Планирование — метод руководства и управления тренировкой боксеров (из опыта работы со сборной командой Кубы).
Главное в современном боксе — это такое построение учебно-тренировочного процесса, которое в пределах разумного позволяет повысить атакующий потенциал спортсмена. Эту проблему тренер может решить, если, учитывая данные современной науки, продумает детали не только урока, системы уроков, но и всей подготовки в целом.
Боксера не устрашат ни нагрузки, ни сложность упражнений, когда он будет знать, что все это делается тренером ради его успеха. В результате такой веры в систему тренировки на неизмеримую высоту поднимается личное творчество спортсмена, его инициатива. Он начинает не только исполнять волю тренера, но и активно участвовать в работе, становясь как бы тренером для самого себя.
В спортивной тренировке на первом плане должны стоять вопросы планирования и управления. причем во взаимосвязи и взаимообусловленности. Необходимо, чтобы планирование тренировки стало методом руководства при организации учебно-тренировочного процесса, одним из главнейших условий, обеспечивающих непрерывный рост спортивных достижений в процессе многолетней подготовки боксера.
Планирование требует от тренера разнообразных знаний н практического опыта. При составлении плана следует сознательно использовать объективные закономерности роста спортивных достижений и формирования личности боксера. При этом необходимо творчески перерабатывать самый передовой опыт и использовать знания об объективных взаимосвязях между организацией тренировки и ростом спортивных достижений.
В этом смысле каждый тренировочный план является конкретным выражением перспективной концепции. Но концепция лишь тогда воплощается в плане, когда тренер ясно сознает, к каким промежуточным целям он должен стремиться на том или ином этапе, почему он выделяет те или иные стороны тренировки, намечает определенные тренировочные задания, привлекает те или иные методы и средства подготовки.
В настоящее время практика показала, что тренер и боксер, опираясь на знания объективных закономерностей процесса развития спортивной формы, могут управлять нм. Так. в период подготовки к XIX Олимпийским играм в Мехико в боксе глубоко исследовалась проблема методики тренировки. В результате были вскрыты большие возможности в области совершенствования быстроты, выносливости, силы, специальной работоспособности и т. д. Например, была опробована «челночная» система тренировки в условиях среднегорья, где использование мест тренировки с перепадом высот до 500 м отлично моделирует условия внезапной кислородной недостаточности. Начал широко применяться метод нерегламентированных заданий (раунды продолжительностью 6—9 мин), направленный на повышение уровня аэробных возможностей, а также метод интервальной тренировки по совершенствованию анаэробных показателей.
Для того чтобы чётко н грамотно организовать учебно-тренировочный процесс, необходимо в первую очередь знать техническую, тактическую, физическую, моральную и волевую подготовленность не только всей команды в целом, но и ее каждого члена. Причем чем выше коллектив по рангу и по степени подготовленности, тем анализ должен быть тоньше и скрупулезнее.
Расскажем об организации работы по совершенствованию технико-тактического мастерства в сборной команде Кубы с 1973 г.. когда началась подготовка к I чемпионату мира (1974 г.) и к VII Панамериканским играм (1975 г.). К этому времени, после победы на Олимпийских играх в Мюнхене, сборная команда Кубы стала в неофициальном командном зачете сильнейшей командой в мире.
Приступая к работе со сборной командой Кубы в качестве тренера-консультанта, автору удалось просмотреть чемпионат страны (март 1973 г.) и чемпионат стран Центральной Америки и бассейна Карибского моря (ноябрь 1973 г., Мехико).
Для определения уровня технико-тактического мастерства у ведущих кубинских боксеров мы решили провести исследования по «Карте боевых умений» (табл.) на традиционном международном турнире имени Герардо Кордова Кардин (июль 1973 г.), тем более что в ходе этого турнира помимо всего прочего можно было сравнить технико-тактическое мастерство кубинских и зарубежных боксеров.
«Карта боевых умений» отражает самый необходимый круг технико-тактических средств, которые во многом определяют успех в поединке против боксера любой школы н стиля, в частности умение боксировать в широком тактическом диапазоне на дальней, средней и ближней дистанциях. Для того чтобы характеристика спортсмена была наиболее полной, определяется тип боксера, а также его физическая и волевая подготовленность. Боевые умения оцениваются следующим образом: ноль очков — если боксер не пользуется данным приемом в бою, одно очко — если прием выполняется неуверенно, и два очка — если приемом боксер владеет в совершенстве.
Работая над моделью технико-тактической подготовки боксеров на турнире имени Кордова Кардин, мы сознательно не обращали внимания на боевое превосходство в поединке (за исключением сильного удара, в результате которого противник оказывался в нокдауне или в нокауте), так как результат боя мог повлиять на объективность оценки, а оценивали лишь качество боевых умений. Кроме того, на данном этапе наиболее важно было оценить возможности будущих участников I чемпионата мира и VII Панамериканских игр.
В турнире приняли участие 30 боксеров из 8 стран и 59 кубинских спортсменов (11 — от сборной «А», II — от сборной «Б» и остальные — от 6 провинций Республики Куба).
Рассмотрим степень боевой готовности только для членов сборной «А» по следующим параметрам:
Быстрота реакции. Из II боксеров сборной «А» у 7 реакция хорошая, у 2 — посредственная и у 2 — плохая. Результаты исследований показали, что уровень этого качества в команде, сравнительно высок и потенциально боксеры Кубы готовы к резкому улучшению в первую очередь защиты и контратаки.
Прямой удар левой, выполненный в атаке, при отходе, навстречу и при отскоке. 8 спортсменов умело применяли прямой удар левой в атаке, 4 — при отходе, 5 — навстречу и 2 — при отскоке. Кроме того, полученные данные убедительно доказали необходимость «поставить кубинских боксеров на ноги».
Сильный нокаутирующий удар. Из 11 боксеров лишь 5 удавалось послать своих противников в нокдаун или в нокаут. Этот вопрос также требовал незамедлительного разрешения.
Финт. Наблюдения показали, что этот тактический навык освоили и умело им пользовались только Э. Корреа и Р. Гарбей. Однако практика показывает, что финтом должен владеть каждый боксер, так как успех атаки во многом зависит от её неожиданности.
Мы проанализировали только четыре боевых навыка, обозначенных в «Карте боевых умений», но и этого оказалось достаточно, чтобы увидеть, что умеют кубинские боксеры и чему они не обучены.
По сумме четкости и умения выполнять все приемы наилучшую и разнообразную подготовленность на турнире продемонстрировали лишь Э. Корреа (чемпион XX Олимпийских игр) и X. Эрнандес.
На основании полученных данных для кубинских боксеров были сформулированы конкретные задачи по совершенствованию технико-тактического мастерства.
1. Научиться маневрировать (1973, 1974, 1975 гг.).
2. Освоить в совершенстве минимум боевых навыков для боя на дальней дистанции:
а) прямой удар левой в голову в атаке, на отходе, навстречу и при отскоке (1973 г.);
б) прямой удар правой навстречу и в ответе с шагом назад (1973—1974 гг.);
в) защиту подставкой левого плеча с контратакой прямым или боковым ударом правой в голову (1973 г.);
г) контратаку снизу левой по туловищу па атаку прямыми ударами в голову (1973—1974 гг.);
д) два прямых удара левой-правой в атаке и на отходе (1973—1974 гг.);
е) две-три неожиданные, резкие и стремительные атаки и контратаки, умело подготовленные и выполненные на «взрыве» (1973—1975 гг.).
3. Прочно овладеть активными защитными средствами от основных атакующих действий, помня, что зашита является ключом к контратаке (1973—1975 гг.).
4. Усовершенствовать умение боксировать на средней и ближней дистанциях в передвижениях (1975 г.).
5. Овладеть умением наносить сильный нокаутирующий удар (1973—1974 гг.).
Все это стало «программой действий» при подготовке сборной команды Кубы к I чемпионату мира и VII Панамериканским играм.
Для успешного выполнения «программы действий» необходимо было:
1. Доказать тренерам целесообразность этой программы и превратить ее в руководство в их практической работе.
2. Решить проблему планирования таким образом, чтобы оно стало ведущим звеном в организации учебно-тренировочного процесса.
3. Разработать и составить индивидуальные планы тренировки на каждого боксера команды так, чтобы этот план стал основным руководством в работе тренера с учеником.
4. Организовать научно-исследовательскую работу в сборной команде так, чтобы в ней в первую очередь отразились динамика уровня функционального состояния, простой и сложной реакции, быстроты боевых действий, а также степень восстановления организма спортсмена.
С целью детального анализа состояния кубинского бокса, а также для популяризации и внедрения «программы действий» были подготовлены методические письма:
1. Техника — основа мастерства боксера (апрель 1973 г.).
2. Техника и тактика в современном боксе (октябрь 1973 г.).
3. Анализ подготовки и выступления сборной команды Кубы на чемпионате стран Центральной Америки и бассейна Карибского моря (январь 1974 г.).
В результате такой организации учебно-тренировочного процесса при подготовке к главным соревнованиям 1974 и 1975 гг. боксеры Кубы добились исключительно высоких результатов, выиграв на I чемпионате мира 5 золотых, 1 серебряную и 2 бронзовые медали и на VII Панамериканских играх 7 золотых, 2 серебряные и 2 бронзовые медали.
В. М. Романов, доцент, кандидат педагогических наук.