Влияние специальной работы боксера на функциональное состояние его организма изучалось с помощью медико-биологического контроля. Использовались тесты, функциональные пробы и некоторые клинические методы исследования. Один из таких клинических методов начал широко применяться в спортивной медицине в последние два-три десятилетия. Это метод биплановой телерентгенометрии, позволяющий рассчитывать объем сердца (Reindell, 1966; 10. А. Борисова, 1968, 1969, 1970; Ю. А. Борисова, В. Л. Карпман, 1968, 1969; Р. А. Меркулова. Ю. А. Борисова, 1972; В. Л. Карпман, С. В. Хрущев, Ю. А. Борисова, 1978, и др.).
Для определения соотношений значений объема сердца (HV), роста и, что особенно важно в боксе, веса мы использовали относительный объем сердца (измеряется в условных единицах — В. Л. Карпман, Ю. А. Борисова, 1968). Среднее значение исходного диастолического объема сердца для группы боксеров высокой квалификации составило в среднем 919 ±36,4 см3, индивидуальные колебания в пределах 615—1370 см3. Как видно из табл. 1, индивидуальные максимальные значения ЯК показывают, что с увеличением веса спортсмена возрастает и абсолютный объем его сердца.
Для сравнения приведем рассчитанные нами (Р. А. Меркулова, Ю. А. Борисова, 1972) данные исходного диастолического объема сердца у студентов ГЦОЛИФКа. Они составили 785 см3, т. е. на 134 см3 меньше, чем у боксеров высокого класса. Сравнив значения HV этой группы боксеров со значениями, полученными Ю. А. Борисовой (1969—1970) и рассчитанными у спортсменов такой же квалификации, но других специализаций, мы можем сделать вывод, что у боксеров величины Я У по абсолютным данным находятся на одном уровне с величинами конькобежцев-многоборцев, а по относительным данным (RHV) приближаются к величинам, зарегистрированным у пятиборцев.
Как видно, спортсмены этой группы развивают выносливость, но она не является для них доминирующим физическим качеством.
Увеличение HV происходит как за счет гипертрофии миокарда, т. е. за счет увеличения количества и толщины сократительных элементов, так и за счет дилятации (расширения) полостей сердца. Чтобы выяснить механизм увеличения HV, мы рассчитывали, с одной стороны, значения минутного и ударного объемов крови в лабораторных условиях, а с другой — регистрировали частоту сердечных сокращений (ЧСС) с помощью электродинамического микрофона. С этой целью боксеры различных весовых категорий выполняли три ступенчато-повышающиеся велоэргометрическис нагрузки. Полученные значения ударного объема крови (табл. 2) свидетельствуют о том, что у боксеров не отмечается значительного расширения полостей сердца: величины ударного объема крови у них не отличаются от величин, зарегистрированных у спортсменов, занимающихся ациклическими видами спорта.
С другой стороны, увеличение HV возможно за счет учащения сердцебиений (табл. 3).
Таким образом, незначительная дилятацня полостей сердца может быть объяснена значительным учащением сердечных сокращений во время спаррингов и соревнований (И. Б. Викторов, 1969; И. Б Викторов, Ю. В. Никифоров, 1975; Р. А. Меркулова, 1975; В. Л. Карпман, Р. А. Меркулова, И. Б. Викторов, 1976; Р. А. Меркулова, 1977, и др.).
Предыдущие исследования длительности периода изгнания крови из левого желудочка при данной ЧСС (В. Л. Карпман, Р. А. Карамзина, 1969) показали, что последняя при ЧСС 200 уд/мин составляет всего 0,1 с, а объемная скорость выброса крови из левого желудочка при этом приближается к 2000 мл/с. Понятно, что такую работу может совершить сердце не каждого боксера.
Определение потребления кислорода при выполнении специальных упражнении (вольного боя, работы на лапах и на мешке) показало, что потребление кислорода при этом невелико и составляет в среднем 52,9% максимума возможного потребления кислорода. Однако показателем транспортной способности крови является кислородный пульс (О2-puls), т. е то количество кислорода, которое несет в себе кровь, выбрасываемая из сердца при каждом сердечном сокращении. Низкие значения кислородного пульса (табл. 4) лишний раз подтверждают следующее положение: кровь, выталкиваемая сердцем в легкие, не обогащается достаточным количеством кислорода из-за особенностей регуляции дыхательной системы.
Газоанализ, проведенный непосредственно во время выполнения специальной 3-х минутной работы на мешке, показал, что потребление кислорода также невелико, а дыхательный коэффициент чуть выше единицы, что свидетельствует о бескислородной, т. е. анаэробной, работе боксера. Надо думать, что значительная дилятация полостей сердца и высокие значения ударного объема крови при таком функционировании организма были бы нерациональны.
На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы:
1. Для повышения качества специальной работы боксера необходимо развивать и повышать функциональные возможности как сердечно-сосудистой, так и дыхательной системы.
2. Увеличение HV происходит из-за указанных выше причин в основном за счет гипертрофии миокарда. Этим же можно объяснить и сравнительно невысокую физическую работоспособность боксеров высокого класса. Формированию гипертрофии миокарда, необходимой для боксеров, способствует специальная работа на фоне оптимальной для каждого боксера физической работоспособности.
3. Подсчет ЧСС во время специальных тренировочных занятий необходим, но он не отражает истинных энерготрат боксера и может быть использован лишь для сравнительной опенки работы двух пли нескольких боксеров.
4. ЧСС, зарегистрированная во время выполнения специальной работы, по энерготратам превышает необходимую. Разница между реальной и необходимой частотой названа нами «долей эмоций». Она и не позволяет определить истинную интенсивность работы боксера.
Р. А. Меркулова, МВТУ.
Бокс. Ежегодник. 1979 год.
Большое спасибо: Качественные эспандеры из латекса и металла представлены в https://gripboard.ru. Доставка.