Три сухих мяча, которые увезли из негостеприимной Вены динамовцы Москвы, не только подвели черту под выступлениями наших клубов в еврокубках в сезоне 1995-1996 годов. Они четко обозначили место российских команд в европейский клубной табели о рангах — место, далекое от пьедестала.
Осенью 1995 года на старт в европейских кубковых турнирах вышли пять наших лучших клубов: «Спартак» (Москва) играл в Лиге чемпионов (эпопее спартаковцев посвящен отдельный материал), «Динамо» вступило в борьбу за Кубок кубков, а владикавказский «Спартак-Алания», волгоградский «Ротор» и столичный «Локомотив» — за Кубок УЕФА. За исключением динамовцев, жребий был суров к россиянам. Осетинский клуб уже в первом раунде принимал популярный «Ливерпуль», волжане — другую английскую команду, «Манчестер юнайтед», а железнодорожники отправились в Мюнхен в гости к не менее знаменитой «Баварии».
Владикавказцы, проиграв дома со счетом 1:2, в Ливерпуле довольствовались нулевой ничьей. Выбыл из турнира и «Локомотив», который после сенсационной победы над мюнхенцами 1:0 развалился дома — 0:5.
Удачливее был «Ротор», который после ничьей (0:0) смог сыграть в Манчестере 2:2 и за счет большего количества мячей, проведенных в гостях, прошел в 1/16 финала. На этой стадии жребий выбрал волгоградцам «Бордо», и, уже исходя из неутешительной статистики встреч советских (российских) команд с французами, можно было предположить, что этот барьер волжане не возьмут. Так и произошло: 1:2 — в гостях и 0:1 — дома.
Создавалось ощущение, что, вдоволь поиздевавшись над российскими клубами в Кубке УЕФА, жребий решил уберечь «Динамо» от сильных соперников. Ни ереванский «Арарат», ни чешский «Градец-Кралове», ни австрийский «Рапид» при всем желании нельзя отнести к грандам. И тем не менее москвичам пришлось затратить неимоверные усилия для того, чтобы добраться до четвертьфинала. В двух матчах одолели армянский клуб (3:1 и 1:0). Драматично сложилась дуэль с чехами, где только мастерство Андрея Сметанина, взявшего три послематчевых пенальти (в основное время было 1:0 в Москве и 0:1 — в гостях), проложило москвичам дорогу в весну. Что было в марте, помнят все: 0:1 — в Черкизове и 0:3 — на стадионе имени Эрнста Хаппеля.
Могли ли наши команды выступить лучше? Об этом я спросил у известного специалиста Владимира Салькова.
«Могли, — ответил он, — но только в том случае, если бы к нам был благосклонен жребий. Наш чемпионат несопоставим по уровню с чемпионатами главных футбольных держав. Поражение московского «Динамо» — ведущего, судя по месту в таблице российского первенства, клуба страны от средней по своим возможностям команды средней австрийской лиги — лишнее тому подтверждение. Убежден, что даже при удачном стечении обстоятельств далеко наши команды не прошли бы».
Что же мешает российским клубам порадовать болельщиков победой в одном из еврокубков? Попробуем разобраться на примере сезона 1995—1996 годов.
Опыт показывает, что успеха в Европе, как правило, добиваются коллоиды, демонстрирующие стабильную игру на протяжении нескольких сезонов. А ту же «Аланию» лихорадило (2-е место в 1992 году, 6-е — в 1993, 5-е — в 1994 году). Только на старте чемпионского года Валерию Газзаеву удалось собрать коллектив, способный решать большие задачи. Если этот состав удастся сохранить на протяжении еще года-двух (а потери ужа начались — уехал в Англию Михаил Кавелашвили), вот тогда можно надеяться на то, что владикавказцы пройдут несколько еврокубковых раундов.
Чуть стабильнее был «Локомотив» (соответственно 4-е, 5-е, 3-е места, в 1995 году — 2-е). Команда играет практически неизменным составом, и уже в преддверии этого сезона железнодорожников рассматривали как претендентов на «золото». Увы, своим стартом в марте они разочаровали.
«Ротор» и вовсе запорол прошлый сезон. Даже такой опытный наставник, как Виктор Прокопенко, не в состоянии добиться от своих подопечных стабильности: отличные игры чередуются с провалами. Этим летом волгоградцам придется пробиваться в еврокубки через сито Интертото, и нет никакой гарантии, что им это удастся.
Очевидно и другое. Наши клубы здорово отстают от своих соперников в вопросах комплектования Российские команды, считает Сальков, укомплектованы середняками Взять хотя бы полузащиту «Динамо». И Подпалый, и Кобелев, и Саматов — игроки среднего уровня. Да, за счет сверхусилий, самоотдачи они прошли армянский и чешский клубы. Но в тех матчах не было и попытки переиграть соперника. Помните, Бесков (в пору, когда он был главным тренером) пригласил в динамовскую полузащиту Смирнова и Добровольского. Сразу появился рисунок игры, возникла перспектива. А ушли они, и все исчезло.
— Так, может быть, отменить квоту на иностранцев, усилить российские клубы зарубежными, в масштабах СНГ, «звездами»?
— Действующая сейчас схема «три на поле, три в запасе» не нуждается в замене, — убежден Сальков. — Этого вполне достаточно для того, чтобы количество переросло в качество. Но где взять хороших игроков? Те же австрийцы покупают футболистов из сборных Болгарии, Чехии, Польши. У нас и такой возможности нет.
Понятно, что российские клубы, выступающие в еврокубках, могут найти сравнительно сильных футболистов только в ближнем зарубежье. Однако это исчерпаемый источник, который вот-вот иссякнет. В нынешнем году практически ни одного футболиста из лучших команд Украины (киевского «Динамо», «Днепра», «Шахтера») не появилось в составах клубов России. Растет, правда, белорусский легион, но лучшие из лучших (Белькевич, Хацкевич), зная себе цену, посматривают на Запад. А в Узбекистане, например, приняли государственную программу поддержки национального футбола, которая, в частности, предусматривает ограничение на миграцию талантливых игроков. Но исключено, что Пятницкий, Кечимов и новоиспеченный армеец Андрей Федоров будут последними узбекскими воспитанниками, которые успели уехать в Россию. Подозреваю, что совсем скоро за ведущих игроков Узбекистана в Ташкенте будут ломить такие деньги, что трансфер станет невыгодным для покупателя.
Представим на минуту, что дело Босмана победило и в России. Наши ведущие клубы пополнились лучшими футболистами СНГ. Гарантирует ли это европейский триумф? Отнюдь, поскольку опыт показывает, что даже при самом благоприятном раскладе — счастливый жребий, ослабленные травмами соперники, лояльные судьи — российские игроки умудряются сами создавать себе проблемы.
Вернемся к ответной игре с «Рапидом», которую «Динамо» начало совсем неплохо. И вдруг срыв Черышева, которого, видите ли, обидели тем, что блокировали, а арбитр не заметил. Почему Терехин бросился расквитаться с провокатором Йовановичем вместо того, чтобы, получив удар локтем в лицо, упасть на траву и вынудить судью показать красную карточку обидчику? Неужели он не знает, что профессиональный футбол соткан из таких маленьких хитростей и уловок, к которым прибегают все опытные команды?
Вспомним хотя бы инцидент 1993 года в матче «Антверпен» — «Спартак», когда пользующийся дурной репутацией Чернятински спровоцировал Андрея Иванова. Итог известен: в финал Кубка чемпионов вышли посредственные бельгийцы. А сколько пенальти заработал для своей команды Цымбаларь! Он поставил свой артистизм на службу клубу, и это приносит свои плоды.
Хромает не только дисциплина. Российским игрокам недостает элементарной концентрации, что, по мнению Салькова, проистекает от неумения футболистов самостоятельно готовиться. До 90-й минуты первого матча против «Бордо» у «Ротора» сохранялись отличные шансы на общий успех, так как счет в гостях был 1:1. Но тут начудил опытнейший Геращенко. Он вдруг словно впал в летаргический сон близ своей штрафной площадки, а когда проснулся и увидел, что мяч у него увели, не нашел ничего лучшего, как завалить обидчика. Да, он это сделал в полуметре от линии штрафной, но арбитр, естественно, указал на «точку». «При 1:1 у нас была бы одна игра дома, — сказал тренер волгоградцев Никитин. — Теперь это будет совсем другая игра». Нелепая ошибка перечеркнуло все.
Так что отложим наполеоновские планы на будущее. Сегодня нам остается одно: уповать на жребий.