Как часто тренеры футбольных команд мастеров сетуют на нехватку квалифицированных футболистов. Это тем более странно, что не так давно юные советские футболисты радовали победами на крупных официальных соревнованиях — турнирах УЕФА, чемпионатах мира, Европы. И хотя в последние годы успехи юниорских сборных не так заметны (в лучшем случае — одно из призовых мест), команды мастеров все же вправе рассчитывать на достойное пополнение. На деле же этого не происходит. Почему?
Александр Пискарев, старший тренер юношеской сборной СССР:
— Более года существует сборная юношей 1970—1971 годов рождения. В нее мы отобрали около 25 кандидатов примерно из 100 претендентов. Время от времени игроки приезжают на сбор. И каждый раз меня удивляет то, что одни и те же футболисты оказываются подготовленными по-разному: то очень хорошо, то из рук вон плохо.
Особенно огорчают шесть-семь киевских игроков, на которых я собирался опираться. Пробыв в своем городе немногим больше месяца, они почему-то теряют высокую спортивную форму. Может быть, в их матчах на первенство спортинтерната или Киева недостаточна сила соперников, и у игроков юношеской сборной пропадает вкус к игре?
Немалая доля вины падает и на местных детских тренеров. Не хотят они вести тщательную индивидуальную работу даже с наиболее перспективными футболистами. Это подтверждают дневники кандидатов в сборную. В дневниках мы пишем, какие физические качества или элементы техники надо подтянуть игрокам. Эти указания адресованы в первую очередь тренеру спортшколы. Но вот через полгода возвращается юный футболист в сборную — и тесты показывают, что он ни на йоту не продвинулся к цели. А индивидуальные дневники игроков сплошь и рядом оказываются незаполненными или, в лучшем случае, записи в них сделаны все разом, за день до отъезда футболиста на сбор.
А если бы все постоянные тренеры кандидатов в сборную оказывали нам нужную помощь, то дела пошли бы на лад. Пример в этом плане показывает львовский тренер Ярослав Луцишин. Его футболист, входящий в сборную, дома выполняет все наши задания, — и его мастерство растет быстрее, чем у всех остальных.
Тренер юношеской сборной вряд ли за короткий срок в состоянии резко повысить игровые кондиции футболистов. В спортшколах же работа не всегда ведется на нужном уровне. Что же мешает?
Валентин Николаев, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР:
— Тренируя молодежную сборную СССР, я хорошо ознакомился с положением дел в юношеском футболе, который питает резервами молодежную команду. Меня всегда удивлял слишком уж медленный рост мастерства юных игроков, однообразие их тактических задумок, бедность технического арсенала. Особо печалили недочеты в игре головой, в обводке, в эффективности отбора мяча.
Чем вызваны эти, я бы сказал, провалы в футбольном образовании молодежи, не берусь объяснить. Но и теперь юные игроки не избавились от подобных недочетов. То ли современные футболисты охладели к игре и не отдают ей все силы и помыслы, как было в мое время. То ли сократился приток в футбол способных, физически крепких ребят. Во всяком случае, за 12 лет (с 1971 по 1982 год) моей тренерской работы с футболистами 18—23 лет только немногие из них раскрыли свои индивидуальные способности. Могу назвать лишь Михаила Ана, Владимира Федорова, Рамаза Шенгелия, Виталия Дараселия, Давида Кипиани, Леонида Буряка, Владимира Бессонова, Андрея Баля — вот и все. И хотя они в молодости подавали большие надежды, но до мастеров экстракласса так и не доросли.
Да и трудно повышать мастерство даже самым перспективным футболистам в тех условиях, которые мы видим в спортивных школах. Их в стране открыто много, а играть детям негде — нет полей. Как тут хорошо освоишь технику и тактику?
Недочеты в игре юных футболистов — следствие небольшого числа футбольных полей. Но только ли этим можно объяснить невысокий уровень подготовки юниоров?
Олег Лапшин, заслуженный тренер РСФСР:
— Сочувствую тренерам юношеских сборных, сетующих на огрехи в подготовке игроков. Теперь, с увеличением числа таких сборных и расширением календаря соревнований, тренерам самим все труднее набирать в команду наилучших игроков. Ведь как ни хотелось бы наставнику лично посмотреть кандидатов, но на тщательное ознакомление с ними не хватает времени.
Например, я порекомендовал Борису Игнатьеву футболиста своей команды лужниковской ЭШВСМ Сергея Кирьякова. Тренер его мельком видел и согласился с неохотой. И только когда на сборе посмотрел Сережу в деле, с удовольствием оставил его в команде.
Но чаще происходит иное. Местные тренеры предлагают для сборной своих учеников, оценивая их прежде всего по физическим кондициям. А когда абитуриенты приезжают на сбор, старшему тренеру приходится от них отказываться — неважно подготовлены технически. А может быть, тренеры спортшкол тут небескорыстны и надеются, что на централизованном сборе в Москве их ученики быстрее познают тайны футбола? (Откровенно говоря, надежды эти не лишены оснований: после сборов мой ученик Кирьяков стал намного быстрее прибавлять в техничности).
Вот почему нужно расширить сеть общественных селекционеров — пусть они в каждой республике следят за появлением перспективных юных футболистов и сообщают тренерам юношеских сборных страны.
Медленный же рост технического мастерства юниоров объясняется во многом тем, что в спортшколах катастрофически не хватает полей. Хотя и этот трудный вопрос может быть решен, как показывает пример новороссийского энтузиаста футбола Владимира Княжева. Он работает старшим преподавателем по физической подготовке в' мореходном училище и на общественных началах занимается с юными футболистами. Игроков 1968 года рождения он подготовил так, что многие из них ныне выступают в командах мастеров первой и второй лиг. А теперь набрал другую группу — ребятишек 1976 года рождения, обучил их, включил в турнир «Кожаного мяча» — и его команда выиграла первенство России.
Не забудьте, что речь идет о Новороссийске, где климатические условия для футбола крайне неблагоприятны — жара, пыль, недостаток влаги. Чего только стоило оборудовать душевую комнату для учеников! А поливка поля? Такого травяного газона, как у Княжева, нет и на центральном стадионе города. И все это сделано руками общественников, которых Княжев привлек к любимому делу.
Да, наличие полей очень важно. И конечно, техническая подготовка футболистов в немалой степени зависит от условий тренировок. Но не только от этого...
Борис Игнатьев, старший тренер юношеской сборной СССР:
— Наши юноши 1969 и 1970 годов рождения на турнире УЕФА в Греции заняли третье место, достигнув запланированного результата. Но единым, сплоченным, сыгранным коллективом свою команду я не назову — уж очень заметна разница в мастерстве у отдельных игроков, среди которых лишь некоторые представляются перспективными.
На соревнованиях в Греции заметно было отставание наших футболистов от зарубежных сверстников в азартности, боевитости, желании играть. Скажем, юные испанцы и итальянцы вызывали восхищение своим стремлением взять верх в каждом единоборстве, они играли с огоньком, с огромным желанием победить. А наших парней надо было расшевеливать перед каждым матчем. Откуда такая инфантильность в шестнадцать лет?
Скорее всего, корень зла надо искать в условиях, создаваемых в спортшколах. Когда группа футболистов скомплектована, то конкуренция за места исчезает. А тренеры не требуют проявления боевитости, не воспитывают у игрока стремления быть лучшим на поле, побеждать соперника в борьбе, опережать его в острых игровых ситуациях, бить по воротам даже из рискованных положений — так, как это делают те же молодые испанцы и итальянцы.
Думаю, на детских тренерах лежит вина и за отставание наших футболистов в индивидуальной тактике. Ограничиваясь общекомандными установками на игру, тренеры не обогащают индивидуальный тактический арсенал подопечных. За рубежом игроки получают более полное, разностороннее тактическое образование. Например, в одном из матчей турнира УЕФА в юношеской сборной Италии был удален с поля центральный защитник. И кто же занял его место? Центральный нападающий! И он неплохо справился со своими обязанностями. А вот я не рискнул бы поставить своего форварда на ответственное место в оборону — наделает непоправимых ошибок.
Вынужден повторить и традиционные претензии к нашим футболистам, уступающим соперникам в техничности. Мало кто из юношей умеет в ходе официального матча исполнить хитрую задумку, выполнить сложный прием, красиво обыграть соперника, короче говоря, эффектно проявить свою индивидуальность. Видимо, тут сказывается очковая лихорадка, характерная для наших команд всех уровней, и прежде всего — юношеских и детских. Тренеры не прощают молодым ошибок, требуют играть проще, надежнее — не дай бог потерять очко в матче! По сути дела, не дают игроку самостоятельно мыслить.
Натаскивание или обучение? Очки или игроки? Чем оценить работу тренера? Быть может, простота и надежность в игре — не самые главные качества футболистов?
Сергей Мосягин, заслуженный тренер СССР:
— Двенадцать лет я руководил юношескими и молодежными сборными СССР и убедился: многие изъяны советского футбола происходят оттого, что в спортивных школах наметился разрыв между игрой и тренировкой. Учебные занятия в СДЮСШ нередко упрощены, детские тренеры не моделируют игровых условий, что, естественно, не стимулирует раскрытие индивидуальных способностей учеников, заглушает их индивидуальные игровые достоинства. Выпускники спортшкол стали похожи один на другого как инкубаторские цыплята, и среди молодых футболистов мы все реже замечаем будущих Месхи и Метревели, Яшиных и Рудаковых, Хусайновых и Блохиных...
Чем старше ученик спортшколы, тем «правильнее» он играет, досконально выполняя тренерские наставления. Куда только деваются его прежние своеобразные финты, обводка, приемы обыгрывания соперников! Большинство нынешних выпускников спортшкол используют лишь самый нехитрый прием — убегают с мячом от соперника.
В погоне за надежностью контроля над мячом тренеры сужают ассортимент осваиваемых молодым игроком технических приемов. И удары, и передачи выполняются в основном одной, сильнейшей, ногой. А когда в матче приходится бить другой ногой, футболист теряется или промахивается, упуская выгодную возможность. А ведь чем шире набор индивидуальных игровых приемов, тем легче футболисту в матче с честью выходить из самых сложних положений. Неужели ради воспитания классного игрока не рискнуть потерей мяча в матче детской команды?
Каков путь для решения проблемы? Ясно, что детским тренерам ныне необходимо усилить поиск и отбор ребятишек, способных именно к футболу, а тренировать их — с индивидуальным подходом, стремясь развить оригинальные природные задатки, своеобразие игры.
Индивидуальный подход к каждому футболисту — вот где непочатый край работы. Тогда-то и станет меньше «одинаковых» игроков. И еще одна проблема. По мнению заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР Никиты Симоняна, детям просто необходимо играть облегченными мячами. Ведь обычный, тяжелый мяч ребятам иногда просто не хватает сил добить до цели. Так же и с матчами детских команд на большом поле. Пока ребенок до ворот добежит, все силы вымотает и на удар по цели их не останется.
Сейчас в перерывах матчей мастеров стали практиковать игры детских команд. Не лучше ли разделять поле пополам и на каждой половине проводить мини-матчи? По словам Симоняна, он неоднократно предлагал этот вариант администрации московских стадионов — и «Динамо», и имени В. И. Ленина. Но там, вероятно, не в силах изготовить четверо переносных ворот и запастись облегченными мячами...
Владимир ИВАНОВ, заместитель начальника Управления футбола Госкомспорта СССР:
— Не считаю, что юношеские сборные страны выступают неудачно. Правда, команда тренера Анатолия Бышовца не смогла преодолеть барьера отборочных игр к чемпионату Европы. Но это связано скорее всего с организационными неурядицами. Наставника 18-летних футболистов назначили также тренером олимпийской сборной СССР, и он не мог уделить достаточного внимания юниорам. А команда эта представляется довольно перспективной. Игроки в ладах с техническим мастерством. Есть среди них и подлинные лидеры — Дмитрий Харин, Андрей Пятницкий, Игорь Добровольский.
Команда 17-летних юношей Геннадия Костылева в прошлом году выиграла турнир УЕФА.
16-летние футболисты Бориса Игнатьева завоевали бронзовые награды на турнире УЕФА в Греции. И хоть наши юноши этого возраста знавали лучшие времена, но и в нынешнем сезоне, по оценкам зарубежных специалистов, выглядели на турнире неплохо. Теперь они начали готовиться к будущему чемпионату Европы для 18-летних.
Следующий юношеский отряд — футболисты 15 лет — под руководством Александра Пискарева готовится к предстоящему в мае 1987 года во Франции турниру УЕФА. Здесь пока тоже нет особых опасений.
В целом лидеры нашего юношеского футбола заметно прогрессируют и в технике, и в тактике. Хотя по-прежнему отстают от лучших зарубежных сверстников в тонкости технического исполнения приемов. А ведь именно в технике спортсмен должен блистать уже к 16 годам, на это и направлены (или должны быть направлены) усилия всех детских тренеров. В других компонентах мастерства — в физической подготовленности или в нюансах коллективной тактики — юным полагается скидка.
Почти на полную мощь заработала в стране система воспитания резервов. Результат сказывается хотя бы в том, что в команды мастеров высшей и первой лиг ныне попадают лишь воспитанники СДЮСШ и школ-интернатов, а, так сказать, самородков из коллективов физкультуры мы не видим в лучших клубах. Например, молодые игроки сборной СССР — Игорь Беланов, Василий Рац, Павел Яковенко, Олег Протасов, Геннадий Литовченко — выпускники спортивных школ-интернатов.
И все-таки успехи были бы куда большими, если бы все СДЮСШ работали так же, как самые лучшие — киевская, харьковская, ленинградская... А пока мы недовольны делами многих спортшкол, их тренеров. К ним у нас немало претензий. И главная, пожалуй, в том, что в этих школах на первом плане — выступления команд в соревнованиях. Тогда как основной должна быть задача воспитания игроков высокого класса. Тут, как говорится, лучше меньше, да лучше.
Как решается эта проблема?
Мы стараемся переориентировать устремления детских и юношеских тренеров. Окончательное признание их заслуг будет зависеть от того, сколько воспитанников включены в коллективы мастеров высших лиг. В ходе многолетней подготовки футболистов школы-интернаты и спецшколы будут выполнять специальные задания — готовить кандидатов в сборные юношеские команды республик и страны.
С нынешнего года вводится обязательная сдача нормативов по физической и технической подготовке перед каждым юношеским турниром. Игрок, не получивший зачета по каким-то нормативам, пропускает столько матчей, сколько раз его преследовала неудача.
Учитывая возросшую конкуренцию футболу со стороны других видов спорта, мы обратились за помощью к Министерству просвещения. Просим включить футбол в программу общеобразовательной школы как обязательный предмет.
Итак, мнения практиков о качестве подготовки юных футболистов довольно единодушны, но вот ведь беда — они, эти мнения, не совпадают в принципе с оценкой одного из руководителей нашего футбола. Кто же «шагает не в ногу?..»
Материал подготовили Игорь Куприн и Владимир Ульянов.
Чемпионаты мира среди юниоров
1977 г. (Тунис). 1. СССР. 2. Мексика. 3. Бразилия. 4. Уругвай.
СССР: вратари — А. Новиков, Ю. Сивуха; защитники — В. Крячков, В. Каплун, С. Игумин, А. Ильин, С. Балтача, А. Сопко; полузащитники — В. Бессонов, И. Бычков, А. Баль, В. Бодров, В. Хидиятуллин; нападающие — С. Кисельников, Г. Батич, В. Петраков, Р. Халайджян. Ст. тренер — С. Мосягин.
1979 г. (Япония). 1. Аргентина. 2. СССР. 3. Уругвай. 4. Польша.
СССР: вратари — Вик. Чанов, С. Краковский; защитники — B. Янушевский, А. Головня, А. Хачатрян, М. Олефиренко, С. Овчинников; полузащитники — А. Полукаров, Я. Думанский, И. Пономарев, В. Михайловский, А. Раденко, Г. Салов; нападающие — С. Стукашов, А. Заваров, В. Зубенко, И. Гуринович, О. Таран. Ст. тренер — C. Коршунов.
190 1 г. (Австралия). 1. ФРГ. 2. Катар. 3. Румыния. 4. Англия. Сборная СССР в финальный турнир не попала.
1983 г. (Мексика). 1. Бразилия. 2. Аргентина. 3. Польша. 4. Южная Корея. 9 — 16. СССР.
СССР: вратари — В. Паламарчук, С. Черчесов; защитники — П. Исламов, Г. Дочия, М. Агапов, В. Каратаев, В. Демидов, П. Родненок; полузащитники — Д. Салимов, П. Яковенко, А. Еременко, А. Метлицкий, В. Лявяндраускас, И. Петров; нападающие — Г. Литовченко, О. Протасов, Г. Ткебучава, С. Дмитриев, Ст. тренер — Н. Киселев.
1985 г. (СССР). 1. Бразилия. 2. Испания. 3. Нигерия. 4. СССР.
СССР: вратари — И. Кутепов, А. Мананников; защитники — Г. Кеташвили, С. Чедия, В. Горилый, С. Колотовкин, А. Мох, О. Сердюк; полузащитники — В. Иванаускас, В. Медвидь, И. Скляров, О. Кужлев, С. Художилов; нападающие — В. Татарчук, С. Савченко, Р. Бубляускас, А. Есипов, А. Зейберлиньш. Ст. тренер — С. Мосягин.