Выдающихся футболистов в наши дни не ценят. Многих наверняка удивит подобное утверждение. «Как же так? — скажут мне. — Их называют звездами. О них ежедневно пишут газеты. Они получают в неделю такие деньги, каких простому смертному не заработать и за год. А сколько платят за них клубы? Десятки миллионов! Это, по-вашему, называется «не ценят»?!»
Да, с этим трудно не согласиться: вокруг футболистов в наши дни и вправду создан небывалый ажиотаж, их зарплаты действительно достигают немыслимых величин, а по популярности с выдающимся или даже просто хорошим игроком едва ли сравнится какой-либо политик или деятель искусства.
Но вместе с тем обратите внимание, как легко расстаются со своими звездами клубы, как спокойно обходятся без них сборные. «Барселона» без сожаления отдает Роморио, «Ювентус» по-хамски избавляется от Роберто Баджо, «Милан», а затем «Сампдория» не делают ничего, чтобы удержать Рууда Гуллита. Таких примеров много, звезды кочуют из клуба в клуб, и с уходом из футбола Франко Барези в Европе, наверное, не останется ни одного игрока, который провел бы всю карьеру в одной и той же команде. Кому раньше могло прийти в голову, что Герд Мюллер вдруг уйдет из «Баварии», Уве Зеелер — из «Гамбурга», Бобби Чарльтон — из «Манчестер юнайтед», Эйсебио — из «Бенфики».
Трудно представить, чтобы такой выдающийся футболист, как Баджио или Гуллит, находясь в зените славы, вдруг сам решимся покинуть клуб, с которым добился ярких побед, и отправиться навстречу неизведанному. Обычно игрок не уходит — его продают. Но доже в том случае, когда футболист сам принимает решение о переходе, оно едва ли бывает продиктовано простой охотой к перемене мест. Для того чтобы порвать со своим окружением, бросить насиженное место и отправиться невесть куда, нужен сильный стимул. Он есть у игроков, меняющих скромную команду но суперклуб, провинцию на столицу, квартиру на особняк, пять нулей в контракте на семь и т.д. Если же человек покидает команду, которая только что одержала громкую победу и стоит но пороге новых триумфов, им двигает только одно — понимание (или ощущение) того, что его не ценят.
Наверное, настала пора четко определиться в терминологии, ибо наиболее часто употребляемое нами слово «ценить» имеет несколько значений. Вот два из них, согласно Академическому словарю русского языка: «назначать, определять цену кому-либо, чему-либо» и «признавать значение, достоинство, ценность кого-либо, чего-либо». В отношении к футболистам наступил явный перекос: их прекрасно научились ценить как товар (назначать цену), но далеко не всегда — как игроков (признавать значение). Как иначе объяснить, что многие клубы, покупая футболиста за огромные деньги, держат его порой месяцами на скамейке запасных?
Сердце каждого болельщика, по-моему, должно обливаться кровью при виде сидящих на скамейке Бокшича, Савичевича, Бобана или Донадони. Как можно было не расстраиваться во время чемпионата мира, глядя на игру сборной Италии без Виалли или сборной Голландии без Гуллита (не говорю уж про нашу команду, в которой не было семи лучших игроков)? И дело здесь вовсе не в результате: никто не собирается утверждать, что Италия с Виалли или Голландия с Гуллитом обыграли бы Бразилию, равно как и что годом позже Бразилия с Ромарио победила бы в финале кубка Америки Уругвай.
Часто бывает даже наоборот. Самый яркий приммер — Дании, ставшая чемпионом Европы без Микаэля Лоудрупа. Да и мало ли матчей и даже турниров, которые команды выигрывают без своих лучших игроков? Но разве радость от победы может настолько замутить разум болельщика, тренера или президента, чтобы решить, будто отсутствовавшие больше вообще не нужны команде?
Как-то по петербургскому каналу нам показали матч чемпионата Италии между «Лацио» и «Миланом». Тот, кто видел эту игру, конечно, помнит, сколько прекрасных пасов отдал Баджо партнерам, промахивавшимся из выгоднейших положений. А стоило Баджо уйти с поля, как Джордж Веа, уже в равной игре,забил красивый гол. Значит ли это, что без Баджо «Милан» играет лучше, чем с ним? Абсурд. Разумеется, тренеру «Милона» Фабио Капелло ни на секунду не могла прийти в голову эта нелепейшая мысль. Он, конечно, не стал сажать Боджо на скомейку запасных, и Роберто продолжает радовать своей игрой тысячи тифози.
Сможет ли тренер французской сборной Эме Жаке по достоинству оценить Эрика Кантону, включит ли этого прекрасного форварда в состав команды на чемпионат Европы? Увы, в ном нельзя быть уверенным, ибо у Жак- есть наготове достаточно объяснений на тот случай, если он решит обойтись без Кантоны, что Эрик из-за прошлогодней дисквалификации был лишен игровой практики, что и без него команда выиграла отборочный турнир, а с ним за два года до этого проиграла Все это, может быть, верно. Но верно и то, что Франция без Кантоны — это другая Франция. Достаточно ли Жаке квалифицированный специалист, чтобы осознать это?
Вспоминаю прочитанное где-то примерно год назад интервью с Кройффом. Его попросили назвать три команды, которые нравятся ему больше всех. Кройфф, в частности, назвал «Лацио», но при этом добавил: «Когда играют Винтер и Гаскойн». Нужны ли комментарии? Теперь Кройфф, возможно, не считает себя поклонником этого клуба, который, кстати, минувшим летом мог лишиться гораздо более внушительной поддержки.
Президент «Лацио» Краньотти накануне нового сезона вознамерился продать «Парме» Джузеппе Синьори, оценив его в 25 миллиардов лир. Болельщики римского клуба, однако, решили показать, что ценят Синьори иначе, и устроили демонстрацию протеста. Под напором общественного гнева президент изменил свое решение, хотя поначалу объяснял его благими намерениями: мол, но вырученные от продажи Синьори деньги можно купить сразу нескольких игроков и укрепить команду настолько, что впору будет думать о борьбе за чемпионский титул... Но у стен осажденной разгневанными фанатами штаб-квартиры клуба раздался голос безымянного болельщика: «А откуда президент знает, что нам важнее — быть чемпионами или видеть Синьори в своей команде? Зачем нам «скудетто», если с нами не будет нашего любимого Беппе?»
Почему же хозяевам больших клубов свойственно недооценивать футболистов, которых так любят болельщики? Неужели они настолько вжились в этот бизнес, настолько привыкли покупать и продавать, что уже не в состоянии осознать, чем торгуют? Может быть, большие боссы готовы так легко росстаться со своими лучшими игроками, потому что уверены: свято место пусто не бывает, вокруг столько выдающихся игроков, что найти замену проданной звезде будет нетрудно — в общем, незаменимых нет...
Как это ни странно, подобное ощущение действительно возникает довольно часто. Тем более что в футболе есть люди, которым но руку иллюзия заменимости любого, даже самого выдающегося игрока. О ком речь? О тех, кто обычно находится в тени великих звезд, о ком чаще вспоминают в дни поражений, нежели в минуты триумфа, кто по своим доходам не может приблизиться к тем, кем руководит. О тренерах.
Их бытие действительно горько по сравнению с игроками. «Выигрывает команда, проигрывает тренер» — не от хорошей жизни придумана эта поговорка. Так, может, в том и заключается своеобразная месть тренеров находящимся в более выгодном положении футболистам, что они, тренеры, вольно или невольно внушают самим себе и окружающим эту гибельную мысль: незаменимых игроков не бывает?
Всем известно, что футбол — игра, где система важна ничуть не меньше, чем подбор исполнителей, и одно без другого ни за что не сработает. Но пропорцию определяет тренер, и, возможно, именно благодаря этому история футбола знает всякое: великих побед добивались и команды, составленные из ярчайших звезд, где в организации игры тактическая схема выполняла лишь вспомогательную, связующую роль, и, напротив, жестко организованные группы исполнителей хорошего уровня, но не великих и даже не выдающихся. Приносили успех и тренерские установки типа: «Делайте только то, что я говорю, и все будет в порядке», и напутствия иного рода: «Выходите на поле и делайте все, что умеете».
Сейчас, конечно, немного найдется тренеров, способных, подобно Сильвио Пио-ле, сказать: «Когда в команде есть такой игрок, как Ди Стефано, задача тренера — лишь подсказать, когда пора выходить на поле» Поэтому в чемпионате Англии лично я симпатизирую «Ньюкаслу», чей тренер Кевин Киган откровенно заявил перед началом сезона: «Не стать чемпионами с га ким составом — просто позор» — и тем самым признал, что виновником неудачи может быть только он сам.
В третьем номере «Матча» подробно рассказывалось о сборной Италии, которой руководит один из самых заслуженных тренеров мира, выигравший с «Миланом» все существующие в клубном футболе трофеи, — Арриго Сакки. Но, как ни парадоксально, громкие победы клуба не многих обратили в почитателей тренера. Напротив, слишком часто звучал вопрос, обиднее которого едва ли придумаешь: «А не трем ли выдающимся голландцам обязан «Милан» своими победами? Так ли уж велика заслуга тренера?»
Спорить глупо: Гуллит, Ван Бастен и Райкаард внесли колоссальный вклад в создание миланского суперклуба. Но столь же глупо подвергать сомнению и заслуги Сакки. Сами голландцы, кстати, не раз и не два в своих интервью восхищались им, говорили о том, какой это мудрый, разбирающийся в футболе человек, как много принесло им общение с ним, сколь многому он их научил. И вот Сакки приходит в сборную. Здесь-то, по всеобщему убеждению, он должен доказать, чего стоит сом по себе. Если он добьется новых побед, его наконец признают великим тренером, если нет — забудут и о заслугах в «Милане». А то, может, и скажут: «Хорошо, что хоть не мешал играть звездам, а то бы и с ними все проиграл».
Что же делать тренеру, вынужденному работать под таким давлением? Ответ очевиден — создать команду, которая не зависела бы от формы того или иного игрока, а играла бы одинаково хорошо в любом составе. И Сакки такую команду создал. Тонкий и мудрый тактик, он построил исключительно организованную сборную, способную менять рисунок игры по ходу матча Каждый футболист в его команде всегда точно знает, что и когда делать, как и куда передвигаться по полю. Исполнительское же мастерство подавляющего большинства итальянских футболистов не вызывает сомнений, так что практически в любом составе сборной Италии по силам обыграть любого соперника.
А если вспомнить чемпионат мира, можно ли сказать, что Италия дошла до финала благодаря какому-либо одному игроку? Едва ли. Роберто Баджо? Но ведь жизненно важный матч с Норвегией итальянцы выиграли в меньшинстве без него. И в меньшинстве же, без Дзолы, одолели Нигерию. Успешно провели они и четыре игры без своего капитана — Барези. С точки зрения результата к Сакки невозможно предъявить никаких претензий: дай Бог каждому дойти до финала чемпионата мира. Успешно прошел он и отборочный турнир первенства Европы. Ясно как божий день, что в Англии итальянцы будут играть далеко не последнюю роль и, чтобы победить их, любому придется потрудиться. Ну а как с игрой?
Любая команда, как бы хорошо она ни была организована, не может играть (именно играть, а не добиваться нужного результата) без звезд. Это наглядно проявилось в последнем матче отборочного цикла европейского первенства, когда Италия принимала Литву. Итальянцы имели подавляющее преимущество, создали массу голевых моментов, но в первом тайме результата не было. Зато во втором «Скуадра адзурра» забила сразу четыре мяча. На поле появился Дзола, и игра преобразилась. Он сам был бесподобен, при нем разыгрался и Дель Пьеро, все стало лучше получаться и у Раванелли. Не сомневаюсь, что и без Дзолы хозяева довели бы матч до победы. Невожно, сколько голов бы они забили — один, два или пять. Но токой игры у них бы не получилось.
Нечто похожее на сборную Сакки создал Марчелло Липпи в «Ювентусе». Команда чемпионского образца не имела изъянов. Идеальная система игры, при которой все футболисты действуют с полной самоотдачей, форварды ни на секунду не прекращают борьбу на чужой территории, потрясающая организация. В результате можно с полным основанием говорить о том, что «Ювентус» не зависел от Баджо. Один из лучших игроков современности провел за свой клуб в прошедшем чемпионате всего 17 матчей — ровно половину. И команда продолжала выигрывать без него. Потому, видимо, руководство и решило, что он команде не нужен, и позволило себе по-хамски обойтись с Роберто, до последней минуты скрывая от игрока, что хочет расстаться с ним. «Неужели кто-то боялся, что я, узнав обо всем, не буду играть с полной отдачей?» — в удивлении разводил руками Баджо.
Но вот парадокс: то, что «Ювентус» играет одинаково (пусть и одинаково хорошо) с Баджо и без него (впрочем, то же самое можно сказать и про Виалли, и про Дель Пьеро, и про Раванелли), означает только одно: команда организована неправильно Отсутствие великого игрока лишь тогда не сказываете я но игре команды, когда его используют не на впсе 100 процентов. Правда, истории знает пример бразильской сборной, выигравшей чемпионат мира 1962 года без Пеле, но сегодня об этом можно забыть. Едва ли в современном футболе может появиться такая великая команда, которая будет настолько сильнее всех остальных даже без своего лидера.
Пеле, кстати, неоднократно признавал: «Я Пеле только тогда, когда мне дают играть так, как я умею лучше всего. Если же меня использовать неправильно, я буду Пеле лишь на 30 процентов». Попробуйте представить себе, что было бы, если бы Феола или Загало, работая со сборной, думали о том, не станут ли окружающие впоследствии интересоваться: а кто же был главным в команде — тренер или Пеле?
Нет сомнений, игрок класса Баджо сможет прекрасно выполнять любую роль. Думаю, поставь его хоть чистильщиком, он даст сто очков вперед многим, играющим на этой позиции. Но рано или поздно встанет вопрос: а нужен ли нам "чистильщик" Баджо? Можно ли его кем-нибудь заменить? И ответ не заставит себя ждать.
Горько было читать недавнее интервью Стэна Коллимора, которого за рекордную для английского футбола сумму приобрел «Ливерпуль». Талантливый нападающий не видит своего будущего в этой команде, он понял, что не подходит ей, а она — ему. По его словам, он даже начал подумывать о том, чтобы расстаться с футболом. «Зачем было плотить за меня такие деньги, чтобы использовать меня не так, как нужно?» — спрашивает он.
Разумеется, в том, что игрок не подходит команде, не всегда нужно видеть злой умысел или низкую квалификацию тренера. Люди ведь могут иногда просто ошибаться. Сейчас, например, в Италии приходят к выводу, что покупка Христо Стоичкова «Пармой» была ошибкой. Видимо, болгарин и впрямь не может полностью проявить себя в «Парме». Но разве это плохо говорит о нем самом или о его новом клубе? Конечно нет. Стоичков — прекрасный футболист, «Парма» — отличная команда, Невио Скала — замечательный тренер. Просто в мире существует закон несовместимости, и, возможно, он сработал в данном случае. Но те примеры, которым мы рассматривали выше, иного характера.
Не дай мам Бог желать кому-нибудь неудач. Это неспортивно. Но мне бы очень хотелось, чтобы «Милан» с Баджо занял в этом сезоне место выше, чем «Ювентус» без него. Хочется, чтобы Джанни Аньелли когда-нибудь признал свою ошибку, как в свое время Сильвио Берлускони признал, что был не прав, продав Гуллита. Как признал это Дик Адвокоат, не пожелавший найти общего языка с тем же Гуллитом и вынудивший нас смотреть чемпионат мира, лишенный такого великолепного футболиста. И пусть Жаке осознает свою ошибку как можно раньше, до того, как совершит более грубую. И пусть великих футболистов вновь станут ценить, как прежде, когда никому не приходило в голову платить игрокам уровня Бобби Чарльтона или Герда Мюллера зарплату, многократно превышающую доходы всех остальных членов команды, но при этом не использовать их наилучшим образом.
Пусть ценность игрока вновь определяется прежде всего игрой на поле, а не суммой в контракте.