В год, когда боксеры выйдут на олимпийский ринг Москвы, целесообразно еще раз вспомнить о некоторых уроках прошлой, XXI Олимпиады и проанализировать тенденции развития современного бокса.
Как известно, в Монреале советские боксеры не завоевали ни одной золотой медали, а в общекомандном зачете были на 5-м месте. Причины столь неудачного выступления коллегия Комитета по физической культуре и спорту СССР определила следующим образом: «не обеспечено подведение к наивысшей форме членов сборной команды по функциональным данным и тактико-техническому мастерству; при комплектовании и подготовке команды не было учтено то обстоятельство, что, как правило, в олимпийских турнирах основные соперники используют жесткий, силовой стиль ведения поединков, к которому наши спортсмены не были подготовлены».
Действительно, в своей подготовке к олимпийскому турниру 1976 г. мы ориентировались на европейский бокс, хотя уровень подготовленности европейских боксеров в последнее время значительно снизился. В течение 16 лет — с 1956 по 1972 г. — на олимпийском ринге безраздельно господствовали боксеры Европы, в том числе и Советского Союза. На олимпийских играх 1956 и 1960 гг. на долю европейских боксеров пришлось 7 золотых медалей из 10, 1964 г. — 8 из 10, 1968 г. — 6 из 11, 1972 г. — 7 из 11.
То, что бокс в Европе сдает свои позиции, обнаружил еще I чемпионат мира 1974 г. Тогда европейские боксеры получили лишь 3 золотые медали (2 из них — советские спортсмены). На Олимпийских играх 1976 г. боксеры Европы (ГДР и Польши) завоевали всего две золотые медали из 11. Чемпионат Европы 1978 г. еще раз подтвердил, что большинство боксеров Европейского континента демонстрируют невысокий уровень физической подготовленности и не проявляют должной целеустремленности, стойкости и других волевых качеств.
Бесспорно, 7 золотых медалей чемпионата Европы — большой успех советской сборной. Но этим нельзя обольщаться — уж очень слабую конкуренцию составили на сей раз боксеры европейских стран!
Давно уже не встречаются на европейских рингах такие мастера, как Добреску, Линка, Папп, Грудзень Кулей, Дрогош, Петшиков-ский, способные плести тонкие кружева тактической игры на ринге или проводить мощную, сокрушительную атаку на противника. Каждый из этих спортсменов отличался присущим только одному ему индивидуальным почерком, индивидуальным кругом технико-тактических приемов.
Сегодня можно назвать лишь единицы спортсменов, способных по своим данным претендовать на олимпийские награды: это польский боксер Средницкий, финн Уусивирта, боксер из ФРГ Мюллер. В то же время за последние годы на мировом и олимпийском рингах господство захватили и прочно удерживают его боксеры Кубы и США: кубинцы выиграли XX Олимпийские игры, I и II чемпионаты мира, а команда США первенствовала на XXI Олимпийских играх в Монреале. Значительно вырос бокс и в странах Латинской Америки.
Большинство боксеров этих стран предпочитают жесткий силовой бокс, охотно идут на обмен ударами в основном на средней дистанции. Американские и кубинские боксеры хорошо восстанавливаются и обычно используют тактику спурта в начале каждого раунда. Особенно активны они в 3-м раунде — это их тактическая установка.
Успех американских и кубинских боксеров создал у многих специалистов твердое мнение о том, что только силовая, жесткая манера ведения боя может привести к успеху на олимпийских рингах и всем боксерам следует овладевать лишь этим тактическим стилем. Другие, наоборот, ссылаясь на прежний' успешный опыт подготовки и выступлений советских мастеров ринга, полагают, что лишь с помощью тактики обыгрывания можно достигнуть олимпийских высот. Дело в том, что, обучая спортсменов техническим приемам и средствам тактики, многие тренеры, как правило, руководствуются субъективным опытом, и именно поэтому в боксе столько разноречивых мнений по вопросам техники и тактики боксеров и их подготовки.
Чтобы объективно проанализировать различные манеры ведения боя, мы использовали многократный просмотр кинохроникальных фильмов, снятых во время олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы. В результате удалось установить два выраженных тактических направления в манере боя выдающихся боксеров, чемпионов олимпийских игр, мира и Европы. Первое из этих направлений можно условно определить как тактику обыгрывания, второе — как активно-наступательную тактику (тактику темпа и сильных ударов), которую иногда называют тотальным боксом.
Для тактики обыгрывания, применяемой преимущественно на дальней дистанции, характерны вызовы противника, приводящие к его промахам, в сочетании с ответными или встречными контратаками, удары на отходах, а для активно-наступательной тактики — преимущественное движение вперед с целью сближения с противником, оттеснение его в угол или к канатам ринга, частые атакующие одиночные акцентированные или серийные удары и т. д.
Тактика обыгрывания, как и активно-наступательная тактика, может быть индивидуальной манерой боксера или в отдельных случаях может использоваться в качестве технического варианта ведения боя.
Чемпионами олимпийских игр разных лет становились представители различных тактических стилей: как тактики обыгрывания, так и тактики темпа и удара. В числе представителей тактики игрового стиля можно назвать имена выдающегося финского боксера Хамалайнена, англичанина Мактаггарта, американцев Мохаммеда Али, Леонарда, Дэвиса, который был удостоен Кубка Вэла Баркера как лучший боксер монреальского ринга, советских боксеров Сафронова, Енгибаряна, Лемешева, Кузнецова, выдающегося кубинского боксера Стивенсона и др.
Манеру ведения боя боксеров игрового стиля можно условно разделить на три типа.
Яркими представителями первого являются чемпионы олимпийских игр Енгибарян, Кузнецов и двукратный чемпион Европы Агеев.
Для реализации тактики обыгрывания эти боксеры применяют большое количество обманных действий. Великолепная реакция спортсменов позволяет им мгновенно защищаться и проводить ответные или встречные контратаки, вновь переключаться на защиты, а затем вновь на контратаки.
Боксеры этого типа смело входят в ударную дистанцию соперника и после проведения своей атаки или контратаки быстро отходят на дальнюю дистанцию. Если же они не успевают уйти от бурной контратаки противника, То сковывают его.
В своих действиях эти спортсмены применяют самые разнообразные удары: короткие и длинные прямые, боковые, удары снизу.
Во втором типе игрового стиля тактика обыгрывания часто сочетается с применением хорошо поставленных акцентированных ударов. Среди боксеров этого типа — выдающийся кубинский спортсмен, двукратный чемпион мира и олимпийских игр Стивенсон, советские боксеры — чемпион XVI Олимпийских игр Шатков и чемпион XX Олимпийских игр Лемешев. Это очень осторожные боксеры. Они подолгу выжидают удобного момента для нанесения нокаутирующего удара и, как правило, одерживают победы нокаутом, используя прямой или короткий боковой удар правой (левши — левой) в голову. Вызовы противника на активные действия они осуществляют левой рукой (левши— правой). Действуя левой, они выжидают удобной ситуации или создают ее, умело защищаясь на всех дистанциях. Если момент для нанесения решительного удара так и не представится, они обеспечивают себе победу по очкам, успешно применяя удары левой (левши — правой). В бою такие боксеры не суетливы и, в отличие от боксеров первого типа, менее активны.
Боксеры-«игровики» третьего типа особенно подвижны на ринге, очень много маневрируют. К таким спортсменам можно отнести первого советского олимпийского чемпиона Сафронова, трехкратного чемпиона Европы Рыбакова, чемпионов Европы Быстрова, Ткаченко, Конакбаева, Николяна.
Отсутствие в своем арсенале нокаутирующего удара они компенсируют большим количеством легких одиночных или серийных ударов (хотя иногда боксеры этого типа и одерживают победу нокаутом). Сочетая финты и легкие удары с быстрым маневрированием, они вдруг переходят в неожиданную атаку, захватывая противника врасплох, в момент его неготовности.
Особенность манеры ведения боя этих боксеров — великолепная работа левой (у левшей — правой) рукой. Быстро передвигаясь по рингу, они применяют удары левой (правой) и в атаке, и в контратаке, и на отходах.
Таким образом, в индивидуальной манере боксеров тактика обыгрывания выражается по-разному в зависимости от их морфологических, функциональных и психических качеств и особенностей.
Боксеры, придерживающиеся активно-наступательной тактики темпа и удара, как правило, физически сильны, исключительно выносливы и агрессивны. В числе представителей этой тактической манеры — выдающийся венгерский боксер, трехкратный олимпийский чемпион Папп, румынский боксер Линка, польские Кулей и Средницкий, кубинский боксер Родригес, кениец. Мусоки, боксер из Пуэрто-Рико Гомес, американские спортсмены Паттерсон, Фрезер, Формен, братья Спинксы, советские боксеры Щербаков, Попенченко, Соколов, Степашкин, Соломин, Климанов, Рачков, Савченко, Демьяненко и др.
Эта группа тоже разделяется на подгруппы: одни боксеры (Климанов, Родригес, Мусоки, Средницкий) придерживаются чисто темповой тактики. Они не обладают сильным нокаутирующим ударом и компенсируют этот недостаток непрерывным натиском, высоким темпом, большим количеством разнообразных ударов. Другие боксеры (чемпион мира Гомес, Савченко и олимпийский чемпион Спинкс) обладают хорошо поставленным, мощным ударом, который они обычно и реализуют в рамках активнонаступательной тактики.
Таким образом, чемпионами олимпийского ринга становились представители различных направлений бокса. Однако на современном этапе и «игровики» и боксеры активно-наступательной манеры превращаются в „универсалов". Такова тенденция современного бокса. Как показал анализ киноматериалов, снятых на Олимпийских играх в Монреале, боксеры игровой манеры при необходимости могут успешно применять тактику темпового ведения боя на ближней дистанции и тактику сильного удара на средней дистанции, а боксеры, придерживающиеся тактики темпа и удара, могут применять в зависимости от особенностей противника игровой стиль. Очень характерна в этом смысле манера ведения боя чемпиона мира и Монреальских олимпийских игр американца Дэвиса, который, искусно ведя бой на дальней дистанции, использовал ложные действия, маневрирование, разнообразные защиты, заставляющие противников «проваливаться», навязывал непрерывный темп и обмен сильными ударами и в то же время умел в случае необходимости применять встречные акцентированные удары, защиты подставками и уклонами в средней дистанции и бой на ближней дистанции, Эти разнообразные умения Дэвиса особенно ярко проявились в его финальном поединке с Куцовым.
Яркий представитель активно-наступательной тактики олимпийский чемпион в полутяжелом весе Спинкс нередко прибегал в боях к стилю обыгрывания: маневрируя по рингу, вызывал противников на удар и тут же наносил сильные удары с дальней дистанции.
Таким образом, олимпийский бокс — это органический сплав разносторонней физической, технической и волевой подготовленности. Бои на мировом и олимпийском рингах носят атлетический характер и одновременно демонстрируют большое разнообразие и яркость индивидуальных манер спортсменов.
Почему же большинство боксеров мира придерживаются жесткого силового, тотального бокса?
Конечно же, это не дань временной моде, а сложившаяся веками система. Она испытывает большое влияние профессиональной школы бокса, которая стремится как можно скорее вывести спортсмена на ринг. Поэтому-то подготовка боксеров по профессиональной схеме носит форсированный целенаправленный характер. Использование большого количества жестких вольных боев и спаррингов позволяет тренерам быстрее выявлять и развивать бойцовские качества боксера и сформировывать устойчивые двигательные навыки, определяющие технику бокса.
Далеко не каждый боксер тотального стиля становится олимпийским чемпионом. Однако каждый боксер обязательно встретится с представителями тотального стиля на пути к олимпийским медалям.
Выигрывать у таких спортсменов можно по-разному. И их же оружием: «перерубая» натиск еще большим натиском, еще большей силой ударов. И средствами обыгрывания, заставляя их промахиваться и тут же используя эти промахи и ошибки. И чередованием тех и других средств. Последний вариант является наиболее оптимальным. В ряду советских олимпийских чемпионов можно выделить талантливых спортсменов, которые в равной мере, в зависимости от обстановки на ринге, умели предложить противнику как тотальный, так и игровой бокс — Григорьев, Лагутин, Попенченко, Позняк.
Примеров использования различных вариантов тактики в бою против боксеров тотального стиля более чем достаточно.
Итак, при подготовке к ведению боя против боксера тотального стиля не следует использовать лишь средства тотального бокса, ограничивая тем самым индивидуальные способности спортсмена.
Вопрос о том, каким должен быть современный советский бокс — тотальным или игровым — неправомочен. Бокс может быть и тотальным, и игровым, но главное — он должен быть результативным, эффективным и зрелищным.
Поэтому необходимо бережно относиться к индивидуальному стилю каждого боксера, его тактической манере ведения боя, подбирать тренировочные упражнения с учетом индивидуальных особенностей. Особенно большое внимание следует обращать на совершенствование боевого тактического мышления, умения вести бой с различными по стилю соперниками, строить правильный план боя, а в случае необходимости своевременно изменять этот план, перестраиваться.
Тренировочные занятия могут быть высокоинтенсивными и даже жесткими, но они не должны превращаться в отборочные спарринги, которые приводят боксера к преждевременному вхождению в спортивную форму.
Лишь разносторонняя подготовка с учетом особенностей тактики современного бокса позволит советским боксерам вернуть утраченные передовые позиции на (мировом и олимпийском рингах.
Г. О. Джероян, Е. В. Калмыков, ГЦОЛИФК, Н. А. Худадов, ВНИИФК.