Общеизвестна истина, что достаточно стабильные успехи футбола в любой стране во многом зависят от того, насколько квалифицированное пополнение приходит в него из детских и юношеских команд. Организация учебно-тренировочного процесса и отбор самых способных юных футболистов — главные проблемы в оптимизации системы подготовки резервов.
В последние годы в нашей стране много сделано для развития детско-юношеского футбола как в организационном, так и в методическом плане. Определенные успехи имеются у наших юношей и на международной арене, но до полного благополучия еще далеко. Уровень подготовки молодых футболистов оставляет желать лучшего.
На вопросы, которые поставлены в этой статье, пока нельзя дать окончательного ответа, и попытки автора сделать это не претендуют на то, чтобы считаться окончательной истиной.
Выделим и рассмотрим три группы вопросов: организационные, методические и вопросы, относящиеся к спортивной науке.
Прежде всего интересен так называемый «парадокс организованности». Как ни странно, выход ярких индивидуальностей из «дикого» футбола намного выше, чем из организованного детско-юношеского футбола. За рубежом яркий тому пример — Бразилия: Капакабана продолжает поставлять бразильскому футболу кадры, блестяще оснащенные в техническом отношении (именно в техническом, а тактикой занимаются в клубах). В чем же здесь дело?
В сущности, все сводится к соотношению объемов индивидуальной работы над техникой. Играя во дворах, не ограниченные временем, тактическими рамками, указаниями тренера, психологически раскрепощенные ребята из «дикого» футбола имели полный простор для развития индивидуальности, отрабатывали технические приемы, увиденные ими в играх мастеров, и придумывали новые. Интересно, что техника могла выглядеть нестандартной, даже казаться на первый взгляд «корявой», но только на первый. Ребята умели бить по мячу (как правило, с обеих ног), останавливать, отбирать мяч; азами футбола они владели если не в совершенстве, то на достаточно высоком уровне. И, кроме того, в техническом арсенале имели что-то свое, индивидуальное, отличное от других.
Поставим вопрос так: стало бы обучение технике продуктивнее, если бы оно велось под контролем знающего тренера? Бесспорно, да. Но здесь вступают в силу факторы дефицита тренировочного времени и необходимости готовить команду в целом (тактическая подготовка). На индивидуальную работу остается мало времени. Большое значение имеет также психологический фактор: различные отношения в команде (лидеры — аутсайдеры, основа — запас), уровень мотивации футболистов. Все это часто оказывается негативным моментом в плане раскрытия индивидуальности. Не хватает смелости применить оригинальный технический прием в игре, заниматься его отработкой в тренировочное время. Боязнь упреков со стороны тренера и партнеров, а в игре и со стороны зрителей, играет очень большую роль. Разрешение этого противоречия, на наш взгляд, лежит на пути индивидуализации общекомандной тренировки.
Но есть и другая сторона вопроса.
Раньше, лет тридцать назад, в организованный футбол дети приходили примерно в 10—11 лет с уже достаточно хорошей технической подготовкой, полученной в дворовых играх. Несмотря на то, что занятия проводились три раза в неделю (в воскресенье — игра), объем индивидуальной работы был намного больше. От «дикого» футбола ребята не отходили. Вспоминаю, что при трехразовых тренировках в старой ФШМ мы играли во дворе и в свободные от занятий дни, и в дни занятий, до и после тренировок, и даже после воскресных игр. Любые минуты досуга были посвящены футболу. Сейчас даже удивляешься этой нашей «жадности» к кожаному мячу.
Ныне, говорят, иное время — много других привлекательных занятий для детей, высока конкуренция хоккея, фигурного катания и т. д., кроме того, в городских дворах играть негде. Думаю, что эти утверждения принципиально неверны. Пустырей сейчас не стало, но во многих районах их и раньше не было, а место для игры ребята находили, да и сейчас могут найти. Конкуренция со стороны хоккея? Но раньше футбол летом и хоккей зимой прекрасно уживались, и хоккей помогал в совершенствовании физических качеств: окончательный же выбор между хоккеем и футболом юноши делали уже в более старшем возрасте.
Вспоминаю своих коллег по юношеской команде: у каждого из нас были разряды по легкой атлетике, баскетболу, гимнастике, лыжам, каждый выступал за школу по этим видам спорта. Сейчас, к сожалению, положение изменилось. Гимнастическая подготовка, в частности. у наших футболистов, мальчиков и юношей, не выдерживает критики. Проблема постановки физического воспитания в школе на первый взгляд не имеет прямого отношения к футболу, но на поверку оказывается с ним тесно связанной.
Сейчас мы набираем ребят в специализированные школы с 6-летнего возраста. Начиная примерно с 10 лет они занимаются футболом практически каждый день. Нельзя забывать, что мы имеем дело с детьми, и следует учитывать психологию ребенка: разнообразие и нестойкость его интересов, любознательность, отрицание диктата. Если над ребенком не висит «надо», он может заниматься каким-либо делом (в частности, футболом) от зари до зари. В противном случае может наступить быстрая потеря интереса.
Пресыщение организованным футболом может наступить и на более позднем этапе. Это связано с организацией спорт-интернатов. Когда 13-летние ребята начинают «работать» в режиме ежедневных двухразовых тренировок, в отрыве от семьи, находясь в течение дня под недремлющим оком учителей, тренеров, воспитателей, — это чревато не только охлаждением к выбранному виду спорта, но и возможной «разрядкой» на стороне.
С какого возраста зачислять в интернаты? Вопрос это сложный и непосредственно связан с еще одной важной проблемой, которая обычно упускается из виду. Речь идет о несоответствии требований набирать в интернат наиболее талантливых, одаренных ребят с реальным положением дел. Это несоответствие имеет непосредственное отношение к современному уровню развития спортивной науки. К сожалению, мы сейчас не имеем достаточно четких, обоснованных критериев отбора юных футболистов и в силу этого не можем точно прогнозировать успехи футболиста в будущем.
Отбирать ребят в интернат «на глаз», основываясь на интуиции, — занятие неблагодарное. Единственный выход сейчас, видимо, — ограничить набор в интернаты 9—10-ми классами. К этому времени уже достаточно ясно, «кто есть кто», кроме того, в этом возрасте отобранные ребята уже достаточно взрослые и ставят перед собой цель играть в командах мастеров.
Чтобы закончить с проблемами организационного порядка, упомянем еще ряд вопросов. Прежде всего — о полях. Об этом говорится давно, но дело с места, по существу, не сдвигается. Стоит посмотреть, на каких полях тренируется и играет большинство школ, чтобы понять, что ни о каком качественном обучении технике не может быть и речи.
Необходимо также упорядочить взаимоотношение ведущих школ при командах мастеров со школами других ведомств и организаций, чтобы укомплектовывать ведущие школы наиболее талантливыми игроками. Причем, на наш взгляд, передавать в эти школы футболистов нужно в возрасте 14—16 лет. Требуют упорядочения и отношения школ с командами мастеров. Необходим более тесный контакт между тренерами этих команд и специалистами, работающими с детьми.
Мы много говорим о тенденциях развития футбола, о построении на основе этих тенденций модели футболиста будущего, но забываем при этом, что учет этих тенденций, работа над доведением каких-то качеств до уровня модели, собственно подготовка игрока будущего — все это имеет прямое отношение к детско-юношескому футболу. Наш футбол будет таким, к какому мы готовим сегодня юношей. И если мы готовим молодых футболистов исходя из требований сегодняшнего дня, то спортсмены, став взрослыми, будут играть в футбол «вчерашний» — мы снова, как говорится, отстанем от поезда.
Этот момент принципиальный в высшей степени. Мы должны выпускать из специализированных школ футболистов, готовых для игры в тотальный футбол с его объемом работы на поле, с присущей ему взаимозаменяемостью. Следовательно, такому футболу нужно обучать с детства. Но это представляется невозможным, если дети 9—12 лет играют на больших полях — у них просто не хватает сил на эти объемы, на эту взаимозаменяемость. Вместо необходимой длинной передачи, даже если мальчик хорошо видит поле, делается короткая — закрепляется неправильный тактический навык, а переучивать в старшем возрасте очень тяжело. Необходимо, по-видимому, переходить к играм на полях уменьшенных размеров с уменьшенными воротами.