Любителей футбола в минувшем сезоне порадовал результативной игрой центрфорвард одесского «Черноморца» Владимир Финк. Его путь в большой футбол для нашего времени необычен Ведь подавляющее большинство современных мастеров — прежние выпускники спортивных школ, а Финк ни в одной футбольной школе не учился. Но зато по такому же. как у Финка, пути могут с надеждой на успех пойти многие молодые игроки «Кожаного мяча». Потому-то мы и обратились к одесскому форварду с просьбой рассказать о становлении своего мастерства и дать советы игрокам всесоюзного детского футбольного клуба.
— Мое детство прошло в небольшом городке Славгороде Алтайского края. На нашей улице Ленина было много ребят моего возраста, и все мы любили играть в настольный теннис, волейбол. баскетбол, футбол, хоккей. К городу примыкали земли совхоза, в котором работал мой отец, и потому позже меня допускали к соревнованиям на первенство как города, так и сельского района. А соревноваться я очень любил, готов был в любое время выступить в команде по любому виду спорта.
Мне и моим сверстникам повезло: учителем физического воспитания в школе был человек любящий спорт и бескорыстно отдающий детям асе свободное время Юрии Сергеевич гужбин (он до сих пор работает в той же школе) готовил нас к каждому турниру на первенство города среди школьников. Скажем, объявляли о предстоящих через месяц соревнованиях по волейболу — и мы месяц играли в волейбол Сборная команда нашей школы не раз выигрывала первенство в городских турнирах волейболистов и баскетболистов.
Участие в подобном, так сказать, игровом многоборье хорошо подготавливало к освоению в дальнейшем сложных технико-тактических приемов. Советую молодым футболистам клуба «Кожаный мяч» не брезговать никакой спортивной игрок, а использовать их все, какие возможно, для своей подготовки Ведь отдельные элементы движений, тактические идеи, разнообразные двигательные навыки — все пойдет на пользу при совершенствовании футбольных навыков.
В то время футбол не был включен в школьные программы, а потому и соревнований по нему для учеников не проводилось. Но на первенство сельского района команды играли, и я с восьмого класса стал выступать за сборную совхоза. Летом мы играли в футбол, зимой — в хоккей с шайбой и с мячом. Хоккей мне полюбился даже больше футбола.
Вскоре я перешел в юношескую команду соседнего завода, где тоже играли и в футбол, и в хоккей. Правда, строго организованных тренировок у нас было очень мало — от силы 3—4 в год. По большей части собирались, кто хотел, делились на две команды и играли. Так было и в юношеском, и позже во взрослом коллективе.
Окончив школу, я поступил а Барнауле в Алтайский сельскохозяйственный институт. Тут хоккей не культивировали. Но как раз в то время создавали команду по футболу, и я записался в нее. Инициативу проявил один из любителей этой игры Виктор Вдовин. Он и сам играл за нашу команду, и нас тренировал на общественных началах, и решал все организационные вопросы — настоящий энтузиаст, до конца преданный футболу. Ему я во многом обязан.
Вдовин проводил тренировки три раза в неделю. Особенно налегал на кроссовую подготовку. Пользу от нее я ясно ощутил через два года, когда после Спартакиады Алтайского края меня пригласили в команду второй лиги барнаульское «Динамо». Там я выигрывал бег по пересеченной местности у остальных футболистов Да и позже, в коллективе высшей лиги одесском «Черноморце», я был одним из лучших в кроссах.
В студенческой команде я исполнял роль переднего центрального защитника. Для игры в другом амплуа — хавбека или форварда — мне не хватило бы технического мастерства. Ведь в детстве я не так уж много времени упражнялся с мячом, а без этого искусным диспетчером или результативным бомбардиром не станешь. Предостерегаю вас. ребята, от повторения моей ошибки. Вы ее можете избежать, ибо техника надежнее всего осваивается именно в детстве.
Если бы я сейчас начинал обучаться футболу, то больше бы тренировался с мячом, и не только жонглировал, но и чаще управлял бы им на скорости — этого требует современная игра.
Для меня очень полезной была (да и сейчас остается) игра в квадратах. Разновидностей их много — и по числу пасующих и водящих, и по количеству касаний мяча. Это упражнение повышает ловкость, техничность, умение эидеть поле. Молодым футболистам игра в квадрате тоже, конечно же, понравится.
Рекомендую вам также обводить стойки при быстром движении с мячом, а потом упражняться в финтах и обводке при единоборстве с партнером.
Мое любимое упражнение в ударах по воротам такое: с разных точек поля партнеры (располагающиеся приблизительно полукругом) передают мяч к середине передней линии штрафной площади, а я быстро обрабатываю мяч и бью по цели. Советую игрокам «Кожаного мяча» взять на вооружение это упражнение.
Для отработки ударов головой по воротам подходит общеизвестное упражнение высокие передачи мяча с краев поля и удары по мячу в прыжке. Такая тренировка помогла мне повысить результативность атак с воздуха. В частности, на чемпионате СССР 1983 года из первых двенадцати голов я провел шесть ударами головой.
Атаковать цель с воздуха я начал привыкать еще в барнаульском «Динамо» Там у нас подобрались рослые нападающие Владимир Кобзев, Сергеи Окунев и я. Тренер подстраивал командную тактику игры в нападении специально под нас; партнеры навешивали мяч на штрафную, а мы встретили его наверху Этот метод завершения атаки репетировали на занятиях. Кроме того, в нашей команде играл Борис Долгов, умевший далеко вбрасывать мяч в поле руками. Он бросал ауты, а мы с его пасов много забивали. иногда по два гола в одном матче.
Глядя на более опытных партнеров, я учился правильно подбегать к высокому мячу, быстро рассчитывать траекторию его полета и определять наивысшую точку, где возможно достать мяч головой. Перенимал и технику удара — не просто подставлял голову, а делал активное движение ею, как бы кивал в момент удара.
Самое, на мой взгляд, сложное в игре головой — предугадывание точки встречи с мячом. Как только партнер ударит по мячу, посылая передачу на штрафную, я по углу и скорости вылета мяча рассчитываю, где он опустится настолько, что я смогу допрыгнуть до него. Такой же расчет проделывает в уме и опекающий меня защитник И у нас начинается борьба та позицию, с которой удобно выпрыгнуть навстречу мячу. Победить в этой, подчас силовой, борьбе — это уже половина дела.
Игроки «Кожаного мяча», вероятно, помнят Виталия Старухина, который еще недавно выступал в донецком «Шахтере» и много забивал головой. Секрет его удачных атак объяснялся, в частности, тем, что этот центрфорвард своевременно занимал самую выгодную позицию для прыжка вверх. А вытолкнуть массивного донецкого футболиста с удобного места обороняющемуся не удавалось. Поэтому Старухин первым доставал до мяча и посылал его в цель.
Самое важное для достижения успеха в футболе — большой, кропотливый, упорный и постоянный труд. Если часто и старательно тренироваться начиная с детского возраста, то можно добиться многого. Я, например, продолжаю спортивную учебу и в команде мастеров. Чувствуя, что отстаю от товарищей в технической подготовленности, я поставил перед собой цель уходить с тренировочной площадки последним. Обычно остаюсь с кем-нибудь из партнеров после общекомандных занятий минут на двадцать-тридцать. Отрабатываю удары по воротам после приема передач. совершенствую пасы в движении, перекидываюсь (ударами ногой или головой) с партнером (он метрах в пяти от меня) мячом, стараясь не дать ему упасть на землю.
За первый сезон игры в «Черноморце» я в двадцати матчах забил три мяча. Затем дела пошли лучше. Чем это объяснить?
Есть тут доля везения — без него успех в спорте приходит нечасто. Кроме того, партнеры поверили в мои способности и стали чаще использовать меня как завершителя атак. А самое главное, я стал больше трудиться на тренировках и после них. Надеюсь, ребята, что, как говорится в пословице, и ваши терпенье и труд все перетрут.