Методика комплексного педагогического контроля за студентами-боксерами и результаты ее экспериментальной проверки.
Для повышения эффективности управления учебно-тренировочным процессом студентов-боксеров целесообразно применять методику комплексного педагогического контроля, основанную на определении функционального состояния сердечно-сосудистой системы как основной функциональной системы, характеризующей общее состояние организма.
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определяется по данным баллисто-кардиографического обследования, педагогических наблюдений и самооценок, причем основным методом комплексного контроля является метод баллистокардиографии (БКГ).
Педагогический контроль проводится следующим образом. Баллистокардиограммы регистрируются у каждого занимающегося непосредственно перед тренировкой и через 24 ч после нее. Поскольку методика основана на снятии баллистокардиограмм в покое, то боксеры отдыхают не менее 2—3 мин непосредственно перед их регистрацией. В это время, как правило, спортсмены заносят в регистрационный журнал субъективную оценку самочувствия и другие необходимые для контроля данные.
Для определения исходного функционального состояния сердечно-сосудистой системы боксеров перед тренировкой проводится визуальный анализ снятой БКГ-криво» путем сравнения ее с нормальной БКГ-кривой, индивидуальной для каждого занимающегося. При этом учитывается каждая из форм отклонений БКГ-показателей от нормы. Наибольшее внимание обращается на: длительность сердечного цикла, высоту волн, степень отклонения по классификации Брауна, общее соответствие формы БКГ-кривой норме.
При наличии какого-либо отклонения БКГ-кривой от нормы анализируются субъективные данные, занесенные в регистрационный журнал. Если этого недостаточно, причины нарушения функционального состояния выясняются в беседе с обследуемым. В случаях, когда функциональное состояние сердечно-сосудистой системы нарушается из-за перетренировки, перенапряжения, переутомления и различных заболеваний, студенты освобождаются от тренировочных занятий. При небольших отклонениях БКГ-кривой от нормы боксеры допускаются к тренировке. В этом случае педагог постоянно наблюдает за ними: после отдельных частей
тренировки измеряет пульс, спрашивает о самочувствии, о желании тренироваться. Если ЧСС резко увеличивается, возникают жалобы на плохое самочувствие, нежелание тренироваться, студент освобождается от дальнейших тренировочных занятий.
Норма, необходимая для проведения оперативного морфологического анализа баллисто-кардиограмм, устанавливается индивидуально для каждого занимающегося на основе 5—8 баллистокардиограмм.
Если баллистокардиограммы регистрируются впервые, т. е. нет еще эталона нормальной БКГ-кривой данного спортсмена, необходимо исходить из классической нормальной БКГ-кривой. Важными факторами в данном случае являются также субъективные оценки самого спортсмена, его желание тренироваться и результаты наблюдений преподавателя.
За эталон нормы принимается БКГ-кривая, не имеющая по форме отклонений от классической БКГ. Индивидуальные особенности БКГ спортсменов выражены, как правило, в высоте волн и продолжительности сердечного цикла.
Важное значение в планировании тренировочного процесса имеет определение влияния предыдущей нагрузки на функциональное состояние боксеров.
Критериями оценки влияния тренировочной нагрузки на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы являются варианты изменений показателей БКГ, снятых непосредственно перед тренировкой и через 24 ч после нее.
Когда при увеличении длительности сердечного цикла высота систолических волн увеличивается (I вариант изменений БКГ-показателей), можно считать, что величина тренировочной нагрузки была адекватна функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы, т. е. организм занимающегося полностью восстановился после проведенной тренировки, а следовательно, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы спортсмена улучшилось.
Когда при увеличении длительности сердечного цикла высота волн уменьшается (II вариант), также можно считать, что тренировочная нагрузка была адекватна функциональному состоянию, однако в этом случае организм работал с напряжением. Поэтому интенсивность следующей тренировки должна быть меньшей, а ее продолжительность — такой же, как продолжительность предыдущей.
III вариант изменений БКГ-показателей, когда длительность сердечного цикла уменьшается, а высота волн увеличивается, характеризует напряженную работу сердечно-сосудистой системы. При III варианте изменений БКГ-показателей особенно внимательно контролируются тренировочные нагрузки. Хорошо, если боксеры переключаются на спортивные игры, вызывающие у них положительные эмоции.
IV вариант изменений БКГ-показателей, когда одновременно уменьшаются длительность сердечного цикла и высота волн, показывает, что тренировочная нагрузка была чрезмерно большой и спортсмен не восстановился после нее. При этом варианте изменений БКГ-показателей студенты-боксеры освобождаются от тренировочных занятий. Если подобное состояние сохраняется 2—3 дня, спортсменов направляют во врачебно-физкультурный кабинет.
Текущий контроль можно осуществлять за всей группой спортсменов одновременно, поскольку на снятие и анализ одной БКГ затрачивается не более 1—2 мин. Можно осуществлять и выборочный контроль. Особенно важен текущий контроль за состоянием сердечно-сосудистой системы студентов-боксеров при подготовке к соревнованиям, после большого перерыва в тренировках, во время зачетно-экзаменационной сессии, после болезни. Именно в эти периоды наиболее часты случаи перенапряжения, переутомления. Зная эталон нормы БКГ-кривой, можно проводить и поэтапный контроль.
Эксперимент по проверке эффективности управления учебно-тренировочным процессом на основе разработанной методики комплексного педагогического контроля за функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы студентов, занимающихся боксом, проводился в естественных условиях учебно-тренировочного процесса на протяжении одного учебного года. Занимающиеся были разбиты на две однородные по уровню физического развития, физической подготовленности и данным педагогического наблюдения группы. Количество исследуемых в группах, их возраст и квалификация были одинаковыми.
За студентами экспериментальной группы осуществлялся педагогический контроль в точном соответствии с изложенной выше методикой. Регистрация БКГ-кривых и запись в соответствующем журнале субъективных данных проводились перед началом каждого учебнотренировочного занятия в обеих группах. Однако данные результатов анализа физиологических методов и педагогических наблюдений использовались для управления тренировочным процессом боксеров только экспериментальной группы. Занятия в контрольной группе проводились по общепринятой методике, т. е. без учета результатов баллистокардиографического обследования.
В период эксперимента тренировочный процесс планировался строго индивидуально для каждого исследуемого экспериментальной группы. Учебно-тренировочные занятия в группах строились по одному плану.
Сравнивая предлагаемую нами и традиционную методику педагогического контроля, мы исходили из предположения, что критерий для их сопоставления может быть получен при повседневном определении текущего функционального состояния сердечно-сосудистой системы спортсменов. В этом случае, сопоставляя динамику изменений текущего состояния, можно было бы получить определенную информацию о преимуществе предлагаемой методики комплексного педагогического контроля. Кроме того, о ее преимуществе можно судить с определенной степенью достоверности по спортивным достижениям испытуемых, по посещаемости занятий и успеваемости.
Результаты эксперимента показали, что количество случаев перенапряжения, перетренированности в контрольной группе в 3,5 раза больше, чем в экспериментальной.
Меньшее количество случаев перенапряжения, перетренированности в экспериментальной группе можно объяснить тем, что метод БКГ позволяет выявлять ранние стадии перенапряжения, т. е. дает преподавателю информацию о необходимости своевременной корректировки физической нагрузки. Контроль, основанный только на субъективных наблюдениях педагога и данных самоконтроля испытуемых, не всегда дает такие результаты.
Вид корректировки учебно-тренировочного процесса зависит от степени отклонения БКГ-кривой от нормы и данных самоконтроля.
Результаты эксперимента показали, что предложенная методика позволяет практически исключить случаи физического перенапряжения, перетренированности, выявлять ранние стадии заболеваний. В результате улучшается здоровье студентов, повышается их успеваемость и спортивная квалификация.
Н. А. Подрезов, мастер спорта СССР, МВТУ им. Баумана.