«Эй, вратарь, готовься к бою, часовым ты поставлен у ворот...». Слова этой бессмертной песни Исаака Дунаевского известны каждому болельщику. И мало кто обращал внимание на тот факт, что герой фильма «Вратарь», где она звучит, сам же и нарушил «устав»: блестяще взяв пенальти, он пробросил себе мяч на ход и, легко обойдя остолбеневших «быков», дошел до штрафной соперника и забил победный гол. Создается впечатление, что лавры Антона Кандидова не дают покоя многим его современным коллегам.
Один из последних случаев произошел на 90-й минуте матча между олимпийскими сборными Мексики и Японии. При счете 0:1 голкипер Оскар Перес отправился к чужим воротам. После розыгрыша углового мяч отскочил к нему, и метров с 13 он технично подрезал его левой в «девятку».
В Южной Америке немало вратарей, не желающих торчать в своей штрафной, когда их команда проигрывает. Самыми экстравагантными представителями этого направления считают колумбийца Рене И гиту и вратаря национальной сборной Мексики Хорхе Кампоса. И гита не раз серьезно подводил своих товарищей неоправданными выходами из ворот — достаточно вспомнить, как он пустился обводить камерунца Роже Миллу в 1/8 финала чемпионата мира в Италии в 1990 году и в итоге пропустил решающий мяч. Несмотря на эти «издержки», он по-прежнему практикует дальние «походы», заставляя тренеров глотать валидол.
В консервативной Европе за такие авантюрные акции чересчур импульсивных стражей обычно лишают места в воротах, но не всех. В ответном матче Кубка УЕФА против волгоградского «Ротора» могучий датчанин Шмейхель огорчил своего визави Андрея Саморукова. Однако этот гол на последних секундах встречи не помог его клубу — «Манчестер юиайтед» выбыл из розыгрыша.
Наставники российских команд кандидовых тоже не жалуют. Вратарь «Спартака-Алании» Лаур Ханов как-то признался, что Газаев каждый раз дает ему нагоняй, когда на исходе неудачно складывающихся матчей он рвется к штрафной соперника. «Конечно, Валерий Георгиевич прав, — вздыхает Заур. — Ведь за мною «полоса пограничная идет».