В день открытия чемпионата Европы ему исполнится 36. Да, Мик Хакнелл, более известный по названию своей рок-группы Simply Red, действительно родился 8 июня. Кто знает, может, и это каким-то образом в последний момент повлияло на выбор Оргкомитета ЕВРО-96.
Именно в последний - ведь сначала было объявлено, что право сочинить и исполнить гимн чемпионата будет отдано Дайане Росс. Помните ее зажигательное попурри из знаменитых композиций во время открытия финального турнира первенства мира-94 на поле чикагского «Солджер филд»? Но неожиданно оказалось, что американская певица для этой роли не подходит...
Злые языки утверждают, что все дело в... плохой футбольной подготовке Дайаны Росс. Вспомним еще один момент на чикагском стадионе. Прежде, чем подняться на сцену и предстать перед публикой во всем блеске, темнокожая певица в соответствии со сценарием должна была поразить импровизированные ворота с 11-метровой отметки. Так вот, пробила Дайана достаточно коряво — еще хуже, чем итальянцы Барези и Баджо месяц спустя в финальном матче с бразильцами.
Говорят, придирчивые англичане вспомнили ей этот неточный удар: если ты открываешь чемпионат Европы на родине футбола, то недостаточно просто хорошо петь...
Смех смехом, а так или иначе выбор в итоге пал на Simply Red. Кроме прочих достоинств, еще и свою родную группу — из города Манчестера.
Вполне понятно, что времени сочинить что-то специальное к ЕВРО—96 у Хокнелла не оставалось Впрочем, как выяснилось, это и не требовалось. 17 декабря прошлого года он вышел на сцену Бирмингемского международного центра с песней «We're In This Together » со своего последнего, октябрьского альбома «Life». Это было сразу после окончания жеребьевки финального турнира Наши телезрители, увы, успели увидеть лишь кусочек рыжей шевелюры певца и услышать первый гитарный аккорд, после чего трансляция на Россию прекратилась. А в Бирмингеме все продолжалось, и Simply Red пел:
Это — наше,
Мы вместе навек, навсегда
Это — наше.
Мы вместе...
Представляя гимн чемпионата журналистам, директор ЕВРО—96 Глен Киртон попытался объяснить смысл песни, куплеты которой далеко не столь просты и однозначны (надо знать Хокнелла!), как ее припев.
«Этот чемпионат — первый крупнейший международный футбольный турнир в Англии с 1966 года, когда здесь прошло мировое первенство, — сказал Киртон. — Для нас было очень важно подобрать такую песню, которая не только подводила бы к футбольному б действу и сопровождала его, но и надолго осталась бы в памяти людей напоминанием о чемпионате».
Что ж, строки о поезде, который «катится по рельсам вселенского чувства», и «бурлящем океане между людьми и небом» действительно красивы, хотя вряд ли стоит искать непосредственную связь между ними и предстоящим турниром.
А вот смог бы Хакнелл сочинить чисто футбольную песню?
«Конечно, если бы считал, что это нужно. Ведь гимн должен иметь несколько отвлеченный смысл. А о футболе, поверьте, мне есть что сказать...»
Simply Red: я влюблен в «Милан» и «Мю»
Увлечение футболом пришло еще во «Взбесившихся лифтах». Frantic Elevators — так называлась панк-группа, с которой начинал Хакнелл задолго до возникновения Simply Red.
«Тогда, — говорит Мик, — я купил свой первый абонемент на весь сезон. Ну а в детстве без билета как-то проникал на стоячие места под табло на «Олд Траффорде». Ходил исключительно на Джорджа Беста. Это навсегда мой любимый игрок всех времен и народов. Конечно, много разговоров о том, как бесславно завершилась его карьера. Но послушаешь или почитаешь его интервью — и сразу видно, что он любил свое дело, а это самое важное».
Когда нет гастролей. Хакнелл любит слетать в Париж или Милан. Почему в Париж, он отвечать отказывается. Но тут дело явно не футбольное (и если это история любви, то уж точно не к «Пари Сен-Жермен»). А вот в Италию тянут именно футбольные страсти.
«Я каждый год покупаю абонемент не только на «Олд Траффорд», но, поверьте, и на «Сан-Сиро», — улыбается он. — Итальянцы играют в классный футбол, особенно «Милан».
А знаете, какой эпизод этот рок-идол, кумир миллионов меломанов во всем мире, автор пяти альбомов и десятков хитов считает «событием жизни Мика Хакнелла»?
«Бесспорно, тот незабываемый вечер, когда Алекс Фергюсон (тренер «Манчестер юнайтед». — В.Г.) разрешил мне в Барселоне потренироваться вместе с командой...»
Прощай, зеленое травяное поле
Были времена, когда Элтону Джону, другой рок-звезде с футбольным уклоном, в аналогичной ситуации не приходилось спрашивать разрешения.
Незадолго до первого приезда в Советский Союз летом 1979 года он осуществил давнишнюю мечту — купил футбольную команду. Пусть «Уотфорд» был клубом четвертого, последнего профессионального дивизиона, но это только начало, говорил Элтон.
Подробно пересказывать историю внезапного восхождения и стремительного падения, которые взорвали вялотекущую столетнюю историю клуба, вряд ли стоит — это заняло бы слишком много места. А вкратце выглядело все так: деньги автора «Goodbye Yellow Brick Road» и талант впоследствии возглавившего национальную сборную Грэма Тэйлора за пять лет подняли «Уотфорд» на вторую ступеньку в высшей лиге.
Конечно, скептики тогда говорили (эти утверждения ном сегодня хорошо знакомы), что успех середнячка — лишь свидетельство резкого снижения уровня английского футбола. Возможно, кстати, они были и правы. Лигу в итоге сократили с 22 до 20 команд. Тэйлор потребовал у Элтона трехкратного увеличения зарплаты и, не получив его, ушел в «Астон виллу». Вслед за тренером прочь с начавшего тонуть корабля «Уотфорд» устремились лучшие игроки. А тех, кто не покинул судно, уже скоро пришлось распродать, чтобы заплатить долги. Потом пошел с молотка и сам клуб.
Футбольная эпопея Элтона Джона закончилась семь лет спустя после блестящего успеха. Мечте толстенького мальчика, которого в свое время отчислили из футбольной школы, удалось осуществиться лишь частично.
Лев Яшин не вышел на связь
Люди, сопровождавшие Элтона во все том же московском турне, свидетельствуют, что еще одна его мечта умерла в столице СССР.
Певец очень хотел встретиться с легендарным Львом Яшиным и даже (правда, с улыбкой) называл это главной целью своего приезда в Москву. Причем идеальным местом для рандеву должен был стать будущий олимпийский стадион в Лужниках.
Трудно сказать, почему Яшин отказался от встречи. Кто-то говорит, что он плохо себя чувствовал, кто-то — что был занят. Наиболее правдоподобной представляется еще более стандартная для того времени версия. Льву Ивановичу сообщили: «есть мнение», что кавалеру ордена Ленина, народному любимцу вряд ли стоит встречаться с шутом гороховым в клоунских нарядах (это они еще не знали про нестандартную сексуальную ориентацию британского гостя!).
До 1990 года, когда Михаил Горбачев принял рок-группу Scorpions, а Раиса Максимовна похвалила их хит «Wind Of Changes», оставалось десять долгих лет...
Не повезло Элтону и с Лужниками. Дабы избежать ажиотажа, его без особых объяснений привезли на «олимпийский» стадион... на Песчаную. Найдя какое-то хитрое обоснование отсутствию известной чаши для зажигания огня, сопровождающие лица предложили певцу сделать первый удар по мячу, а потом посмотреть очередную игру чемпионата СССР с участием ЦСКА. Но, судя по всему, Элтон уже настроился, несмотря ни на что, «оторваться по полной программе» Говорят, автор «Капитана фантазии» болел так, как будто ему предложили финальный матч чемпионата мира.
Во время своего второго приезда в Москву в прошлом году Элтон на стадион уже не просился.
У себя дома Элтон по-прежнему следит за главными футбольными событиями и даже иногда их комментирует. Вот, например, его высказывание, которое может заинтересовать некоторых бывших московских спартаковцев:
«Мне кажется, у многих наших звезд появились плохие советчики, которые ориентируют их исключительно на сверхгонорары. С их талантом надо играть в суперкомандах, таких как «Тоттенхэм», и не размениваться на сравнительно слабые клубы. Я не хочу никого обижать, но сам никогда бы не подписал контракт со средненькой студией звукозаписи даже за большие деньги. Мы находимся на таком уровне популярности, что надо думать все-таки о своем престиже. Доллары, фунты, лиры — это огромное искушение, но это ничто по сравнению с профессиональным ростом».
Ну чем не монолог Романцева... Не знаю, правда, что ответили на примерно такие же слова Олега Ивановича его бывшие подопечные.
А вот реакция известного легионера Пола Гаскойна обнародована: «Пой, Элтон. Мне нравится, как ты поешь».
Не знаю, изменится ли после таких высказываний Элтона Джона отношение к нему российских легионеров. Но вот то, что у наших футболистов есть все основания не любить другого легендарного британского певца и композитора, — это точно.
Почему? Достаточно вспомнить трагический для сборной содружества независимых государств день 18 июня 1992 года.
Тогда в шведском Норчепинге, будучи почти уверенными в успешном завершении группового турнира чемпионата Европы, мы вдруг потерпели сокрушительное поражение от шотландцев, которым эта победа по большому счету вообще была не нужна.
Ходило много слухов о том, что «волынщиков» якобы упросили лечь костьми голландцы и немцы, опасавшиеся, что в случае победы русские займут их место в следующем этапе ЕВРО—92. Говорили о предложенном «стимуле», даже называли конкретную сумму.
Так вот, смею утверждать, что дело совсем не в этом, или, если хотите, далеко не только в этом. Достоверно известно: накануне матча в лагере шотландской сборной, потерявшей уже все шансы на выход в полуфинал, появился Род Стюарт. С помощью голоса и гитары, при участии собственной жены он и течение полутора часов провел патриатическо-ностальгический концерт, подобный тем, с которыми Фрэнк Синатра выступал перед американскими солдатами во Вьетнаме. В итоге моральный дух футболистов был поднят на необыкновенную высоту, и на следующий день в ворота несчастного Димы Харина влетели три безответных мяча. Замечу попутно, что команда СНГ, в отличие от своей предшественницы — сборной СССР, — прилетела в Швецию без обычной группы «артистической поддержки». И, как выяснилось, зря...
Можно ли было после всего этого ожидать, что, отвечая на вопрос нашей музыкальной анкеты, Харин назовет Рода Стюарта в числе своих любимых исполнителей? Конечно, нет! Ностальгирующему сейчас в туманном Лондоне Дмитрию все больше нравится Юрий Лоза. Возможно, есть даже смысл пригласить Юрия с собой на наш «футбольный плот», который отправляется в Англию и который, смею надеяться, «вовсе не так уж плох».
Что же касается Рода Стюарта, то его футбольная деятельность, конечно, не ограничилось шведским концертом и выстуллением с песней «Handbags & Glad-rags» на церемонии жеребьевки чемпионата мира—94 в Лас-Вегасе. В последние годы он стал едва ли не талисманом сборной Шотландии. Перед Лас-Вегасом сам певец признался, что несколько раз отменял свои концерты не из-за болезни (как сообщалось в официальных пресс-релизах), а из-за того, что надо было идти на стадион.
Такого настоящего футбольного прошлого, как у Рода Стюарта, наверное, нет ни у одной рок-звезды. Шотландец по происхождению, выходец из бедной лондонской семьи (об этом, кстати, поется в «Handbags & Gladrags»), он предпринял четыре попытки выбиться в люди. Сначала Род попробовал строить заборы, потом — копать могилы. Затем пришла очередь футбола. В шестнадцатилетнем возрасте его взяли в столичный клуб «Брентфорд». Но разочарование наступило быстро: мизерная зарплата и необходимость мыть бутсы старшим игрокам сделали свое дело. Двух сезонов Стюарту хватило с лихвой, он бросил футбол и предпринял попытку номер четыре, о результате которой все прекрасно знают...
Что было до «We Will Rock You»?
Однажды Род Стюарт сказал, что мечтает сочинить гимн для болельщиков. Но сколько хитов вышло из-под его пера и пальцев за более чем тридцатилетнюю карьеру, а вот футбольная песня так и не получилась.
То, что не удалось Стюарту, великолепно сделали Queen. Их соло-гитарист Брайан Мэй сочинил песню, которую не только запели сами фанаты, но и стали использовать в качестве музыкального оформления организаторы спортивных соревнований. Речь, конечно же, идет о знаменитой «We Will Rock You».
«Песня не была задумана специально для футбольных или хоккейных матчей, — говорил лидер группы покойный Фредди Меркьюри. — Но так вышло, что болельщики ее подхватили, и пошло-поехало».
Не меньшим успехом у болельщиков продолжает пользоваться и выпущенная в 1977 году пафосно-объединяющая «We Are The Champions», написанная уже самим Меркьюри. Не смущает их даже откровенное признание Фредди: «По тексту это самая вызывающая и эгоистичная песня из всех, которые я сочинил».
Но, похоже, это именно то, чего ждали фанаты:
Забудь про неудачников,
Потому что мы — победители,
Мы — чемпионы мира!
Неужели опусы Queen были первыми футбольными гимнами? Конечно, нет. В 1968 году, когда Меркьюри, еще студент Илингского колледжа, безуспешно добивался места в группе Smile у... своих будущих партнеров Брайана Мэя и Роджера Тэйлора, мир восхищался только что выпущенным битловским мультфильмом «Yellow Submarine». Так вот одна из песен, исполненная «великолепной четверкой», с «желтой подводной лодки» мгновенно перенеслась на английские стадионы.
Забавная и доброжелательная «All Together Now» («Five, six, seven, eight, nine, ten — I love you»), написанная в стиле детской считалочки... Какое может быть сравнение с воинственной и почти кровожадной «We Will Rock You»! До, остается лишь с грустью констатировать, что в своем становлении футбольные фанаты стремительно прошли довольно длинный путь.
А как же битлы?
Не будем с натяжкой записывать The Beatles в большие любители футбола. И тащить Ринго Старра и К0 насильно в символическую мировую сборную «Старко». Хотя родившимся в Ливерпуле сам Бог велел заразиться лихорадкой под названием «Энфилд» или «Гудисон», а для битлов названия стадионов прежде всего ассоциировались с собственными концертами.
Тем не менее Джон, Пол, Джордж и Ринго в своих песнях как минимум два раза (поклонники группы, возможно, вспомнят и другие строчки) упоминали игру миллионов.
В знаменитой «Come Together» Леннон пропел о неком длинноволосом типе с выпученными глазами, что он не только «колется» кока-колой, но и натер себе пальцы, играя в футбол.
А в менее популярной «Dig it» с диско «Let It Ве» в один ряд с легендами эстрады Би Би Кингом и Дарис Дей битлы ставят легенду футбольную — Мэтта Басби. Об этом тренере клуба «Манчестер юнайтед» мы рассказали во втором выпуске «Матча».
Получив тяжелейшие травмы в мюнхенской авиакатастрофе 6 февраля 1958 года (погибли восемь игроков), он возродил команду и воспитал для британского мирового футбола Бобби Чарльтона, Денниса Лоу, Джорджа Беста.
Отборочный матч: Oasis против Blur
Впрочем, увлекшись битлами (что немудрено!), мы отвлеклись от гимнов. Если зрители сами превращают в них подходящие песни, то для футболистов — точнее, для целых команд — их пишут по заказу. Самый живой пример — регулярно появляющийся на нашем экране клип группы Status Quo, в котором музыканты Фрэнсиса Росси поют хором с Петером Шмейхелем и компанией из все того же «МЮ».
После записи Росси признался, что это была не только самая интересная и необычная, но и самая сложная робота в его жизни. «Футбол и пение, несомненно, разные вещи, — сказал он. — Ведь на поле эти ребята — такой прекрасный ансамбль...»
Гимн «МЮ» — один из достаточно свежих примеров. А еще до «Манчестера» победные песни записывали футболисты других клубов. В 1984 году «Ливерпуль» выиграл Кубок чемпионов, и его игроки сразу же напели целую пластинку под названием «We Are The Best» («Мы — лучшие»). Через год примеру ливерпульцев последовал победивший в Кубке обладателей кубков «Эвертон».
Соблазн музыкального сотрудничество с футбольными «звездами» велик — и вот уже среди певцов разворачивается настоящая борьба за право записать гимн для того или иного суперклуба.
А уж сочинить песню по заказу самой сборной Англии, да еще к финальному турниру чемпионата Европы — сами понимаете... Сейчас это право оспаривают две популярные британские группы — Oasis и Blur. Первые, кстати, болеют за «Манчестер сити», вторые — за «Челси» (а значит, имеют шанс потеснить бывшего футболиста Юрия Лозу в хит-параде Дмитрия Харина). Музыкальные аргументы обоих ансамблей достаточно весомы. Рок-критики даже предсказывают в этом «матче» ничью с выходом в свет двух вариантов гимна.
Но кто бы ни выиграл, английские болельщики и рок-фэны надеются, что у этой композиции (или композиций) будет более счастливая судьба, чем у песни «World In Motion», которую группа New Order сочинила для национальной сборной к чемпионату мира 1990 года в Италии. Впрочем, грустно шутят англичане, если музыкальный слух у форварда Джона Барнса был бы потоньше, исход послематчевых пенальти в полуфинале против сборной ФРГ, возможно, оказался бы другим...
Come together. Футбол и рок-н-ролл. Не зря же родились они на одной и той же британской земле. Посмотрите, они действительно идут если не рука об руку, то совсем рядом друг с другом. Come together. И оба — в одном направлении: к новым и новым вершинам совершенно фантастической, безудержной популярности.
«Мы более популярны, чем...» Наверное, не стоит богохульствовать вслед за Джоном Ленноном, но ведь он сам объяснил, что не хотел задеть ничьих чувств, а просто констатировал факт.
Уверен, среди наших читателей есть и меломаны. Напишите нам об интересных событиях, которые произошли с вами но стыке двух увлечений — футболом и музыкой. Сейчас мы, например, готовим к публикации рассказ человека, который играл в футбол с группой Scorpions. Как вы думаете, снимал ли Клаус Майне во время матча свою знаменитую кепку?
Когда этот материал уже был сдан в набор, из Англии пришло сообщение о том, что Элтон Джон приветствовал возвращение в «Уотфорд» тренера Грэма Тэйлора, который возглавлял команду с 1977 no 1987 год. Сам Элтон, хотя и продал «Уотфорд», ныне выступающий во втором дивизионе, остается почетным президентом клуба. Легендарный рок-певец пообещал Тэйлору снова вплотную замяться делами команды.