Проблема исследования тактики, тактических способностей и тактической подготовки является одной из наиболее сложных в боксе.
Вопросы, связанные с эффективностью тактической подготовки, довольно многочисленны и сложны, так как исследуются такие стороны деятельности боксера, которые чрезвычайно трудно оценить количественно.
Кроме того, существует колоссальное количество факторов, влияющих на эффективность тактики и тактической подготовки боксера. Надо сказать, что до сих пор специалисты бокса не пришли к единому пониманию тактической грамотности и тактической неграмотности, тактической гибкости и тактического мышления и т. п. Видимо, именно поэтому данной проблеме уделяется так ма,ло внимания.
Тем не менее актуальность исследования тактической подготовки в боксе очевидна. Достаточно сказать, что чуть ли не половина советских боксеров потерпела поражения на XXI Олимпийских играх в Монреале из-за недостаточной тактической подготовленности или тактической неграмотности.
Цель тактической подготовки — это освоение технико-тактических действий, позволяющих вести бой с различными по манере боксерами, и развитие специальных физических и психических качеств, необходимых для успешной реализации этих действий.
Исследование тактики и эффективности тактической подготовки боксеров мы проводили в три этапа:
1) исследование тактической деятельности боксера с целью определения ее эффективности;
2) исследование факторов эффективности тактической деятельности боксера, относящихся к сфере интеллекта и определяющих тактические способности;
3) выявление средств и методов, обеспечивающих эффективность тактической подготовки.
Факторы эффективности тактической деятельности боксера, относящиеся к сфере интеллекта, исследовались у 180 спортсменов различной квалификации.
Так как тактические действия спортсмена являются выражением его тактического мышления и ряда психических качеств, определяющих тактические способности в сфере интеллекта, то с помощью простых, надежных и уже апробированных методик исследовались оперативная память боксеров, свойства внимания, быстрота и точность принятия решений, эвристическое мышление, а также способности к вероятному прогнозированию.
Самые высокие результаты как по точности, так и по быстроте решения всех тестов зарегистрированы у боксеров высшей спортивной квалификации. Самые низкие — у боксеров-новичков.
Различия среднеарифметических показателей по параметрам точности и быстроты между группами боксеров высшей и низшей квалификации достоверны при 5- и 1-процентном уровне значимости по критерию Ван-дер Ван-дера.
Так, среднее время решения теста на оперативную память у боксеров-юношей составляет 124,6 с, у боксеров I разряда — 115 с, у боксе-ров-мастеров и кандидатов в мастера спорта — 80,7 с. Самые высокие показатели выполнения данного теста отмечены у заслуженных мастеров спорта и мастеров спорта международного класса — 67,5 с.
При исследовании оперативной памяти регистрировались сбои в решении теста. Среди боксеров-юношей оказалось 28% сбившихся, у боксеров I разряда — 16%, у мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта — 4%, у боксеров высшей спортивной квалификации сбоев не отмечено.
Самые высокие показатели быстроты выполнения теста по принятию оперативных решений зарегистрированы у боксеров высшей спортивной квалификации — 5,96 с. Это на 5,98 с меньше, чем у боксеров-юношей, на 3,88 с меньше, чем у боксеров I разряда и на 1,44 с меньше, чем у мастеров и кандидатов в мастера спорта.
Боксеры-юноши и перворазрядники выполняют тест точнее, чем мастера и кандидаты в мастера спорта. Однако мастера и кандидаты в мастера спорта выполняют этот тест быстрее.
Эвристическое мышление исследовалось по тестам Г. Айзенка. Боксеры-юноши в этом исследовании не участвовали.
Самые высокие результаты как по точности, так и по быстроте решения тестов зарегистрированы у боксеров высшей спортивной квалификации (ошибка — 3,5, быстрота — 132,9 с). Кандидаты в мастера спорта справились с тестами за 147,8 с (ошибка — 4,8). Самые низкие результаты отмечены у боксеров I разряда: быстрота — 176 с, ошибка — 7,4.
Анализ данных, полученных в результате исследования свойств внимания, показал, что самые низкие параметры быстроты выполнения теста у боксеров-юношей — 179 с. В то же время показатели устойчивости внимания на 1,6 превышают эти показатели, зарегистрированные у боксеров I разряда. Однако перворазрядники на 24,4 с быстрее решают тест на внимание. Мастера и кандидаты в мастера спорта справились с тестом за 148,3 с (устойчивость внимания — 49,7). Самые высокие результаты по параметрам быстроты, и точности решения теста показаны боксерами высшей спортивной квалификации (соответственно — 130,2 с, 50,8).
Результаты исследования некоторых интеллектуальных функций показывают, что именно быстрота решения тестов характеризует спортивное мастерство боксера, его тактические способности, класс. Установлено, что юные боксеры уступают взрослым главным образом в быстроте выполнения операций. По параметру точности различия достоверны только в том случае, когда результаты юных боксеров сопоставляются с результатами, полученными у взрослых боксеров высокой квалификации. Результаты тестирования показали повышение уровня интеллектуальных функций боксеров с ростом их спортивного мастерства.
Типологические особенности мышления боксеров высшей спортивной квалификации — заслуженных мастеров спорта и мастеров спорта международного класса — исследовались по комплексной тестовой методике, включающей описанные выше тесты.
Проранжировав параметры быстроты и точности выполнения тестов, мы смогли разделить всех испытуемых на 4 типические группы, в которые вошли боксеры, решающие комплексную тестовую методику: 1) быстро — точно; 2) быстро — неточно; 3) точно — медленно и 4) неточно — медленно.
Конечно, все классификации мыслительных процессов не отражают в полной мере действительность. В жизни взаимоотношения между изменениями среды и принятыми человеком решениями настолько сложны, что никак не укладываются в определенные рамки, и, несомненно, механизмы мыслительных процессов боксеров' той или иной группы много сложней, чем описано. Поэтому можно говорить только о склонности к способам принятия решений.
Для оценки индивидуальных манер ведения боя исследуемых боксеров мы анализировали записи боев, киноматериалы и видеомагнитофонные записи.
Результаты анализа соревновательных поединков с целью выявления индивидуальных манер согласуются с делением боксеров на указанные выше группы в зависимости от соотношения быстроты и точности выполнения тестов и соответствуют оценкам экспертов.
В спортивных поединках представители 1-й группы способны быстро оценивать смену ситуаций в течение боя и оперативно принимать решения, причем решения, оптимальные для данной ситуации.
Результаты тестирования показали незаурядные способности этих боксеров к выбору оперативных решений. Высокие требования, предъявляемые современным боксом к оперативному мышлению, памяти, свойствам внимания, очевидны. Умение использовать слабые стороны и ошибки противника, предугадывать его действия и замыслы, навязывать свою манеру ведения боя, быстро перестраиваться в случае необходимости характеризует тактическое мастерство, тактические способности боксера.
Боксеры 2-й группы также способны быстро оценивать смену обстановки на ринге, однако они принимают решения порой не оптимальные для данной ситуации. К этой группе чаще всего относятся «темповики». Большое количество ударов, которые наносят они, не всегда тактически оправдано.
К 3-й группе относятся в основном боксеры, обладающие сильным нокаутирующим ударом и чаще всего одерживающие победы досрочно. Для них характерны действия по «жесткой» программе. Они как бы заранее нацелены на выполнение одного определенного приема. Недостатки этих спортсменов очевидны, а их достоинством можно назвать эффективную установку на предстоящую деятельность, облегчающую выполнение приема.
4-ю группу составляют боксеры, выполняющие тесты медленно и неточно. Эти спортсмены по манере ведения боя могут относиться как ко 2-й, так и к 3-й группе. Индивидуальный анализ показал, что сумма рангов этих боксеров по параметрам быстроты и точности выполнения тестов незначительно отличается от среднего ранга, который и служит критерием деления боксеров на группы.
Таким образом, из всего сказанного можно сделать следующее заключение.
1. Тестирование интеллектуальных качеств боксеров показало различие в параметрах быстроты и точности интеллектуальных операций в зависимости от онтогенетических факторов и спортивной квалификации. Установлено, что юные боксеры уступают взрослым главным образом по параметрам быстроты выполнения операций, причем наиболее значительно по быстроте оперативного мышления и оперативной памяти. По параметру точности различие достоверно только в том случае, когда результаты юных боксеров сопоставляются с результатами взрослых боксеров высшей квалификации.
2. Выявлены закономерные «скачки» в совершенствовании интеллектуальных качеств с ростом спортивного мастерства. Для быстроты и точности такой «скачок» наблюдается при достижении боксером высшего уровня спортивной подготовленности; для скорости восприятия и переработки информации — при достижении I разряда; для быстроты и точности эвристического мышления — при достижении уровня кандидата в мастера спорта и мастера спорта. Эти закономерности должны учитываться при анализе данных психодиагностики интеллектуальных качеств боксеров различной квалификации и различного возраста.
3. Ранжирование показателей тестирования позволяет определить интегральные показатели быстроты и точности выполнения интеллектуальных операций боксерами по суммарным ранговым оценкам. Испытуемые по данным тестирования объединяются в типические группы в зависимости от сочетания «быстрое — медленное», «точное — неточное» выполнение интеллектуальных операций.
4. Выявлена также тесная взаимосвязь между уровнем развития интеллектуальных функций боксера и его индивидуальной манерой ведения боя. Эта закономерность позволяет тренеру регулировать и выбирать индивидуальную линию тактической подготовки определенного боксера в соответствии с его интеллектуальной предрасположенностью к той или иной манере ведения боя.
Е. В. Калмыков, ГЦОЛИФК, А. В. Родионов, кандидат педагогических наук, ВНИИФК, Н. А. Худадов, кандидат педагогических наук, ВНИИФК.