В прошлом номере «Спортивных игр» автор статьи «Вопросы пока без ответов» Игорь Алешков остановился на организационной стороне дела подготовки футбольных резервов. Сегодня он разбирает вопросы обучения юных спортсменов современным приемам техники и тактики игры.
Мы много говорим о тенденциях развития футбола, о построении на основе этих тенденций модели футболиста будущего, но забываем при этом, что учет этих тенденций, работа над доведением каких-то качеств до уровня модели, собственно подготовка игрока будущего — все это имеет прямое отношение к детско-юношескому футболу. Наш футбол будет таким, к какому сегодня мы готовим юношей. Их технико-тактическое мастерство, взгляды на игру, ее стиль и манера — все закладывается с раннего возраста. Это момент принципиальный. Мы должны выпускать из специализированных школ футболистов, готовых для игры в тотальный футбол с его объемом работы на поле, с присущей ему взаимозаменяемостью. Следовательно, этому футболу нужно обучать с детства. Но это представляется невозможным, если дети 9—12 лет играют на больших полях — у них просто не хватает сил на эти объемы, на эту взаимозаменяемость. Видимо, нужно переходить к играм на полях уменьшенных размеров с небольшими воротами. Такое уже практикуется в ФРГ и Шотландии.
Проблема игры в отборе в юношеском футболе в последние годы встала особенно остро. Изъяны в этом элементе техники ярко просматриваются на фоне игры зарубежных сверстников. Это отставание связано, в частности, с ущемлением доли игры по принципу персональной опеки.
Споры о том, что лучше — «зона» или «персоналка», велись давно. Причем считалось, что зонный метод обороны более прогрессивен. Но вот итальянцы в Испании продемонстрировали качественно новый уровень персональной опеки. Под строгим присмотром находились не один, не два, не три, а не меньше четырех соперников, причем, по существу, по всему полю. Не давая играть другим, итальянцы играли сами: получив мяч в любой точке поля, «персональщик» действовал как игрок данного амплуа, а его подопечного тут же брал под присмотр партнер. Персональная опека сочеталась с умелой взаимострахов-кой и коллективным отбором мяча.
У нас же сплошь и рядом неумение играть индивидуально в отборе, идущее от отсутствия специальной работы в этом направлении с детьми, прикрывается акцентом на коллективном отборе, как на самом современном методе обороны. При этом забывается, что прежде, чем отрабатывать этот метод, надо научить отбирать мяч индивидуально.
А теперь — об уровне жесткости игры. Увеличение жесткости, видимо, веяние времени. Эта тенденция является как бы ответной мерой на скоростную, динамическую атаку в рамках концепции тотального футбола. В будущем на международной арене, скорее всего, мы столкнемся с еще более жесткой игрой, и к этому надо соответственно готовиться.
Не приучая футболистов с детских лет к жесткой игре, считая, что такая игра негативно отражается на росте мастерства, мы вольно или невольно пропагандируем футбол в идеале зрелищный и красивый, но — футбол прошлого, который заведомо обречен на поражение. Искусственно создавая в этом плане тепличные условия юным футболистам, мы потом расплачиваемся на более высоком уровне отказом от борьбы, неоправданной на первый взгляд пассивностью наших мастеров. Мы объясняли это недостатками в психологической подготовке, отдавая этой подготовке роль чуть ли не решающего фактора успеха. На самом деле это следствие неумения играть в условиях жесткой персональной опеки.
Для повышения роли и качества персональной опеки нужно поднять требования к игрокам всех линий команды и определить конкретные задачи в подготовке юных футболистов.
Требования к игрокам задней линии сводятся к следующим.
1. Умение не дать получить мяч сопернику, предполагающее доведенную до совершенства игру на опережение, на перехват. Давать получать мячи сопернику становится непозволительной роскошью.
2. Умение играть на любом участке поля, в любой позиции,- в любом амплуа. Значимость универсализации в подготовке игроков неуклонно возрастает.
3. Максимально возможный уровень жесткости.
4. Высокие скоростные качества. Игра на опережение, атака в момент приема мяча предполагают высокий уровень как стартовой скорости, так и скоростной выносливости.
Основное требование к группе атакующих игроков можно сформулировать так: скорость, скорость и еще раз скорость.
В футболе традиционно разделяются три вида скорости: передвижения футболистов на поле, выполнения технических приемов и принятия решений. На современном этапе развития футбола на первый план выдвигается четвертый вид — скорость коллективного взаимодействия. Она состоит из скорости перехода от атаки к обороне и обратно, скорости развития атаки и скорости перегруппировки сил на любом участке в зависимости от ситуации. В сущности, это скорость коллективного мышления.