Использование занятий по боксу в качестве средства воспитания и перевоспитания школьников является весьма перспективным. Это вызвано в первую очередь тем, что занятия этим видом спорта (особенно на начальном этапе) привлекают многих подростков, в частности педагогически запущенных. Так, массовое обследование педагогически запущенных подростков показало, что 54% из них хотели бы заниматься боксом, а 36% уже начинали заниматься им.
Помимо этого, занятия боксом становятся для большинства подростков с каждым годом более доступными, так как уже сейчас кроме существующих групп в ДЮСШ при спортивных обществах и районо создано (и создается) множество секций на базах общеобразовательных школ и ЖЭКов. Эти секции, как показала наша многолетняя опытно-экспериментальная работа, наиболее подходят для вовлечения педагогически запущенных подростков в занятия спортом.
Работа по вовлечению педагогически запущенных подростков в подобные секции проводится во многих городах. Однако ее изучение и анализ показывают, что она не дает ожидаемого результата: многие школьники, посетив 3—5 занятий, покидают секции, а некоторые так и не осмеливаются ни разу войти в зал.
В чем же дело? Вероятно, существующие отклонения в нравственном, волевом (а в некоторых случаях и в физическом) развитии у этой категории школьников требуют определенной специфики учебно-тренировочной и воспитательной работы с ними в спортивной секции.
Эффективность воспитательной работы с учащимися зависит от многих компонентов, из которых главные:
наличие интереса и положительных мотивов у школьников к деятельности на начальном этапе обучения, увлечения и склонностей — в последующем;
проведение учебно-воспитательной работы с учетом общих, групповых и индивидуальных особенностей занимающихся.
Все изложенное выше побудило нас провести исследование, в котором необходимо было:
1. Выявить у педагогически запущенных подростков отклонения в нравственном, волевом и физическом развитии.
2. Определить содержание и методику проведения учебно-тренировочных занятий по боксу с ними.
Исследования и многолетняя опытно-экспериментальная работа проводились в секции бокса ДЮСШ при вузе (первый этап) и в секции бокса на базе общеобразовательной школы (второй этап). В обоих случаях исследовались 2 группы по 12—13 человек.
Психолого-педагогическое и врачебно-педагогическое обследование 53 подростков экспериментальных групп1 позволило нам установить, что педагогическая запущенность этих школьников проявляется в нравственной невоспитанности, отклонениях в волевом и физическом развитии.
Так как задача нравственного перевоспитания подростков была основой нашего исследования, из всего комплекса выявленных особенностей мы вычленили и сгруппировали отрицательные моральные качества. К собственно отрицательным моральным качествам мы отнесли индивидуализм, эгоизм, нечестность, лживость, нескромность, неумение контролировать свои поступки, удерживать себя от дурных привычек и поступков (сквернословить, курить, употреблять алкогольные напитки и др.); к отрицательным морально-деловым качествам — леность, бесхозяйственность, отсутствие старательности и деловитости; к морально-характерологическим (включая и морально-волевые) — отсутствие настойчивости, упорства, целеустремленности и инициативности; к морально-биологическим — нечистоплотность, отсутствие навыков личной и общественной гигиены, выносливости в труде.
Врачебно-педагогическое обследование подростков экспериментальных групп показало, что у половины из них физическое развитие не соответствовало норме: у 31% подростков в первой группе и у 72% во второй оно было ниже нормы и характеризовалось слабым развитием костно-мышечной системы (у 52%) и как следствие — пониженной мышечной работоспособностью (у 61%). У некоторых школьников полностью отсутствовали элементарные спортивные навыки и умения, наблюдались двигательная расторможенность, нарушение координации движений.
Было установлено, что основными мотивами прихода таких подростков в секции бокса являются: большое желание научиться боксировать, испытать ощущение захватывающей спортивной борьбы на ринге и стремление воспитать в себе физические и волевые качества, которые позволили бы им постоять за себя в кругу сверстников. И лишь у некоторых подростков мотивом прихода в секцию было стремление не отстать от своих уже занимающихся друзей.
Подобные мотивы характерны вообще для многих подростков, и тем более для педагогически запущенных, так как большинство из них мечтают стать сильными и волевыми, испытать себя в острых ситуациях. Тренировочные занятия по боксу и поединки на ринге в какой-то степени позволяют осуществить эту мечту — ведь в них концентрируется напряженность, острота, драматичность развивающихся столкновений, поединки — это конфликты, единоборство двух личностей. В то же время они дают возможность, сохраняя интерес к физическим упражнениям, вовлекать подростков в активные занятия спортом, в коллектив, где появляется и другая возможность — воспитывать у них не только физические и волевые, но и многие нравственные качества.
Не последнее место (особенно в начальном периоде) среди мотивов поступления в секцию бокса занимает стремление этой категории подростков «поправить» свою жизненную позицию в коллективе сверстников. Осуществление этого желания во многом зависит от воспитательной работы с ними в секции. Уже на первых занятиях мы разъясняли воспитанникам, как необходимо держаться в кругу сверстников, учили их, как правильно отвечать или поступать в той или иной ситуации.
Многолетняя работа показала, что реальные результаты морально-волевого воспитания и перевоспитания школьников в период их активной спортивной деятельности можно получить лишь в том случае, когда за основу берется не Физическое, а нравственное воспитание, прежде всего, когда активно воздействуют на моральные качества воспитанника. Физическое воспитание в этом случае способствует моральному и волевому становлению личности подростка. Такой подход основан на взаимосвязи физического, волевого и нравственного развития.
Необходимыми условиями успеха являются: длительность, непрерывность и систематичность педагогических воздействий на школьников в условиях спортивной секции с учетом общих, групповых и индивидуальных способностей. Как показала практика, наиболее рациональный срок воспитания и перевоспитания подростков — три года; работа должна не прерываться и в летнее время (на первом году обучения в спортивно-оздоровительном лагере, на втором и третьем годах — в спортивно-трудовых лагерях); кроме того, работу необходимо строго планировать.
Говоря о систематичности процесса воспитания и перевоспитания подростков в условиях спортивной секции, следует учитывать, что этот процесс реализуется:
а) в специфичности средств и способов вовлечения подростков в секцию бокса;
б) в проведении учебно-тренировочных занятий по специально разработанному плану с учетом особенностей занимающихся;
в) в организации спортивной и общественно полезной работы подростков в секции бокса;
г) в организации спортивно-оздоровительной и спортивно-трудовой работы в спортивно-оздоровительном и спортивно-трудовом лагерях;
д) в определении склонностей подростков и последующем воспитании в них положительных интересов.
В статье невозможно подробно рассказать об учебной и воспитательной работе, поэтому мы рассмотрим лишь некоторые методические приемы, которые использовались нами в секции бокса.
Учебно-тренировочные занятия с подростками в спортивном зале характеризовались: во-первых, предельной насыщенностью общеразвивающих и эмоциональных упражнений с обязательным включением упражнений гантельной и корригирующей гимнастики (в особенности на первом году); во-вторых, беседами, разъяснениями, убеждениями, которые касались вопросов развития и воспитания нравственных, волевых и физических качеств личности; в-третьих, специфичностью содержания занятий по боксу на первом году обучения; в-четвертых, обязательным вовлечением подростков в активную общественную работу секции.
Следует отметить, что проведение учебно-тренировочных занятий с педагогически запущенными подростками (особенно в первый период обучения) требует от тренера-педагога не только знаний в области физической культуры и спорта и незаурядного педагогического мастерства. но и предельной выдержки, умения переносить большие нервные напряжения. Поэтому, чтобы избежать срывов, на первом этапе каждое учебно-тренировочное занятие проводили три-четыре тренера (из них один-два были общественниками), на втором — два тренера. В каждом случае один — старший тренер — руководил всем учебно-воспитательным процессом.
Большинство физических упражнений, включенных в учебно-тренировочные занятия в зале я п спортивных лагерях, носили спортивно-игровой характер, так как анализ социальной сущности групповых игровых упражнений (игр) показывает, какое большое воспитательное значение имеют подобного рода физические упражнения. Они (при использовании определенных методических приемов) дают возможность воспитать у подростков коллективизм, честность и сдержанность в поступках, трудолюбие и уважение к сверстникам.
Как известно, в любом детском коллективе встречаются большие или меньшие коллективисты, более или менее честные, трудолюбивые. Эту разницу в характерах мы использовали в нашей работе. Так, чтобы игровые упражнения воздействовали на такие черты характера, как эгоизм или индивидуализм, отрицательное отношение к коллективной трудовой деятельности. мы, составляя команды для игр (подвижных или спортивных), ставили подростков с такими чертами характера вместе с теми товарищами по секции, которые были коллективистами и пользовались уважением сверстников. В игровых ситуациях под воздействием этих ребят и тренера подростки включались в коллективные игровые действия, которые через некоторое время становились для них привычными. а дела команды — обязательными. В дальнейшем мы использовали это для привлечения подростков в составе игровой команды и к трудовой деятельности.
Еще один методический прием. При проведении соревновательно-игровых эстафет ленивых подростков мы ставили в конце команды (хотя команда всегда пыталась поставить таких подростков первыми или в середину). Под воздействием эмоционального настроя и подбадривания со стороны товарищей по команде ребята пытались в полной мере проявить к финишу эстафеты свои физические и волевые качества и сделать все для победы команды. Такой прием повторялся на нескольких тренировках. После этого, меняя место в команде, мы вводили этих подростков в более эмоциональные, подвижные игры, а далее и в спортивные (желательно в линию нападения). Таким образом. постепенно вовлекая подростков в коллективные игры, мы получали возможность продолжить воспитательную работу — вовлечь их в коллективный труд.
Коллективные действия в процессе игровых упражнений требуют от занимающихся проявления определенных волевых и физических качеств А так как часть подростков в экспериментальных группах имели отклонения в физическом и волевом развитии, то, включая в тренировочные занятия игровые упражнения, нам необходимо было соблюдать один из основных педагогических принципов физического воспитания — принцип доступности. Методически он осуществляется следующим образом (от простого к сложному): от введения в тренировочные занятия всевозможных подвижных игр к упражнениям и их комплексам из спортивных игр и, наконец, к включению в занятия самих спортивных игр. Такой подход к физическому воспитанию подростков явился залогом оздоровительной направленности работы и вместе с тем необходимой предпосылкой активности некоторой части подростков в спортивной деятельности.
Обязательное соблюдение данного методического приема в работе необходимо еще и потому, что подвижные игры позволяют постепенно приучать подростков к однообразию, ограниченности, а следовательно, и к односторонности двигательного материала, что в сочетании со строгостью и точностью координации лежит в основе спортивного мастерства.
В то же время подвижные игры отличаются от спортивных большим разнообразием и свободой применения игровых движений, дают больше возможностей для проявления инициативы и творчества в двигательной сфере, поскольку существующие правила регламентируют не движения, а структуру игры в целом. Это является необходимым элементом последовательного воспитания волевых и физических качеств у педагогически запущенных подростков, особенно в начале занятий боксом, и способствует сохранению интереса к двигательной деятельности вообще. Подобный подход к проведению коллективных соревновательно-игровых упражнений дает возможность постепенно воспитывать такие волевые качества, как настойчивость, упорство и целеустремленность, а также улучшать мышечную работоспособность и ускорять процесс развития координации движении — качеств, крайне необходимых начинающему боксеру.
В спортивных лагерях спортивные и подвижные игры являлись обязательным элементом занятий по обшей физической подготовке; продолжительность их — до 60 мни. В связи с этим и время воздействия на моральную н волевую сферу воспитанников в процессе проведения игр увеличивалось. При проведении таких игр мы могли наблюдать за поведением и действиями подростка (группы подростков) в коллективе сверстников, а при необходимости — показать. как надо поступать в данной ситуации, или же заставить поступать согласно правилам.
Введение в учебно-тренировочные занятия по боксу гантельной гимнастики, а впоследствии н элементов тяжелой атлетики дало возможность активно воздействовать на основной физический недостаток подростков — слабое развитие костно-мышечной системы и как следствие — пониженную мышечную работоспособность. Гантельная гимнастика использовалась с первых же занятий. На занятиях в спортивном зале она длилась не больше 15 мин, но проводилась в каждой части занятия — в разминке, во время обучения элементам бокса и в заключительной части тренировки.
Введение в учебно-тренировочные занятия по боксу упражнении на гимнастических снарядах не только способствовало развитию силы, но и дало возможность некоторым воспитанникам секции ликвидировать неуспеваемость по физкультуре (в связи с этим у них изменилось и отношение к этому предмету). Такие упражнения использовались индивидуально в конце учебно-тренировочных занятий и по группам, когда их включали в комбинированные эстафеты.
Эффективность морального и волевого воспитания и перевоспитания, физического воспитания усиливали целенаправленные беседы, разъяснения и убеждения. В беседах, например, мы отвечали на все интересующие подростков вопросы, разъясняли правила поведения на лекциях, учебно-тренировочных занятиях, спортивных соревнованиях, рассказывали, как должен работать над собой спортсмен и как вести себя в школе, на улице и в других общественных местах. Время и ситуации для таких бесед мы определяли заранее или искусственно создавали в процессе занятий. Главным условием для проведения бесед, разъяснений и убеждений считалась готовность подростков к восприятию, например, в начале занятий (хорошее общее настроение группы), в конце (большая удовлетворенность от тренировочных занятий) и даже в середине (сложившаяся или специально созданная ситуация). Необходимо в связи с этим сказать, что беседа может проводиться и с перерывами, например начать ее можно в начале занятий, а закончить в конце, или же беседу, начатую на одном занятии, продолжить на другом. При разъяснениях и убеждениях этого делать не следует.
Беседы и разъяснения должны быть краткими, ясными и предельно убедительными, а убеждения, кроме того, — понятными. Их следует подкреплять яркими примерами. К проведению бесед мы тщательно готовились, учитывали общие, групповые и индивидуальные особенности в моральном, волевом и физическом развитии подростков, старались ясно представить цель каждой беседы, каждого разъяснения и убеждения и по возможности пытались предвидеть все вопросы, которые могли возникнуть у наших воспитанников.
Как показала опытно-экспериментальная работа, индивидуальные убеждения тренера сильно влияют на личность подростков, но при этом следует опираться в основном на интересы и положительные черты характера воспитанников. Поэтому такая работа возможна лишь после тщательного изучения тренером каждого члена секции.
Мы учитывали также определенную педагогическую последовательность в методах воспитания. Если, например, нужно было ввести подростка в группу для показательных выступлений, а он отказывался, то тренер вначале убеждал его, что подобные выступления являются как бы репетицией перед предстоящими соревнованиями и в то же время пропагандой бокса среди учащихся школы, района, города, области. В дальнейшем, когда подростки начинали участвовать в спаррингах и соревнованиях, тренер убеждал их, что каждый спортсмен должен в любых условиях быть пропагандистом своего вида спорта и физкультуры вообще, а следовательно, участвовать в показательных выступлениях.
На втором и третьем годах обучения (иногда и на первом) тренер (если он пользуется авторитетом среди воспитанников) может не только убеждать, но и требовать. Его требования должны быть ясными и последовательными, учитывать индивидуальные особенности каждого подростка. Так, убедив подростков в необходимости соблюдения правил поведения на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях по боксу (поведение стало хорошим), мы требовали затем соблюдения дисциплины в других общественных местах, в школе, на улице.
Многолетняя опытно-экспериментальная работа с педагогически запущенными подростками в спортивной секции показала, что обучать их боксу в начале первого периода необходимо «импровизированно». Это значит, что в учебно-тренировочные занятия по боксу на данном этапе надо включать наибольшее количество боксерских упражнений, но изучать технику и тактику их выполнения глубоко не следует2. Это вызвано тем, что даже стабильность боксерских упражнений может вызвать у данной категории школьников затухание первоначального интереса к занятиям. Следовательно, устойчивый интерес к занятиям боксом (увлечение ими) может сформироваться лишь при введении разнообразных боксерских упражнений, их комплексов и соревновательных моментов.
Именно поэтому, проводя учебно-тренировочные занятия по боксу с педагогически запущенными подростками, мы на первом году обучения в спортивном зале не уменьшали и не стабилизировали (как может показаться) число боксерских упражнений, а, наоборот, разнообразили его. Это потребовало в какой-то степени изменить общепринятую программу подготовки боксера-новичка на первом году обучения. что вызвало временное отставание в технической подготовленности наших воспитанников по избранному виду спорта, но этот пробел уже к концу первого года занятий почти полностью был ликвидирован в спортивно-оздоровительном лагере.
На втором году обучения, когда у большинства подростков интерес к боксу становится устойчивым (переходит в увлеченность) и уровень физической подготовленности достигает возрастной нормы, появляется возможность проводить учебно-тренировочные занятия по программе подготовки боксеров-новичков и даже несколько опережать ее. Повышая объем боксерских упражнений и используя большие возможности соревновательных боев (спаррингов), мы воспитывали смелость, мужество, решительность, выдержку, волю к победе, самообладание, сдержанность, уверенность в своих силах; постоянно повышали уровень физической выносливости, технического и тактического мастерства.
На третьем году обучения учебно-тренировочные занятия по боксу следует проводить по программе подготовки спортсменов-разрядников. При этом больше внимания надо уделять самостоятельности в совершенствовании физических и волевых качеств, ограничиваясь внушениями и разъяснениями.
Как показывает практика, нравственное воспитание и перевоспитание подростков в процессе спортивной деятельности становится возможным, если их вовлекать в общественную работу, связанную в начале с этой, а в дальнейшем и с другими видами деятельности. Она может быть и большой и незначительной, но независимо от этого тренер (сам или через коллектив секции), давая поручения, должен учитывать интересы и склонности своих учеников, их индивидуальные особенности и исходить из автообучения может назначить старостой секции. Так, подростка, который умеет организовывать ребят (и если товарищи по секции относятся к нему с уважением), тренер в первый период обучения может назначить старостой секции, группы или заместителем старосты группы; а если воспитанника интересуют соревнования и по другим видам спорта (он их самостоятельно посещает), то можно назначить его ответственным за культурно-массовые выходы.
С теми, кто не проявляет заметных способностей, следует поступать иначе — заинтересовывать общественной спортивной деятельностью. Например, предложить воспитаннику во время проведения спаррингов быть секундометристом, и если эта общественная работа его заинтересует, то поручить и на следующих внутрисекционных соревнованиях (в течение 3—4 месяцев) выполнять эту обязанность, вводя его таким образом в судейскую бригаду секции по боксу. Можно дать и такое поручение; помогать товарищу по секции выполнять общественное дело (назначить помощником), а когда подросток начнет проявлять самостоятельность, дать индивидуальное поручение, исходя из его интересов, склонностей и особенностей характера.
На втором году обучения круг общественной работы в секции заметно расширяется. Многие воспитанники в спортивно-оздоровительном лагере приобретают навыки судейства по боксу и отдельным спортивным играм, а также некоторые навыки тренера-общественника, и им можно поручать проведение части тренировки, судейство спортивной или подвижной игры, боевых спаррингов.
На третьем году обучения (а в некоторых случаях и на втором) навыки общественной работы, приобретенные подростками в секции, применяются и закрепляются в школе, училище или на производстве (если подросток уже работает), а также в спортивных коллективах (помощь в проведении и судействе соревнований).
В спортивно-оздоровительном лагере учебно-тренировочные занятия следует проводить ежедневно, кроме воскресенья. Они делятся на практические занятия по боксу и общей физической подготовке и на теоретические занятия по физической культуре и боксу.
По содержанию учебно-тренировочные занятия по боксу в спортивно-оздоровительном лагере существенно отличаются от таких же занятий в спортивном зале. В лагере более тщательно изучалась техника и тактика выполнения боксерских упражнений, исключались из учебно-тренировочных занятий по боксу упражнения, не связанные с ним, увеличивалось число соревновательных боев (спаррингов), подростки приучались к работе тренера-общественника и судьи-общественника.
В спортивно-трудовом лагере занятия по боксу носили характер активного отдыха от трудовой деятельности и проводились в течение 45 мин на берегу водоема (моря) перед купанием во второй половине дня.
Проведенная работа подтверждает правильность выбора содержания и методики проведения учебно-тренировочных занятий по боксу. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение всего эксперимента мы смогли сохранить у наших воспитанников интерес к занятиям боксом.
Параллельно с моральным и волевым воспитанием и перевоспитанием произошли большие изменения в физическом развитии и технико-тактической подготовленности, о чем свидетельствуют спортивные достижения подростков; большинство из них получили II и III разряд, а 9 человек стали кандидатами в мастера спорта и перворазрядниками.
Примечания
1. Обследование проводилось по программе изучения школьников, составленной автором статьи. С целью объективного суждения результаты обследования экспериментальных групп сопоставлялись с данными, полученными в процессе массового обследования трудных школьников (было обследовано 320 таких учащихся общеобразовательных школ Москвы и Свердловска).
2. При обучении упражнениям из других видов спорта этого правила придерживаться не следует, так как здесь есть возможность, используя их разнообразие. постоянно поддерживать новизну Продолжительность же этого обучения зависит от внимания и интереса воспитанников секции к данным упражнениям, и в случае необходимости одно упражнение сменяется другим.