Игра современных форвардов очень сложна. Мы, защитники, не оставляем им ни одного лишнего мгновения на раздумье или спокойную обработку мяча. Им нужно проявить максимум физических усилий,технического и тактического мастерства, чтобы создать брешь в оборонительных порядках и воспользоваться мимолетным шансом. Защитники всегда превосходят форвардов числом и налаживают глубокую подстраховку, чтобы на любом участке обороны быстро гасить пламень атаки.
И все-таки наиболее искусным нападающим удается преодолевать наши редуты. Мне из центра обороны хорошо видно, как соперники это делают, и потому я могу дать характеристику игре отдельных форвардов. Но не берусь анализировать действия всех нападающих, а хочу высказаться только о тех, кто по манере игры оригинален, а по мастерству не уступает лучшим зарубежным футболистам.
Рамаз Шенгелия
Мой одноклубник Рамаз Шенгелия тонко чувствует голевую ситуацию. Его нацеленность на ворота вызывает восхищение. Но голы ныне даются нелегко. Шенгелия это знает и постоянно перемещается по полю рывками в поисках ударной позиции. Не будь он таким выносливым и трудолюбивым, не забивал бы столько голов.
Высокая техническая подготовленность позволяет Рамазу надежно управлять мячом на высокой скорости бега. Он и принимает и отдает мяч на ходу, чаще всего в одно касание. И тут же делает рывок на свободное место, ожидая ответной острой передачи. Когда партнер направляет мяч в штрафную площадь соперников, Шенгелия тут как тут. Он так стремительно спуртует, что зачастую оставляет опекуна за спиной. Игра на опережение защитника в завершающей стадии атаки — главный козырь Рамаза.
Он невысок ростом, и если подходить к нему с обычными мерками, то следует признать, что у него мало шансов на успех в игре головой. Но Шенгелия довольно часто поражает цель ударами по летящему мячу. Высокие центральные защитники не успевают воспользоваться своим преимуществом, так как он, можно сказать, переносит центр борьбы из области высоты в область скорости. Его неудержимый напор, стремительный выход на передачу и прицельный удар делают свое дело.
Своеобразие игры моего земляка особенно ярко проявляется в те минуты, когда он действует в штрафной. Предчувствуя, куда последует передача партнера, он резко стартует туда и без обработки мяча бьет по воротам. Когда же защитник успевает оказаться за спиной тбилисца и заслоняет собой цель, то Рамаз делает финт в одну сторону, мгновенно разворачивается в другую и наносит удар прежде, чем соперник поставит ногу на пути мяча. Рамаз сохраняет высокий боевой настрой в любой игре, будь то товарищеский матч или официальная международная встреча. Громкие титулы соперников его не смущают. Увлекаясь самим процессом борьбы, он всего себя отдает игре, в которой его стихия — атака.
Владимир Гуцаев
Владимир Гуцаев из нашей тбилисской команды — игрок другого плана. Его любимое место — на правом фланге атаки. Этого форварда даже сравнить не с кем: настолько оригинальна его обводка с места, правдоподобны обманные движения, резок старт. Ни одному крайнему защитнику не удается в одиночку сдержать Гуцаева, каждый надеется на подстраховку.
Сила Владимира не только в высочайшей техничности, но и в разнообразии игры. Он прекрасно дает пасы в штрафную, и партнеры с его передач забивают голы. Он и сам порою смещается в ходе дриблинга к центру и опасно обстреливает цель.
К сожалению, у него сравнительно небольшой вес, и соперники это используют некорректно. Проиграв поединок, применяют к форварду недозволенные приемы, сбивая его с ног. Гуцаев невозмутимо поднимается с земли и выполняет штрафной удар. Спокойствие и выдержка делают ему честь. Но хотелось бы, чтобы это не усыпляло бдительности арбитров, которые обязаны хорошо отличать игровые фолы от умышленной грубости.
Киевлянин Олег Блохин — самый результативный форвард советского футбола. Его игру мне даже неудобно разбирать, ибо о ней написано очень много. К тому же недавно Блохин на страницах «Спортивных игр» сам рассказал о своей игре в атаке.
С точки зрения защитника я рассматриваю этого форварда так. За ним надо внимательно следить в течение всего матча. Он часто исчезает из поля зрения обороняющихся, так как оттягивается далеко в глубь поля. И вдруг внезапно на большой скорости врывается в переднюю линию атаки. Получив шанс взять ворота, он умело его использует. Вот почему с него нельзя спускать глаз.
Валерий Газзаев
Валерий Газзаев из московского «Динамо» — футболист нестандартный. Умеет играть буквально на пятачке. Любит применять в штрафной обводку, и соперникам трудно предугадать, какой вариант изберет нападающий. Валерий умеет подбить мяч вверх, перебросить его через голову — свою и защитника, прокинуть мяч между ног соперника или пяткой откинуть себе за спину. Против такого хитрого и высокотехничного форварда мне, к примеру, играть намного сложнее, чем против иного быстрого и сильного, но прямолинейного нападающего.
Газзаев способен с помощью быстрого дриблинга прорваться сквозь плотный оборонительный заслон. Обычно он подолгу держит мяч. Мы привыкли за это ругать нападающих. Но индивидуальная игра Валерия в большинстве случаев бывает оправданной. Когда он собирает вокруг себя нескольких соперников, партнеры получают большую свободу действий. Я помню эпизоды, когда Газзаев из гущи игроков давал голевые пасы товарищам по команде и те поражали ворота противника.
Опасен Газзаев и при игре на опережение. Он быстро сближается с воротами и ударом ноги или головы «замыкает» прострельную передачу с фланга. Невысокий, но плотный, сильный, резкий и решительный форвард нередко выигрывает схватки перед воротами у более рослых защитников.
Сергей Андреев
Сергей Андреев из ростовской команды СКА — нападающий современного типа. В нем сочетаются: взрывной старт, высокая скорость длинного рывка, широта маневра, острые пасы, игра на опережение соперников, напористость в заключительной части атаки, зараженность на мгновенный удар по воротам.