Вся техника бокса представляет собой сложнокоординированные движения, успешное обучение которым играет решающую роль в становлении боксера.
Одним из недостатков существующей системы обучения (это относится, кстати, не только к боксу) является недостаточное использование психологических структур обучаемого. Это означает, что в формировании двигательных навыков сознание почти не участвует.
Но процесс формирования навыков и их использование — от начала до конца сознательный процесс, и навык, как бы глубоко он ни был автоматизирован, всегда остается сознательным (человеческим) действием (А. Ц. Пуни, 1959). Следовательно, обучение тому или иному движению будет успешным, только если учтены основные условия правильного формирования соответствующих умственных действий и понятий, которые являются основой правильного выполнения разучиваемого действия.
П. Я. Гальперин и его сотрудники, изучавшие формирование умственных действий, выявили некоторые закономерности этого сложного процесса. Именно опираясь на них, можно формировать умения и навыки с заданными свойствами более коротким путем.
Обучающийся, встречаясь с тем или иным новым заданием (упражнением), должен сориентироваться в нем, т. е. составить представление о последовательности действий, о том, что у него получится и т. д.
Но в некоторых случаях в силу того, что ориентировочная деятельность ученика не адекватна новому заданию, возникают неполные, недостаточно отчетливые представления, которые не могут служить средством для полноценного исполнения данного действия.
Традиционная система обучения в этом случае пользуется методом «проб и ошибок»: обучаемый пытается выполнить то или иное упражнение, а преподаватель корректирует его действия. На это уходит очень много времени, И в результате не всегда удается овладеть изучаемым движением.
В разработанной П. Я. Гальпериным теории поэтапного формирования умственных действий было показано, что всякое действие имеет две части: ориентировочную и исполнительную. «Ориентировочная часть представляет собой аппарат управления действием как процессом во внешней среде; исполнительная часть — реальное целенаправленное преобразование исходного материала или положения в заданный продукт или состояние». Важное значение в этой теории отводится ориентировочной основе действия, которая должна быть «материализована», т. е. теоретический материал должен быть особо расположен и включать различного рода схемы, чертежи и т. д.
Однако чтобы обучение на основе ориентиров полностью обеспечивало правильное выполнение действия, нужно не только построить систему ориентиров, но и довести ее до сознания обучаемого. Такое отражение объективных условий в голове обучаемого, превращение их в систему ориентиров, в полную и правильную ориентировочную основу его действия есть не одномоментный «зеркально-мертвый акт», а постепенно складывающийся продукт активной предметной деятельности обучаемого, направленной на выполнение ряда заданий этого рода в систематически меняющихся условиях. Задача эта решается путем систематической отработки объектов действия во внешней речи, во внутренней речи (П. Я. Гальперин, 3. А. Решетова, 1964).
Процесс обучения в боксе можно построить, основываясь на этой теории. Прежде всего должна быть разработана система ориентиров для всех разучиваемых атакующих и защитных действий. Для каждого приема разрабатывают соответствующие рабочие карточки, в которых описывается техника выполнения определенного элемента с указанием ориентировочных условий.
Приведем два примера рабочих карточек.
Рабочая карточка № 1 Боевая стойка
1) стоим прямо на носках под углом 45° к партнеру;
2) ноги на ширине плеч;
3) вес тела распределен на обе ноги;
4) голова опущена и приближена к левому плечу;
5) правая перчатка у подбородка, локоть прижат к туловищу;
6) левая рука впереди на расстоянии 20—30 см от плеча;
7) обе перчатки на одной прямой, параллельной земле.
Рабочая карточка № 2 Прямой удар правой в голову
Толчком носка правой ноги переносим вес тела на левую ногу, при этом:
1) пятка правой ноги поворачивается на 90°;
2) колено разворачивается внутрь;
3) бедро и плечевой пояс поворачиваются на 90°;
4) голова находится на уровне носка левой ноги;
5) подбородок закрыт правым плечом;
6) правая нога прямая;
7) туловище прямое;
8) левая перчатка у подбородка.
Методика проведения занятий следующая. Вначале преподаватель объясняет и показывает разучиваемый прием (это занимает 1—2 мин.). Затем обучаемые начинают работать в парах по карточкам, которые им раздают. При этом один из партнеров читает рабочую карточку и следит, правильно ли выполняет действие его товарищ по набору тех ориентировочных признаков, которые названы в карточке. Разучиваемый прием повторяется несколько раз, после Чего партнеры меняются ролями. Оба партнера должны отчетливо представлять себе все ориентировочные признаки приема и пытаться без карточки пересказать ее содержание, т. е. основные ориентиры и порядок действий.
На следующем занятии все обучаемые должны без рабочей карточки уверенно и четко проговорить содержание разучиваемого на предыдущем занятии приема. На этом занятии все обучаемые исполняют прием по разученному плану действий и ориентиров. Следующий прием разучивается также сначала по рабочим карточкам в парах до уровня уверенного про-говаривания, а на следующем занятии, до уровня уверенного исполнения этого действия.
Предварительно необходимо довести до сознания обучающихся саму методику обучения и обратить их внимание на этап, связанный с изучением рабочих карточек, так как некоторые пропускают важные моменты формирования уумственных действий по изучаемому приему, что отражается на качестве его исполнения.
Предложенная методика позволяет правильно выполнять прием буквально с первой самостоятельной попытки после того, как вся последовательность действий изучена по карточке, т. е. после того, как сформированы определенные умственные действия.
Например, через 1,5 месяца занятий выступающие в соревнованиях боксеры-студенты, обучающиеся по этой методике, из проведенных 15 боев выиграли 12. В конце первого года обучения, по мнению авторитетной комиссии, боксеры экспериментальной группы овладели техникой гораздо лучше, чем боксеры контрольной группы.
Бокс предъявляет многогранные требования к занимающимся этим видом спорта. Наряду с технической подготовкой необходимы тактическая и психологическая, а также определенный уровень развития физических качеств и т. д. Предлагаемая методика позволяет формировать все эти стороны спортивной деятельности боксера.
Безусловно, нужна еще большая научная и методическая работа по определению конкретных требований к той или иной стороне спортивной деятельности боксера и, самое главное, набора ориентировочных признаков, позволяющих формировать то или иное качество боксера в нужном направлении.
Е. Н. Богоявленский, кандидат биологических наук, Н. Н. Нечаев, кандидат психологических наук.