. Возможно, так оно и было.
Но я позволю себе под иным углом оценить произошедшее. Думаю, что в основе ошибки Ольсена лежит причина, известная всем. Суть ее состоит в следующем: фаворитам, выходящим на игру с соперником, который считается не очень сильным, трудно настроиться на предельную самоотдачу, а вот команды, казалось бы заранее обреченные на поражение, нередко начинают творить чудеса.
К началу встречи сборных Дании и Испании шансы датчан была предпочтительнее. Именно это обстоятельство и оказало им плохую услугу. Если бы все игроки датской сборной вышли на эту игру предельно мобилизованными, вряд ли Ольсен позволил бы себе такую небрежность. Можно сказать, что в данном эпизоде у этого игрока уровень психоэмоционального возбуждения был ниже оптимального.
И вот еще что. Считаю недопустимым, чтобы спортсмены. встретившись с неожиданными трудностями, неудачами и тому подобными отрицательными воздействиями, падали духом. Проводя работу по психической подготовке к соревнованиям, я всегда «пропитываю» сознание своих учеников следующей формулой: «Любые трудности, любые помехи и неожиданности только мобилизуют меня!» Такая «пропитка» очень полезна: она приучает спортсменов мгновенно, почти автоматически отвечать на каждую трудность, неприятность, помеху, которые нередко встречаются не только в спортивной борьбе, но и в повседневной жизни, предельной мобилизацией всех своих сил. Мобилизацией, позволяющей успешно преодолевать все то, что может помешать делу.
Заканчивая статью, размеры которой не позволяют подробно осветить все стороны вопросов, поставленных Б. Цириком, выскажу свои соображения о приводимом им письме. Несомненно, прав Б. А. Аркадьев, сказавший, что проводить строгую аналогию между музыкантом и футболистом не следует по той хотя бы причине, что музыканту никто не препятствует играть на его инструменте, а футболиста и толкают, и сбивают с ног, всячески мешая ему «делать свою игру» всеми дозволенными и запрещенными способами. Конечно, это так. Но все же если футбол невозможен без всякого рода сбивающих факторов, то, следовательно, в ходе игры надо искать противодействия им. То есть необходимо учить игроков противостоять различным помехам, а также уходить от них. Так, как это часто делают, к примеру, бразильцы, когда мягко, даже изящно, избегают всевозможных травм в момент применения соперником подкатов и других атакующих приемов. Избегают, не теряя при этом мяча!
Ссылаться же на то, что из-за различных помех в футболе невозможно добиться предельной реализации личного мастерства и столь же высокого взаимопонимания и слаженности в действиях игроков, все равно что признать заведомо бесперспективным решение одной из самых важных задач — создание команд, подобных в своем исполнительском мастерстве виртуозам концертного искусства. А ведь именно к этому следует стремиться!
Предвижу возражение, что сравнение — это только сравнение, а отнюдь не аналогия. Согласен, не аналогия. Но все же надо ежедневно стремиться к такому же высокому индивидуальному мастерству и-игровой слаженности в футболе, какая отличает исполнителей в хороших оркестрах. А добиваться этого нужно за счет использования таких средств и методов, какие определяются спецификой футбольной игры. В первую очередь за счет филигранного владения мячом и умения целенаправленно регулировать свое психическое и физическое состояние.
Многое, еще очень многое предстоит освоить нашим футболистам в таком важном деле, каким является психическая саморегуляция. Освоить для того, чтобы одна из самых популярных игр — футбол не время от времени, а всегда радовала сердца его многочисленных ценителей и болельщиков.
В статье А. Алексеева изложены общие принципы психической саморегуляции. Что касается конкретных рекомендаций по аутогенной тренировке, то наши читатели познакомятся с ними в ближайших номерах журнала.