Веяния времени отчетливо сказываются на игре наших футболистов: оборонительные линии становятся, с одной стороны, все насыщеннее, а с другой, — все больше усилий вкладывают в начало, развитие, поддержку и завершение атак своих команд. До каких пор будет продолжаться этот процесс, предсказать наверняка трудно. Станут ли команды, в конце концов, регулярно и защищаться. и нападать всеми десятью полевыми игроками или вновь возьмет верх более строгая специализация футболистов? Сам я склоняюсь к мнению. что в обороне будут принимать участие все игроки.
На минувшем чемпионате страны защитные действия большинства футбольных коллективов оставляли желать лучшего. Даже днепропетровский «Днепр» и тот дал соперникам возможность провести 36 голов. Если оперировать средними данными, то можно сказать, что бесспорный лидер ни в одном из матчей не уберег своих ворот.
Второй бесспорный лидер — московский «Спартак» защищался значительно надежнее, его голкиперу Ринату Дасаеву пришлось только 25 раз вынимать мяч из сетки. Но более прочная оборона спартаковцев объясняется не столько искусностью московских защитников, сколько мобильностью команды, жаждой борьбы, характерной для всех игроков, их умением навязывать соперникам единоборства на каждом участке поля, нацеленностью на стремительные массированные атаки. Постоянный напор «Спартака» заставлял соперников больше думать о защите, чем о нападении, что и ослабляло их давление на оборонительные линии московских футболистов.
Если взять наш футбол в целом, то придется с сожалением констатировать: игроки большинства команд обороняются не столько умением, сколько созданием численного превосходства в зоне борьбы за мяч. Правда, к этому их пробуждают практикуемые тактические схемы игры, в которых предусматривается перевес обороняющихся над атакующими. Ведь сплошь и рядом в составе команд мы видим по четыре-пять защитников и лишь по два-три нападающих.
«Излишек» футболистов в оборонительных линиях, естественно, привел к активизации игры защитников: не стоять же им без дела на своей стороне поля, когда центр борьбы за мяч перемещается на чужую половину. В мое время, лет 10—15 назад, тренеры ограничивали рейды защитников вперед. Ведь нам хватало хлопот и перед своими воротами. Ныне же, наоборот, активность защитников в нападении поощряется. Так они полнее используют в матчах свои возможности. Да и партнерам без помощи защитников в большинстве матчей не удается прорвать густые оборонительные ряды соперников. Одним словом, участие защитников в атаках стало игровой необходимостью.
Теперь и тренеры, определяя основной состав команды на игру, чаще всего отдают предпочтение таким защитникам, кто любит нападать Более того, комплектуя свой футбольный коллектив, наставники нередко намечают на роли защитников прежних полузащитников или даже форвардов — именно потому, что те умеют атаковать. А между прочим, научиться надежно защищаться ничуть не легче, чем овладеть искусством форварда. Потому-то мы и видим в матчах ошибки прежних игроков передних линий то в выборе защитной позиции при единоборстве, то в определении момента подстраховки партнера.
Современные тактические схемы игры предусматривают частые рейды защитников вперед. А чтобы их зона не оставалась оголенной, присматривать за ней поручают другому игроку, скажем центральному хавбеку или полузащитнику того же края, что и ушедший вперед защитник Приведу для примера хотя бы матч «Спартака» с бирмингемской «Астон Виллой» в розыгрыше Кубка УЕФА. Правый защитник москвичей Владимир Сочное своими подключениями к атакам доставил массу неприятностей англичанам, и в то же время его зона позади оставалась под охраной правого полузащитника Евгения Кузнецова.
А теперь давайте вспомним игру лучших защитников прошлого сезона. Здесь я имею в виду лучших с моей точки зрения.
Сергей Боровский из минского «Динамо» уверенно себя чувствует на любом месте оборонительной линии команды — и справа, и слева, и в центре. Он умеет играть и по заданию тренера, то есть лично опекать особенно опасного форварда. Сергей понравился мне в одном из последних матчей чемпионата — против московского «Спартака». Тогда он исполнял роль свободного центрального защитника и «подчистил» буквально все огрехи партнеров. Благодаря тонкому позиционному чутью и умению безошибочно предугадывать атакующие ходы соперников Боровский своевременно выходит на перехват их передач. Он силен в единоборстве, искусен в отборе мяча у соперника, всегда играет с большим желанием, старательно и стабильно. Все матчи сезона он провел на высоком уровне.
Тенгиз Сулаквелидзе из тбилисского «Динамо» очень хорошо сыграл в составе сборной СССР отборочный матч чемпионата Европы против национальной команды Польши. Он наглухо прикрыл опасного левого форварда Смоля река, удачно подыгрывал нашим нападающим, несколько раз сам бил по воротам. Тенгиз всегда смело вступает в борьбу с соперниками. используя в ней свои сипу и скорость.
В клубе Сулакеелидзе в общекомандных интересах выступал на месте опорного полузащитника. С одной стороны, это помогает ему обогащать технико-тактический арсенал, а с другой, замедляет совершенствование в амплуа защитника. Для достижения же очень высокого уровня игры — такого, какого мы ждем от каждого футболиста основного состава сборной страны, — необходимо несколько лет выступать в матчах на одном и том же игровом месте.
Это условие соблюдено другим тбилисским защитником — Александром Чивадзе. Он постоянно играет в центре обороны и цементирует защитные построения «Динамо» и сборной СССР. Совершенная, мягкая техника управления мячом, расчетливые оборонительные маневры, умелая игра в отборе дополняются своевременными и эффективными подключениями к атакам. И все же в минувшем сезоне нервозная обстановка в клубе не позволила Александру раскрыться во всем блеске своего мастерства.
Анатолий Демьяненко из киевского «Динамо» — игрок универсального плана. Он постоянно, с мячом и без мяча, стремится вперед, по ходу движения обыгрывает соперников и подает мяч на ворота. Правда, футболисты других клубов уже изучили манеру его игры и заранее продумывают меры нейтрализации активного киевского защитника. Чтобы и в дальнейшем добиваться успехов, Анатолию придется позаботиться о более разнообразной творческой игре.
Для Андрея Дилая и Николая Павлова из днепропетровского «Днепра» характерны примерно одинаковые достоинства: отменная скорость передвижения, своевременность включения в коллективный отбор мяча, высокая игровая дисциплина. И крайний защитник Дилай, и центральный Павлов не позволяют себе вольностей, не соблазняются внешне эффектными трюками с мячом, не принимают опрометчивых решений. Их игра в обороне — рациональная и строгая. В то же время Дилай находит возможности подключаться к атакам по правому краю и подавать мяч на ворота соперников, а Павлов иногда врывается в чужую штрафную по центру.
Вальдас Каспаравичус из вильнюсского «Жальгириса» — настоящий атлет: высокий, стройный, сильный, быстрый. Он отлично играет головой и в центре своей обороны, и в штрафной площади соперников, куда подтягивается при розыгрыше стандартных положений. Партнеры надеются на его высокий прыжок и сильный удар головой и стремятся мяч со штрафного, свободного или углового удара направить на Каспаравичуса Тонкое тактическое чутье позволяет Вальда с у выбирать верную оборонительную позицию и прерывать атаки соперников. Обыграть вильнюсского длинноногого защитника в единоборстве форвардам не удается.
Виктор Шишкин из минского «Динамо» счастливо сочетает в себе все достоинства универсального игрока обороны. Он быстрый, цепкий в единоборствах, жесткий в отборе и с большим желанием вступает в борьбу с соперниками. Он регулярно подключается к атакам по правому флангу, а когда нужно, своевременно подстраховывает центральную зону перед своими воротами.
Владимир Сочное из московского «Спартака» особенно силен в подыгрыше атакующим партнерам Раньше он был форвардом и теперь умело использует прежние навыки, обводя соперников. Прорвавшись к лицевой линии, он не считает свой проход завершенным, то есть не сразу направляет мяч к воротам, а сначала ищет возможность ввести его в штрафную площадь Как это ни парадоксально. но правый защитник «Спартака» менее уверенно, чем в нападении, чувствует себя при отборе мяча и при выборе оборонительной позиции для подстраховки партнеров.
Николай Булгаков играл в команде ЦСКА на месте левого крайнего защитника. В своей прежней команде «Алга» (Фрунзе) и в юношеской сборной СССР он исполнял роль нападающего и неплохо освоил это амплуа Поэтому и в столичном армейском клубе постоянно и успешно помогал партнерам развивать атаки.
У Булгакова очень хорошие физические данные — скорость и выносливость. и он умело использовал свои лучшие качества, прорываясь по левому краю вперед. Причем не упускал ни одного момента для подключения к нападению.
Умело управляя мячом на быстром бегу, Булгаков вступал 8 единоборства с соперниками, не снижая скорости своих действий, и это часто приносило успех. Обыграв защитника. Николай доводил мяч порою до самой линии ворот и оттуда направлял передачу на штрафную площадь, рассчитывая. что кто-то из партнеров с ходу нанесет удар по воротам.
Дмитрий Галямин из ЦСКА — игрок быстрый, сообразительный, достаточно техничный. Верно выбирая позицию при вступлении в единоборство с нападающим, он облегчает себе отбор мяча у соперника. Позиционное чутье позволяет ему успешно играть и на перехватах. Часто подключаясь к атакам по своему правому краю, Гапямин не просто бежит с мячом вперед, а беспрерывно перепасовывается с партнерами. Склонный к комбинационному нападению, он не жадничает — легко расстается с мячом и тут же вновь предлагает себя для паса. Таким путем он с тыла поддерживает атаки столичных армейцев.