Что ни говори, а в футболе при всем разнообразии игровых ситуаций выход форварда один на один с вратарем представляется нам наиболее острым, интригующим моментом.
Принято считать, что в подобных эпизодах положение вратаря почти безнадежное. Однако привычные понятия на поверку не всегда оказываются верными. Вспомните многочисленные эпизоды из матчей минувшего чемпионата страны. Близкими ли к стопроцентным были успехи форвардов в единоборствах со стражем ворот? Практика говорит, что чаще брали верх вратари.
Так что же голкипер может противопоставить форварду, оставшись с ним с глазу на глаз? Ответить на этот вопрос мы попросили вратаря московского «Спартака» и сборной СССР мастера спорта международного класса Рината Дасаева.
— У вратаря немало козырей в единоборстве. Достичь успеха помогают техническое умение, игровой опыт, тактическое чутье, быстрота реакции и психологическая выдержка. Да что там греха таить, ведь нередко и форвард бывает недостаточно точен и как бы сам приходит на помощь вратарю, не используя предоставившийся шанс.
В эпизоде матча между моей командой «Спартак» и днепропетровским «Днепром» соперники длинным и точным диагональным пасом из глубины поля бросили в прорыв по правому краю полузащитника Алексея Чередника (он в белой форме). У него появилась возможность выйти со мной один на один.
Вратарю нет смысла покидать свой пост, пока окончательно не выяснится, успевают ли защитники вступить в борьбу с атакующим. Ведь иначе вратарь может случайно помешать своему партнеру. Такие случаи известны. Вторая тонкость действий вратаря — определение момента выхода навстречу атакующему. Тут наиболее опасное положение возникает при начале движения вперед, когда голкипер оставляет место в рамке ворот и в то же время еще не перекрывает собою сколько-нибудь значительное пространство. Только при сближении с нападающим у того до минимума сокращается угол обстрела цели.
В настоящем эпизоде я без труда определил, что защитник Борис Кузнецов не в состоянии пересечь путь днепропетровцу. Затем сосредоточил внимание лишь на одном: когда соперник при ведении отпустит от ноги мяч. Уловив нужный момент, я начал выход (снимок 1).
Наибольшей опасности подвергался левый угол (если смотреть от меня) ворот, ближний к нападающему. В него легче нанести прицельный удар. Его-то я и заслонял, двигаясь навстречу Переднику. А дальний угол, наоборот, слегка приоткрывал, как бы приглашая соперника направить мяч именно туда (снимок 2).
Мы с защитником Кузнецовым, можно сказать, взяли атакующего в клещи. Мой партнер, догоняя соперника, уже грозил вступить с ним в непосредственную борьбу за мяч. Я тоже оказался рядом с Передником. Атакующий обязан был немедленно определить точку прицела и выполнить удар.
Игровая ситуация оставляла днепропетровцу только один перспективный вариант — удар в дальний угол ворот. И в момент удара я бросился в правую сторону (снимок 3). На фото хорошо видно, какое узкое пространство было в распоряжении атакующего для поражения цели — каких-нибудь полтора-два метра между мною и Кузнецовым. Именно это направление удара я и постарался перекрыть.
Дотянувшись ладонями до летящего мяча, я отбил его в сторону (снимок 4), и он ушел за линию ворот.