Коррекция тренировочных нагрузок в процессе предсоревновательной подготовки боксеров.
Предсоревновательная подготовка боксеров состоит из этапов общей физической подготовки (ОФП) и специальной подготовки (СП), каждый из которых имеет свои задачи. Кроме этого, выделяют третий этап, который включает в себя время, непосредственно предшествующее соревнованию, в том числе и в ходе самого турнира между отдельными боями.
Одной из основных задач на этапах предсоревнователыюй подготовки является определение оптимального соотношения и взаимосвязи тренировочной нагрузки в упражнениях общей физической и специальной подготовки.
На первой неделе каждого этапа организм втягивается в работу большой интенсивности в результате применения разнообразных средств подготовки (на общеподготовительном этапе преимущественно разносторонних средств общей физической подготовки, а на специально-подготовительном — разнообразных средств специальной физической и технико-тактической подготовки). На второй неделе каждого этапа подготовки применяются разнообразные средства тренировки в соответствии с этапом и нагрузки достигают своего «пика» (максимума). На третьей неделе нагрузки снижаются и начинается кумулятивное воздействие тренировочных средств, применявшихся на предыдущих неделях. Для этого используются средства активного отдыха и индивидуализированные средства специальной физической и технико-тактической подготовки.
Такое распределение нагрузок соответствует основным принципам тренировки спортсмена и способствует, как подтверждает практика подготовки к соревнованиям многих выдающихся спортсменов, достижению высокого уровня тренированности.
Однако учет и регистрация тренировочных нагрузок при подготовке к соревнованию показывают, что нагрузка, реально выполненная каждым боксером в отдельности, значительно отличается от запланированной. Это, на наш взгляд, можно объяснить как субъективными причинами (настроение, желание, укоренившиеся привычки, стойкий интерес к тем или иным упражнениям), так и объективными (различные сочетания основных свойств нервной системы и свойств личности).
Для учета личностных и психофизиологических особенностей боксеров высокого класса, выполняемой тренировочной нагрузки и адаптации к ней, а также для коррекции тренировочного режима применялись различные методы.
С помощью 16-факторного анкетного метода определялись основные показатели, характеризующие особенности личности спортсмена (общая эмоциональная устойчивость, умение управлять собой, сдержанность и др.), а также вторичные показатели, отражающие более общие свойства (экстраверсия — интраверсия, подчинение — независимость и др.). Для проверки того, как проявляются эти особенности и свойства в условиях тренировки и соревнований. применялись наблюдения и метод обобщения независимых характеристик.
Изучение основных свойств нервной системы (силы, подвижности и лабильности нервных процессов) в зрительном и слуховом анализаторах проводилось по комплексной программе, разработанной в Казанском государственном университете, на электронном цифровом нейрохронометре (А. П. Кашин, Н. М. Пейсахов, 1971).
Тренировочная нагрузка определялась по методике, разработанной в борьбе дзю-до (В. И. Сытннк, 1973) и адаптированной в боксе (Ю. М. Шаненков, 1976). Объем определялся путем хронометрирования чистого времени работы в отдельных упражнениях. Интенсивность оценивалась как реакция сердечно-сосудистой системы организма боксеров на нагрузку. Учитывались как общие показатели тренировочной нагрузки, так и парциальные — в упражнениях ОФП и СП (IO. Б. Никифоров, А. В. Черняк, 1975).
Контроль за адаптацией боксеров к нагрузкам осуществляется с помощью комплекса психологических методов — измерения электрокож-ной проводимости (ЭКП), регистрации сенсо-моторных (перцептивных) реакций и чувства времени, а также самооценки по методу полярных профилей.
В результате корреляционного анализа было обнаружено, что такие свойства личности спортсменов, как предприимчивость, социальная активность, общий эмоциональный подъем в отдельных мнкроциклах ОФП и СП. положительно взаимосвязаны с парциальными показателями нагрузки в упражнениях общей физической подготовки, по совершенствованию технико-тактического мастерства с партнером (СТТМ) и в упражнениях по боевой практике (БП) (r=от 0,54 до 0,68 при P<0,01). В то же время они отрицательно связаны с нагрузкой в упражнениях специальной физической подготовки (СФП) (г=—0,50 при P<0.05) и с результатами психологического обследования — электрокожной проводимости, сенсомоторных реакций и собственной самооценки после тренировок по СТТМ с партнером и БП.
Аналогичные результаты были получены по показателю, отражающему общее свойство личности, — «экстраверсия», которая проявляется в повышенной общительности, интересе к другим людям, открытости внутреннего мира и переживаний. Данный показатель является производным от ряда основных показателей, в том числе и вышерассмотренных.
Это, в свою очередь, позволило нам выделить группу боксеров с выраженными чертами экстраверсни. Такие боксеры своеобразно адаптируются к работе, вольно или невольно опираясь на те свои качества, которые в данной ситуации дают удовлетворительный 4 эффект. Они стремятся осуществить большую тренировочную работу в упражнениях ОФП (футбол, баскетбол), упражнениях по СТТМ с партнером и БП, которые по своей эмоциональности, насыщенности и разнообразию значительно отличаются от других тренировочных средств, используемых в предсорсвновательной подготовке. Тренировочной работы, связанной с упражнениями СФП и порой утомительной и однообразной, но существенно повышающей специальную работоспособность боксеров, спорг-смены-экстраверты стараются избегать или относятся к ней формально.
В то же время нельзя забывать, что упражнения по СТТМ с партнером, вольные "бои и спарринги являются самыми напряженными в тренировочной деятельности боксеров и во многих случаях приближаются к соревновательным. Увлекаясь работой такого характера, спортсмены часто не замечают, насколько большую нагрузку выполняют, а это приводит к переутомлению, о чем свидетельствуют снижение эмоционального возбуждения, ухудшение сенсомоторного реагирования и собственная самооценка. Это необходимо знать и учитывать в практической работе с боксерами, склонными к экстраверсни, своевременно осуществлять контроль и коррекцию нагрузок в отмеченных выше упражнениях. Так, боксер Д-н, по данным предварительного обследования, был отнесен к группе экстравертов. В последнюю неделю этапа ОФП перед первенством СССР 1976 г. спортсмен на одной из тренировок выполнил большой объем работы в упражнениях ОФП (баскетбол). На следующий день он активно стремился выполнить большую как по объему, так и по интенсивности нагрузку в упражнениях по СТТМ с партнером. В результате этого после окончания тренировки явно утомился. На основании данных обследования боксеру было рекомендовано пропустить на следующий день занятие по ОФП и снизить общий объем нагрузки до конца сбора. После этого неблагоприятных послетреннровочных состояний у спортсмена не наблюдалось.
В ходе дальнейшего анализа исследований выявилась положительная связь на протяжении всей предсоревновательнон подготовки таких особенностей личности, как мнительность, беспокойство, раздражительность, с парциальными показателями нагрузки в упражнениях по СТТМ с партнером и БП (r=от 0,57 до 0,63 при P<0,01) ив то же время отрицательная — с нагрузкой в упражнениях ОФП (r=—0,59 при P<0,01).
Установлена отрицательная связь этих личностных показателей с показателями ЭКП, сенсомоторных реакций (r=от —0,51 до —0,60 при P<0,01) и положительная — с самооценкой (r=0,49 при P<0,05). Аналогичные связи обнаружены у показателя такого общего свойства личности, как тревожность, который является производным от ряда основных показателей, в том числе от показателей мнительности, беспокойства и раздражительности. Это позволило нам выделить группу спортсменов с высоким уровнем тревожности, т. е. склонности к навязчивым мыслям о предстоящих соревнованиях, о возможности получения повторной травмы, проигрыша и т. д. Такие боксеры уже с самого начала этапа ОФП пытаются осуществлять большую тренировочную работу в упражнениях специального характера (по СТТМ с партнером) и в меньшей степени на этом этапе уделяют внимание средствам ОФП и СФП. В результате они не выполняют тех основных задач, которые ставятся на первом этапе подготовки и обусловлены необходимостью создать хорошую функциональную базу для последующей специальной работы на заключительном этапе. Так как организм спортсменов еще не готов переносить большие тренировочные нагрузки в специальных упражнениях на этапе ОФП, во многих случаях после тренировок по СТТМ с партнером организм неадекватно реагирует на нагрузку — снижаются показатели ЭКП и ухудшаются сенсомоторные реакции, хотя субъективно боксеры в большинстве случаев стараются оценивать себя положительно.
Неправильно спланированная тренировочная работа на 1-м этапе подготовки во многом способствует возникновению неблагоприятных состояний, которые проявляются после выполнения упражнений по СТТМ с партнером и БП на этапах непосредственной подготовки к соревнованию. В связи с этим контроль за тем, как выполняют боксеры с отмеченными особенностями личности парциальные нагрузки и адаптируются к ним, должен осуществляться с самого начала предсоревновательной подготовки (этапа ОФП).
Так, в самом начале этапа ОФП к уже упомянутому первенству СССР боксер Л-в, отличавшийся высоким уровнем тревожности, пытался в индивидуальной тренировке использовать упражнения по СТТМ с партнером с большой интенсивностью (частота сердечных сокращений составляла в среднем 198 уд/мин). Это привело спортсмена к переутомлению, причем отмечалось недовосстановленне и на следующий день. Об этом свидетельствовали результаты психологического обследования и данные врачебного контроля, хотя сам спортсмен утверждал, что чувствует себя вполне удовлетворительно. Ему было рекомендовано исключить упражнения по СТТМ с партнером в данном микроцикле и больше внимания обратить на выполнение упражнений СФ11 в индивидуальных тренировках.
Из психофизиологических особенностей боксеров наиболее активно влияют на выполнение тренировочной нагрузки и адаптацию к ней лабильность и подвижность нервных процессов. Так. показатель лабильности нервных процессов положительно взаимосвязан с показателями нагрузки в упражнениях по СТТМ с партнером и БГ1 в отдельных мнкроциклах этапа ОФП и на протяжении всех недель этапа СП (r=от 0,55 до 0,64 при P<0,01). В то же время он отрицательно связан с результатами психологического обследования (ЭКП, сенсомоторных реакций, самооценки) после тренировок по СТТМ с партнером и БП (r= от —0.60 до —0,67 при P<0.01). Это свидетельствует о том. что боксеры с высокой лабильностью нервных процессов, которая характеризуется скоростью возникновения и прекращения нервных процессов и отражает быстроту моторики, тоже стремятся выполнить большую нагрузку в упражнениях специального характера (по СТТМ с партнером и БП). Чаше это отмечается на протяжении этапа СП, когда объем таких упражнений значительно возрастает. Как правило, после выполнения такой работы в упражнениях по СТТМ с партнером, и особенно во время вольных боев и спаррингов, спортсмены с высокой лабильностью нервных процессов утомляются — снижается эмоциональное возбуждение, ухудшаются показатели сенсомоторных (перцептивных) реакций, а также показатели собственной самооценки реакции организма на нагрузку.
Показатель подвижности нервных процессов на протяжении всего этапа предсоревновательной подготовки отрицательно связан с показателями нагрузки в упражнениях по СТТМ с партнером и БП (r=от —0,49 до —0,50 при P<0,05). В отдельных мнкроциклах этапа ОФП и СП обнаружена высокая отрицательная взаимосвязь показателя подвижности с показателями ЭКП (r=—0,81 при P<0,001) и положительная — с самооценкой (r=0,63 при P<0,01). Обычно у боксеров с более подвижными нервными процессами, для которых характерна быстрая переделка знаков положительного и тормозного раздражителей после выработки соответствующих условных реакции, в основном невысокие показатели нагрузки в процессе предсоревновательной подготовки. Однако в отдельных тренировках этапа ОФП и особенно этапа СП такие спортсмены могут значительно увеличить интенсивность выполняемых упражнений и по показателям нагрузки во многом будут превосходить боксеров с менее выраженной подвижностью нервных процессов. Это наблюдается в индивидуальных тренировках по СТТМ с партнером и БП. Именно после осуществления работы такого «взрывного» характера в большинстве случаев отмечаются признаки переутомления, которые проявляются в снижении показателей ЭКП, хотя субъективно спортсмены с подвижной нервной системой, так же как и «тревожные» боксеры, оценивают свое самочувствие положительно, что еще раз подтверждает разницу между самооценкой и объективным состоянием боксера.
Наблюдения за спортсменами с высокой лабильностью и подвижностью нервных процессов должны осуществляться в основном на тренировочных занятиях, в которых используются упражнения по СТТМ с партнером и БП на этапе как ОФП, так и СП. Например, в начале этапа непосредственной подготовки к первенству СССР 1976 г. боксеры P-в (с высокой подвижностью нервных процессов) и С-н (с высокой лабильностью нервных процессов) стремились в первой тренировке выполнить упражнения по СТТМ с партнером с высокой интенсивностью, что не могло не отразиться на их состоянии. После окончания работы было зарегистрировано снижение эмоционального возбуждения и ухудшение сенсомоторных реакций и чувства времени. Спортсменам было рекомендовано в данном микроцикле снизить интенсивность нагрузки в упражнениях по СТТМ с партнером. В последующие дни неудовлетворительных послетренировочных состояний у них не наблюдалось.
В заключение еще раз надо подчеркнуть, что знание и учет основных свойств нервной системы и свойств личности боксеров помогут тренеру планомерно и целенаправленно осуществлять подготовку к ответственным соревнованиям. В то же время опыт работы с боксерами высокого класса показывает, что в результате недооценки отмеченных выше индивидуальных особенностей спортсменов они могут переутомиться или преждевременно достичь «пика» спортивной формы.
Н. А. Худадов, О. П Фролов, кандидаты педагогических наук, Г. В. Ванаев, аспирант ВНИИФКа.