Почему наши юные футболисты часто оказываются не на высоте перед воротами соперника? Почему, к примеру, они допустили брак на чемпионате мира в Москве в послематчевых 11-метровых ударах с командами Испании и Нигерии? С моей точки зрения, все дело в методике тренировки. Причем истоки недочетов — в детском и юношеском футболе.
Технический брак в ударах по воротам является следствием одних и тех же методических просчетов. Отчетливо прослеживается четыре таких просчета. Первый заключается в следующем. Наши юные футболисты на тренировках часто упражняются в ударах по воротам. По времени получается вроде бы и много, а вот по частоте й количеству ударов — очень мало. Даже в старших группах, где цель тренировки — совершенствование ударов, в лучшем случае набирается 40—50 ударов на каждого игрока. Такого количества ударов (с учетом слишком больших пауз между попытками) явно недостаточно для формирования исполнительского умения.
Между тем количество ударов по воротам можно легко увеличить, не меняя при этом методику и не увеличивая время. Как обычно упражняются в ударах? Как правило, потоком. Удары по воротам наносят поочередно все футболисты, независимо от амплуа. Но зачем, спрашивается, левому защитнику наносить удары с места правого нападающего, а правому защитнику — с места левого форварда. Логичней было бы моделировать типичные ситуации, которые встречаются в игре у футболистов каждого амплуа. Скажем, если левый защитник любит в игре подключаться к атаке (как это делает Анатолий Демьяненко), то пусть он и совершенствует удары только на левом фланге.
Специалистами замечено, что динамический стереотип в ударах по воротам формируется не абстрактно, а привязывается конкретно к месту, с которого поражаются ворота. Легче поставить удар, постоянно упражняясь на одном своем фланге, и еще легче, если зону упражнений ограничить одной какой-нибудь точкой.
При розыгрыше угловых, штрафных ударов один из центральных защитников — обычно это рослый, физически крепкий игрок — выдвигается в штрафную площадь соперника и пытается ударом головой переправить мяч в ворота соперников. Такому защитнику тоже нет смысла участвовать в потоке — бить по мячу ногой. Ему целесообразнее тренировать удары головой. Это можно делать у противоположных ворот.
Вот вам и скрытые резервы плотности. Если мы из потока исключим 3—4 футболистов, то некоторое количество ударов перераспределится на остальных игроков. Такая организация учебно-тренировочного процесса будет направлена на более глубокую, если так можно выразиться, специализацию в ударах по воротам.
Конечно, лишние 10—15 ударов за тренировку не решат проблемы полностью. Игрокам нужно еще прибегнуть к индивидуальным упражнениям.
Известная аксиома гласит: чтобы научиться хорошо бить по мячу, хорошо бегать, хорошо прыгать, хорошо плавать и т. д., необходимо прежде всего очень много бить по мячу, очень много бегать, очень много прыгать и плавать. Эту аксиому нельзя опровергнуть никакими методическими ухищрениями.
Прежде чем говорить о втором просчете, необходимо классифицировать конкретные условия, в которых происходит совершенствование мастерства в ударах по воротам.
Мне кажется, наиболее приемлемой будет следующая классификационная таблица. Условия простые: удары по неподвижному, медленно катящемуся или летящему мячу без сопротивления. Условия сложные: удары по катящемуся и летящему с большой скоростью мячу без сопротивления. Условия относительно экстремальные: удары по мячу в обстановке, близкой к игровой, но без особых помех соперника. Условия экстремальные: удары по мячу в условиях жесточайшего сопротивления соперника.
На практике любой игрок сам или с помощью партнеров старается перевести реализацию своего двигательного навыка в более легкие условия, то есть уйти от экстремальных условий к относительно экстремальным, а еще лучше к сложным или даже простым. Эту мысль наглядно иллюстрируют предварительные матчи юниорской сборной СССР в своей подгруппе. Наши игроки, используя свою лучшую функциональную подготовленность, сумели перевести реализацию навыка в ударах по воротам в более простые условия и показали в целом неплохую результативность. Но вот в полуфинале, борясь с командой Испании, а затем в игре за 3-е место против сборной Нигерии, когда функциональные факторы уравнялись, добиться этого уже не смогли и им пришлось обстреливать ворота соперников в условиях жесточайших помех. А в таких условиях поражать ворота наши игроки вообще не умеют. В чем же тут причина?
Проанализируем условия занятий детских и юношеских команд. Основная доля учебно-тренировочного процесса в ударах на первых годах обучения проходит в простых условиях, у групп более высокой квалификации (4—5 лет обучения) — в сложных условиях. И совсем не проводятся (либо проводятся эпизодически) тренировки в ударах в относительно экстремальных условиях.
Тренеры столкнулись с таким фактом: когда организовывалось пассивное или активное сопротивление, плотность прицельных ударов катастрофически падала. Где искать выход?
Когда идет тренировка в ударах в экстремальных условиях, акцент надо делать на правильном выборе места, на умении нападающего прикрыть мяч корпусом, выиграть силовое единоборство, сыграть на опережение, провести ложный маневр и т. д. Другими словами, нужно формировать устойчивые навыки прежде всего в способах борьбы с защитниками, а само качество удара совершенствовать на базе высокого уровня кинестетических ощущений, который целиком зависит от частоты и числа повторений.
Вероятно, есть смысл внести в нашу методику такие понятия: общая техника ударов и специальная техника ударов. К общей технике отнести удары вне игровой обстановки (условия простые и сложные), к специальной — удары в условиях, приближенных к игре (условия относительно экстремальные и экстремальные).
Общая техника — это своего рода фундамент кинестетических ощущений, на которых базируется техника специальная. Здесь примерно такая же взаимосвязь, как между общей и специальной выносливостью.
Эту точку зрения подтверждает тренировочная практика многих известных мастеров. Например, Эйсебио, Герд Мюллер, Григорий Федотов очень много времени отводили индивидуальным упражнениям — ударам по воротам вне игровой обстановки. Как правило, они брали три мяча и подолгу били по цели.
Следовательно, методически неправильно делать существенный крен в любую сторону. Юным футболистам нельзя злоупотреблять упражнениями в ударах как в простых и сложных условиях, так и в относительно экстремальных и экстремальных условиях. Здесь необходимо оптимальное соотношение, причем его желательно выдерживать, начиная с групп первого года обучения.
Третий просчет кроется в самой организации тренировки, и в частности в отсутствии контроля за качеством удара. Большинство тренеров, моделируя свои занятия, концентрируют внимание на пульсовой стоимости отдельных упражнений и тренировки в целом. А вот психологический накал матчевой встречи, особенно когда речь идет об ударах по воротам, как-то выпадает из поля зрения.
Прежде чем нанести удар по воротам, футболисты, как правило, берут старт от центральной линии поля, причем на этой дистанции им порою предлагают преодолеть с пяток легкоатлетических барьеров. Конечно, пульсовая стоимость такого упражнения высока. Но из-за малой плотности ударов центр тренировочного воздействия фокусируется в основном на физиологической стороне. О психологическом же воздействии тренировки забывают. А ведь тут дело не только в закреплении навыка ударов, но и в выработке у каждого футболиста специального свойства — высочайшей ответственности за качество каждого удара.
Методический прием для выработки этого свойства несложен. Если, к примеру, поставить те же самые барьеры не перед воротами, а за ними, то после каждого удара мимо цели футболисты обязаны будут сбегать за мячом и преодолеть все барьеры. Тут сохранится высокая пульсовая стоимость упражнения и резко повысится ответственность у футболистов за качество ударов.
Для качественного скачка в исполнительском мастерстве игроку нужно «набрать» необходимое количество ударов. Тут нужна другая модель тренировки — с высокой плотностью самих ударов.
С другой стороны, опыт прежних поколений футболистов убеждает, что небесполезны и тренировки в ударах в простейших условиях. Ветераны, как правило, располагались полукругом перед штрафной площадью и часами били по воротам. И мастерами становились отменными. О силе и точности их ударов в народе ходили легенды.
Конечно, в современном футболе условия реализации голевых моментов изменились: больше помех со стороны соперника, меньше времени на обработку мяча и принятие решения. Поэтому современный тренировочный процесс требует учета всех аспектов и фаз матчевой встречи.
И все-таки тренерам полезно хоть изредка строить занятия так, чтобы футболисты длительное время без суеты и спешки могли, что называется, по-настоящему прочувствовать каждый свой удар по воротам.
И последнее замечание. Из года в год не только юные, но и взрослые футболисты, совершенствуя удары по воротам, выполняют одни и те же упражнения, набор которых крайне ограничен. А условия эти желательно регулярно изменять и усложнять. Тогда организм игрока будет реагировать на все более сложную обстановку и приспосабливаться к ней, вырабатывая специфические навыки.