В 1975 г. вышло в свет новое положение о детско-юношеской спортивной школе, согласно которому в группы начальной подготовки по боксу начали принимать подростков с 12 лет. Так как раньше в ДЮСШ занимались с 14 лет, то естественно, что при переходе к занятиям с новой возрастной группой (12—14 лет) тренеры-практики столкнулись с целым рядом организационно-методических проблем, которые не решены до сегодняшнего дня. До сих пор вопросы содержания, объема, форм, средств, методики занятий с 12—14-летними подростками в группах начальной подготовки ДЮСШ не получили научного обоснования. О необходимости методического обоснования начальной подготовки юных боксеров в ДЮСШ говорят следующие данные:
1) успехи в боксе зависят от правильного первоначального обучения. 16,8% травм в боксе вызваны недостатками в методике обучения и организации занятий. При методически правильной организации занятий травматизм в боксе можно свести к минимуму (М. Б. Казаков, 1957);
2) в возрасте 12—14 лет активно развивается или заканчивает свое развитие целый ряд жизненно важных функций организма. В 12— 14 лет наиболее интенсивно развиваются скоростные качества, улучшается латентный период реакции и способность к проявлению максимальной быстроты, возрастает скорость одиночного движения и точность движений, частота движений с минимальной амплитудой. Отмечается интенсивный рост прыгучести, увеличение мышечной массы, пространственной точности и координации движений. Завершается развитие двигательного анализатора (В. С. Фарфель, 1959; А. В. Коробков, 1962; В. П. Филин, 1974). Методически правильное и педагогически целесообразное построение занятий в этом возрасте влияет не только на окончательный уровень развития перечисленных выше качеств, но и во многом определяет будущую работоспособность, здоровье, общественную активность человека;
3) на 1—2-м году занятий боксом происходит наибольший отсев из ДЮСШ. Основная причина этого — различные недостатки в методике обучения и воспитания 12—14-летних подростков.
Мы предприняли попытку методически обосновать основные разделы начальной подготовки боксеров в ДЮСШ.
Планируя работу групп начальной подготовки по. боксу, тренер должен учитывать физиологические изменения, происходящие в организме 12—14-летнего подростка.
Определяя объем и интенсивность тренировочной нагрузки, тренер должен следить, чтобы занятия не перегружали, нервную систему, способствовали эмоциональному, активному отдыху. Физиологическая кривая нагрузки должна возрастать постепенно и последовательно. Особенно важно постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки. Дети лучше переносят более разнообразные по содержанию и кратковременные нагрузки. Надо учитывать, что при скоростных нагрузках, а также при непродолжительных и индивидуализированных силовых упражнениях и статических усилиях (соответствующих уровню развития) подростки 12—14 лег восстанавливаются быстрее, чем взрослые. После продолжительных нагрузок на выносливость и неиндивидуализированных нагрузок восстановление у подростков происходит медленнее.
Кроме того, подростки уступают взрослым в способности удерживать первоначальную скорость восстановительных процессов. При дозировании тренировочных нагрузок необходимо учитывать последствия тренировочных занятий. Кроме таких показателей, как ЧСС, готовность к повторной нагрузке, необходимо определять показатели легочной вентиляции и потребления кислорода. Наиболее оптимальными являются нагрузки, через 24 ч после которых наблюдается полное восстановление спортивной работоспособности. Определено, что начальная нагрузка, составляющая 50% максимальной, положительно воздействует на 12-летних боксеров при условии применения ее в течение целой недели.
При этом необходимо учитывать не только степень трудности упражнений, но и возможности восполнения энергетических затрат. Поэтому тренировка должна производиться с нагрузкой переменной интенсивности. Целесообразно повышать тренировочные нагрузки не по прямой, а волнообразно, чередуя большие нагрузки с малыми и средними. Короткие частые перерывы в занятиях более выгодны, чем редкие длинные. У подростков при неутомительной мышечной деятельности активный отдых может быть действеннее, чем у взрослых. Во время занятий особое внимание должно быть уделено подросткам с диспропорцией в развитии морфологической структуры организма, в индивидуальных темпах полового созревания и с менее совершенной адаптацией к гипоксии. Для этих категорий подростков должен быть обеспечен строгий врачебный контроль.
Основное направление в работе с группами начальной подготовки
Доказано, что учащиеся с более высокими комплексными показателями быстрее овладевают специфическими знаниями, умениями и навыками. Поэтому комплексный метод развития физических качеств более выгоден на этапе начальной подготовки. На этом этапе тренировка должна обеспечивать главным образом разностороннюю физическую подготовку, способствовать овладению основами техники бокса, а также основами техники физических упражнений. Для этого используются различные виды спорта, подвижные игры и комплексы специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие физических качеств, имеющих важное значение для совершенствования в избранном виде спорта. Тренировка должна строиться на основе всесторонности и многоборности.
Основные цели и задачи этапа начальной подготовки
1) физическая подготовка;
2) специально-двигательная подготовка;
3) обучение основам техники вида спорта.
Для подростков будущие цели кажутся далекими и ссылки на них слабо стимулируют активность занимающихся. Поэтому наряду с общей целью необходимо ставить конкретные, ближайшие цели, реальность достижения которых очевидна. На этапе начальной подготовки основное направление — всесторонняя физическая подготовка, овладение основами избранного вида спорта и других физических упражнений. Разносторонняя тренировка, способствующая увеличению быстроты, силы, выносливости, дает больший эффект, чем тренировка, направленная на воспитание только одного физического качества.
Основные задачи 1-го года обучения в ДЮСШ
1) развитие быстроты с помощью средств, стимулирующих повышение частоты и скорости движения;
2) развитие способности к проявлению максимальной быстроты;
3) совершенствование координационных способностей, двигательных умений и навыков;
4) изучение основ техники и тактики бокса.
Основные задачи 2-го года обучения
1) развитие быстроты с помощью средств, направленных на развитие скоростно-силовых качеств и мышечной силы;
2) совершенствование латентного периода реакции, скорости одиночного движения, точности движения, управления временем движения;
3) развитие координационных способностей, двигательных умений и навыков;
4) изучение техники и тактики бокса.
Кроме решения основных задач при работе с начинающими необходимо развивать чувства темпа и амплитуды движений, степени напряжения и расслабления мышц, чувства времени и пространства, равновесия.
Основные средства
Программа занятий с 12—14-летними боксерами включает спортивные игры, упражнения для развития силы, гибкости, разнообразные прыжки, гимнастику, бег с высокого и низкого старта. Общая физическая подготовка (ОФП) на 1-м году обучения составляет 70% общего объема тренировочной нагрузки, а на долю специальной физической и технико-тактической подготовки (СФП и ТТП) отводится 30% общего объема тренировочной нагрузки. 50% времени ОФП посвящается развитию быстроты, 25%—силы и 25%—выносливости.
На 2-м году занятий 60% общего объема тренировочной нагрузки отводится на ОФП и 40% на СФП и ТТП. Соотношение средств ОФП остается прежним. В первые два года занятий тренировка строится по типу подготовительного периода с применением широкого круга средств, форм и методов в микро- и макроциклах.
Методика развития отдельных качеств
Развитие быстроты. В развитии быстроты основной фактор — скорость выполнения движений. Основной метод — предельно быстрое выполнение скоростных упражнений. В 8—12 лет повышение максимальной скорости обусловлено главным образом возрастанием частоты движений. Частота движений увеличивается при сочетании максимально быстрой работы без отягощения с силовыми упражнениями динамического характера. У детей после индивидуализированных нагрузок на быстроту восстановление происходит быстрее, чем у взрослых.
Основное средство развития быстроты в этом возрасте — бег. Постепенно необходимо переходить к упражнениям, воздействующим но отдельные группы мышц. При повышении скорости целостного движения рекомендуются упражнения с предельной и околопредельной быстротой (бег на короткие дистанции, бег на месте в упоре, бег с форой, ускорения, переход от семенящего бега к ускорениям, бег по инерции, бег с низкого и высокого старта, бег с хода на дистанцию 20—30 м). Для улучшения двигательной реакции рекомендуются упражнения, требующие мгновенной реакции на сигнал или изменение ситуации.
Для развития быстроты следует использовать также средства и методы для развития скоростно-силовых качеств и мышечной силы, так как в 13—15 лет скорость повышается за счет развития скоростно-силовых и силовых качеств, На этапе начальной подготовки скоростно-силовая и силовая подготовка должны соотноситься как 7:3. Основной метод — повторное выполнение скоростно-силового упражнения без отягощения, с малым и средним отягощением.
В процессе скоростно-силовой подготовки упражнения следует выполнять повторно в виде серий (поточным методом). Одно из основных средств — прыжок в глубину с последующим отскоком — создает наиболее эффективные условия для развития скоростно-силовых качеств спортсменов. Наряду с этим для совершенствования скоростно-силовых качеств применяются упражнения на преодоление собственного веса и веса партнера, упражнения с набивными мячами (до 5 кг), мешками с песком, с грифом штанги (до 20 кг) Упражнения выполняются сериями (2—3) по 5—10 повторений в умеренном и быстром темпе. Типичные скоростно-силовые упражнения — прыжки, метания, удары.
Развитие прыгучести
Прыгучесть — комплексное качество, характеризующее способность к мгновенному нервно-мышечному усилию «взрывного» характера. Совершенствование прыгучести происходит в том случае, если силу и быстроту развивают параллельно.
Для повышения скорости одиночного движения используются скоростно-силовые упражнения. Основной метод — повторно-прогрессирующий (преодоление непредельных отягощений с предельной скоростью).
Для воспитания быстроты движений и двигательной реакции применяются спринтерский бег и тренировочные разновидности спортивных игр. Кроме того, используются средства, которые избирательно воздействуют на отдельные факторы, определяющие скорость движения (динамическую силу, координацию движений и т. д.). При развитии быстроты и прыгучести у начинающих большой эффект дают соревновательный и игровой методы. Причем во избежание стабилизации скорости нужно не торопиться с узкой специализацией, а проводить предварительную всестороннюю физическую подготовку с акцентом на скоростно-силовых упражнениях. Скоростные упражнения необходимо применять не в стандартных положениях, а в вариативных ситуациях и формах (подвижные и спортивные игры, игры и упражнения на местности и т. п.). Внешне выраженное снижение скорости служит сигналом к прекращению упражнения.
В интервалах между упражнениями по развитию быстроты используется активный отдых (ходьба, имитация движений и т. п.). На этапе начальной подготовки наилучший эффект дают общеразвивающие скоростно-силовые упражнения.
Развитие силы
Для развития силы применяются скоростно-силовые упражнения, в целом воздействующие на организм. Начальный вес отягощений — 1,5 кг. Вес отягощения в том или ином упражнении подбирается так, чтобы спортсмен мог поднять его 15—20 раз. К 13— 14 годам вес отягощений можно довести до 3U веса боксера. В качестве отягощений применяются гантели, набивные мячи, амортизаторы. В боксе необходимо развивать силу сгибателей-разгибателей стопы, коленного и локтевого суставов. В тренировке новичков целесообразно применять отягощения 35—65% максимальной силы.
Наиболее эффективными для воспитания силы являются динамические упражнения с малыми и средними отягощениями. На первых порах воспитание силы почти не зависит от внешнего сопротивления: лишь бы оно превосходило определенный минимум (35—40% максимальной силы). Основной метод — повторный. Упражнения на силу идут в начале основной части занятия вслед за упражнениями на быстроту. В качестве активного отдыха применяют ходьбу, упражнения на растягивание и расслабление, а также висы. При пассивном отдыхе лучше всего лежать на спине с поднятыми вверх расслабленными ногами. Целесообразно выполнять неизменный комплекс силовых упражнений довольно длительное время, варьируя лишь величину отягощений и число повторений. Комплекс сменяют 1 раз в 2—6 недель. У начинающих 3 занятия в неделю силовыми упражнениями дают наилучший эффект. Упражнения, воздействующие на отдельные группы мышц, можно применять чаще. Основные средства для развития силы: упражнения со штангой, спортивно-вспомогательная гимнастика с отягощениями и сопротивлением.
Развитие выносливости
Для развития выносливости у 12-летних боксеров используют медленный бег продолжительностью 2—8 мин. Постепенно продолжительность бега умеренной интенсивности доводится до 30 мин. Для развития выносливости рекомендуется также бег со скоростью 50—60% максимальной скорости на 30 м с ходу. Такая умеренная нагрузка способствует развитию общей выносливости.
Для развития выносливости применяются игры с высокими требованиями к координации движений, элементы спортивной гимнастики, акробатики. Воспитание выносливости осуществляется параллельно с воспитанием волевых качеств (трудолюбия, готовности переносить большие нагрузки, ощущение утомления). Основной метод: равномерное непрерывное упражнение. Для воспитания общей выносливости наиболее оптимальны бег умеренной и переменной интенсивности, лыжные кроссы и т. п.
Развитие координации движений
Основной путь в развитии координационных способностей — овладение разнообразными двигательными умениями и навыками. Обогащение двигательными навыками должно происходить непрерывно. Если на каком-то этапе тренировок не запланировано овладение новыми движениями, то и тогда необходимо время от времени предлагать занимающимся выполнить неизвестные упражнения. Такие упражнения не обязательно выучивать в совершенстве. В тренировки их включают в день, отведенный для активного отдыха. Применяются также упражнения, в которых требуется мгновенное реагирование на внезапно меняющуюся обстановку. Упражнения для развития координационных способностей выполняются, когда обучающийся не утомлен, с интервалами отдыха, позволяющими относительно полно восстановиться.