Боксерский поединок включает в себя множество действий, организация которых в определенную последовательность зависит от задач. возникающих в ходе поединка. Каждое действие состоит из совокупности операций, с помощью которых оно выполняется. Операция — это все виды ударов и защит, а также ложные удары и раскрытия, отвлекающие удары, маневрирование и т. п.
В зависимости от задач поединка можно выделить следующие формы действий:
1) разведывательные;
2) по осуществлению избранной тактики ведения боя;
3) по перестройке тактики ведения боя;
4) ситуативные;
5) подготовительные.
Разведывательные действия позволяют выявлять особенности ведения боя противником, его сильные и слабые стороны. Они осуществляются теми же операциями, что и большинство других. Поэтому разведку нелегко отличить от остальных действий. Ее особенности — это, пожалуй, обилие легких одиночных и повторных ударов, вызовов на атаку и всевозможных финтов, а также несколько сниженный темп боя (хотя и не всегда).
Действия по осуществлению избранной тактики ведения боя представляют собой тот или иной тактический вариант ведения поединка, характеризующийся преимущественным применением определенных боевых средств.
В зависимости от специфики боевых средств выделяют следующие тактические варианты: тактику высокого темпа, сильного удара, искусного обыгрывания. Сумма этих тактических вариантов представляет собой универсальную тактику. В большинстве случаев встречаются смешанные тактические варианты, например сочетание тактики высокого темпа и сильного удара, искусного обыгрывания и сильного удара и др.
Избранный тактический вариант ведения боя следует определять по преимущественному использованию определенных операций с учетом формы, дистанции и других особенностей их выполнения. Если встречается один из перечисленных тактических вариантов в «чистом» виде, то определить его довольно просто. Так, для боксеров-темповиков характерно значительно большее количество ударов (267±34) и серии в бою (19±6), чем для нокаутеров (соответственно 155±21 и 3±1). Зато у последних гораздо больше нокдаунов и нокаутов.
Труднее выделить смешанный тактический вариант. Для этого следует указывать наиболее часто применяемые форму, дистанцию и темп ведения боя. Например, боксер ведет бой преимущественно на средней дистанции, в ответной форме и среднем темпе.
В любом тактическом варианте могут использоваться и отдельные тактические приемы, например сковывание, опережение, тактика «быстрого старта», «3-го раунда» и т. п.
В конечном счете действие по осуществлению избранной тактики ведения боя проявляется в форме индивидуальной манеры ведения боя, т. е. в форме преимущественного использования определенных тактических вариантов и приемов, форм и дистанций ведения боя, характерных для данного спортсмена. Количественная и качественная оценка этих признаков позволит определить индивидуальную манеру ведения боя, а значит, и действие по осуществлению избранной тактики ведения боя.
Действия по перестройке тактики ведения боя осуществляются в форме изменения манеры ведения боя или отдельных ее компонентов (тактического варианта, формы и дистанции боя) Эти действия направлены как на выбор более выгодного тактического варианта, так и на дезориентацию противника. В последнем случае это может выражаться в частой смене манер ведения боя. Критерием выделения данного действия является существенное изменение манеры ведения боя или отдельных ее компонентов на протяжении поединка.
Ситуативные действия — это отдельные операции или их совокупность, направленные на выгодное использование определенных ситуаций в поединке. Можно выделить наиболее важные ситуации, разделив их на благоприятные и неблагоприятные. К первым относятся те, в которых ставится в затруднительное положение противник, а ко вторым те, в которых в такое же положение попадает сам боксер. К благоприятным ситуациям относятся следующие: потеря равновесия противником, получение им травмы, затрудняющей ведение боя, замешательство после сильного удара или внезапной атаки, предупреждение, повышающее возможность выигрыша, и др. Эти же ситуации будут неблагоприятными, если они относятся к самому боксеру.
Подготовительные действия проводятся с помощью обманных движений, легких ударов, вызовов противника на атаку ложными раскрытиями, «выдергиванием» его и другими операциями для подготовки атаки или защиты. Эти действия имеют весьма специфический операционный состав, и поэтому по ним можно судить об использовании подготовительных действий в поединке.
Таким образом, соревновательная деятельность предстает в виде совокупности целенаправленных действий в поединках и составляющих их операций. Структура ее весьма подвижна, а границы действий довольно условны и «размыты», что значительно усложняет ее изучение.
Соревновательная деятельность может состоять из одного основного действия по осуществлению избранной тактики ведения боя и включать более частные подготовительные и ситуативные действия. В некоторых случаях любое действие (за исключением, пожалуй, разведывательного) может приобрести самостоятельное значение и быть направлено на осуществление основной задачи поединка. Допустим, в ходе боя выясняется, что противник очень часто промахивается и теряет равновесие, становясь легкоуязвимым. В этом случае основной задачей может быть использование указанной ситуации с помощью ситуативного действия, которое и станет ведущим.
Самым простым методом изучения соревновательной деятельности является наблюдение, которым может пользоваться любой тренер. Эффективность этого метода зависит от его целенаправленности. При этом целесообразно наблюдение, оценку и анализ деятельности осуществлять по уровням. На первом уровне в качестве объекта изучения выступают тактические действия боксера. Следует оценивать их эффективность, своевременность и соответствие складывающимся на ринге ситуациям.
Эффективность разведывательных действий с помощью наблюдения оценить трудно, а порой и невозможно, поскольку от наблюдателя скрыта их результативная сторона. Последняя зависит от того, насколько полно боксеру удалось выявить сильные и слабые стороны в подготовке противника, а это можно выяснить только при его опросе или анкетировании. С целью проверки объективности этого метода желательно анализировать киноматериалы или видеозаписи поединка.
Оценивая действия по осуществлению избранной тактики ведения боя, нужно вначале охарактеризовать манеру ведения боя боксера и ее соответствие особенностям самого спортсмена и его противника. Особенно важно выявить умение боксера вести поединок с боксерами разной манеры — темповиками, нокаутерами, левшами и другими, отмечая при этом его основные ошибки.
Оценивать действия по перестройке тактики ведения боя следует, учитывая своевременность перестройки и эффективность использования нового тактического варианта. Чем быстрее перестроена тактика в проигрышной ситуации, а также чем выше эффективность ее после перестройки, тем выше оценка данного действия. Нужно учесть, что для наблюдателя оценить это действие не так просто, поскольку нужно анализировать манеры ведения боя обоих противников, определять преимущество того или иного боксера, а также целесообразность и своевременность перестройки тактики боя.
Ситуативные действия можно оценивать по попыткам использования перечисленных выше ситуаций, а также по эффективности их. В одном случае боксер просто не использует благоприятную ситуацию, в другом — пытается это сделать, но неудачно, а в третьем — успешно осуществляет эту попытку. Естественно, оценка в каждом случае будет разная.
Оценивать подготовительные действия нужно, учитывая результативность ударов или защит, выполненных после применения финтов, ложных раскрытий и других операций. Чем она выше, тем эффективнее действие.
Следующий уровень анализа предусматривает изучение операций, составляющих определенное действие, в качестве самостоятельных единиц. В принципе могут изучаться все используемые операции, однако из-за их многочисленности это нецелесообразно. Исходя из задач анализа, можно ограничиться изучением отдельных операций или групп их, например атакующих, встречных и ответных ударов или защит, выполняемых движением рук, ног и туловища. Кроме того, можно выделить отдельные фазы боя (на ближней, средней и дальней дистанциях).
Оценивать операции следует, учитывая их пространственные, временные и динамические характеристики. Нужно оценивать правильность выполнения операций, особое внимание обращая на ошибки, связанные с нарушением правил. Важное значение имеет определение результативности операций и выяснение причин, влияющих на нее. Допустим, оказалось, что боксер часто промахивается при нанесении ответных ударов в голову. Анализ других операций показал, что причина — неумелое использование защит (слишком далекий уход от противника), после которых проводились ответные удары.
Не менее важное значение имеет определение таких характеристик, как быстрота ударов, защит и передвижений, сила ударов и умение ее дифференцировать, выносливость, чувство дистанции, быстрота переключения от защитных действий к атакующим и обратно. Учитывая многочисленность показателей, характеризующих эффективность выполнения операций, следует тщательно выбирать их, исходя из задач анализа.
Особого внимания заслуживает анализ уровня развития психических процессов и качеств у боксеров, так как психические процессы влияют на эффективность выполнения действий и операции. Прежде всего следует оценивать степень выраженности волевых качеств боксера: смелости, стойкости и инициативности. Ясно, что от проявления данных качеств в поединке будет во многом зависеть его результат.
Существенной характеристикой боксера является так называемая эмоционально-поведенческая устойчивость. Особенно наглядно она проявляется в поведении спортсмена в экстремальных ситуациях поединка: при получении сильного удара, травме, предупреждении самого боксера или его противника (особенно в равном и трудном бою, да еще в последнем раунде, когда решается судьба поединка); бое с очень трудным противником (более высокого класса, нокаутером и т. п.); неожиданной и стремительной («психической») атаке противника, бурной реакции зрителей и др.
Оценивать эмоционально-поведенческую устойчивость нужно, учитывая особенности поведения боксера в перечисленных ситуациях. При адекватном поведении спортсмен четко, своевременно и правильно реагирует на ситуацию (например, при «психической» атаке противника вовремя и точно встречает его или защищается; при нокдауне спокойно готовится встретить противника или старается тянуть время, чтобы оправиться после удара, и т. п.). Неадекватное поведение может проявляться либо в излишней агрессивности, сопровождающейся бесконтрольностью поведения (например, после полученного сильного удара бездумно обмениваться ударами, хотя это и невыгодно; применять запрещенные приемы или вступать в пререкания с судьей и т. п.), либо в явной пассивности, вплоть до отказа от боя и симуляции.
Анализируя соревновательную деятельность описанным выше способом, можно выявить сильные и слабые стороны мастерства боксеров и более целенаправленно их совершенствовать. Следует помнить только, что такой анализ является субъективным.
Поэтому нужно стремиться возможно более объективно оценивать соревновательную деятельность. Для этого можно использовать так называемые экспертные оценки нескольких компетентных специалистов в количественном виде (С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич, 1973; И. И. Китаев, 1976, и др.). Наши исследования, проведенные на чемпионате СССР 1977 г., показали, что экспортные оценки тактических действий оказались объективными (коэффициент конкордации колебался от 0,72 до 0,78, а величина критериев X2 и Z свидетельствовала о том, что с вероятностью, большей чем 0,95, можно утверждать не случайную согласованность мнений экспертов). Правда, это не относится к разведывательным действиям, поскольку их оценка затруднена.
Помимо экспертных оценок нужно использовать количественный анализ выполняемых действий и операций. Так, по количеству наносимых в бою ударов можно судить о плотности ведения боя (О. П. Фролов, 1966; В. А. Петухов, 1970), а также о тенденциях ее изменения по годам. Например, если в 1966 г. на чемпионате страны среднее число ударов в бою равнялось 129, то на Спартакиаде народов СССР в 1975 г. оно возросло до 192, т. е. плотность боя повысилась более чем на 60 ударов. В то же время по плотности боя советские боксеры отстают от многих зарубежных спортсменов. На чемпионате Европы 1975 г. средняя плотность боя у наших спортсменов составила 216 ударов, в то время как, например, у румынских она равнялась 245 ударам (В. А. Петухов, Ю. Б. Никифоров). На Олимпийских играх в Монреале советские боксеры также уступали по плотности ведения боя представителям некоторых зарубежных стран (особенно США и Кубы).
На основе учета количества применяемых действий и операций можно оценивать их эффективность. Для этого используется так называемый коэффициент эффективности боевых действий, являющийся суммой коэффициента эффективности атаки и коэффициента эффективности защиты (О. П. Фролов, 1966). Первый из них есть отношение числа ударов, дошедших до цели, к числу всех ударов, нанесенных боксером. Второй является отношением парированных ударов к общему числу их, нанесенных противником.
Представляется, что с помощью подобных коэффициентов можно определять не только эффективность боя, но и тактические действия, операции и отдельные фазы боя. Например, эффективность действий по перестройке тактики ведения боя можно определять по коэффициенту эффективности боевых действий, вычисляемому до и после перестройки тактических вариантов ведения боя. Чем выше данный коэффициент после перестройки тактики, тем эффективнее данное действие. Эффективность подготовительных действий определяется величиной коэффициента, представляющего собой отношение числа ударов, нанесенных с применением подготовительных действий и дошедших до цели, к общему количеству таких ударов. Кроме того, с помощью соответствующих коэффициентов можно оценить (хотя и косвенно) уровень развития некоторых физических качеств. Например, выносливость — с помощью коэффициента выносливости, определяемого отношением коэффициента эффективности атаки в 3-м раунде к такому же коэффициенту за бой. С помощью экспертов боксеров разделяют на выносливых и невыносливых. Первые отличаются более высоким коэффициентом выносливости (1,23±0,11), чем вторые (1,06±0,1). Различия статистически достоверны, что свидетельствует о достаточно высокой информативности данного показателя, которая может повыситься, если данный коэффициент вычислять па основе коэффициента эффективности боевых действий.
В заключение хочется подчеркнуть, что дальнейшее повышение эффективности изучения соревновательной деятельности боксеров будет во многом зависеть от поиска объективных критериев и способов количественной оценки различных ее компонентов.