Анализ и обобщение опыта подготовки высококвалифицированных спортсменов позволяет отметить, что в настоящее время в различных видах спорта происходит своего рода выравнивание основных параметров тренировочного процесса. Это относится прежде всего к объему и интенсивности тренировочных нагрузок, а также к системе планирования подготовки и ее преимущественной направленности на различных этапах. Наиболее заметно это проявляется в видах спорта и дисциплинах, связанных с выносливостью.
В настоящее время в ряде видов спорта отмечается тенденция к закреплению двух- и трехцикловой структуры процесса подготовки высококвалифицированных спортсменов. Это связано с возрастающими требованиями к уровню спортивных достижений, закономерностями развития спортивной формы, целенаправленным обеспечением последовательной смены трех фаз: приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и временной утраты спортивной формы. При этом последующий период подготовки начинается с более высокого исходного состояния работоспособности и функциональных систем организма в гиперкомпенсаторной фазе. Такое планирование этапов подготовки способствует повышению общей устойчивости организма к любым воздействиям среды (нагрузкам).
Одной из методических трудностей является достижение пика спортивной формы к моменту проведения главных соревнований. Установлено, что рассредоточенное повторение упражнений в течение дня, недели и в других звеньях тренировочного процесса более целесообразно, а концентрический метод организации упражнений эффективнее, чем линейный (А. А. Тер-Ованесян, 1978). То же можно сказать, по-видимому, и о распределении различных циклов тренировки. Известно также, что дробное распределение нагрузки более эффективно. Подобное имеет место при организации работы над развитием различных сторон подготовленности спортсмена, осуществляемой параллельно, но доля средств различной направленности не одинакова (В. А. Парфенов, В. Н. Платонов, 1979).
Это положение раскрывается в следующем принципе: в одном занятии должен иметь место хотя бы один элемент соревновательного упражнения, в микроцикле — хотя бы одно целостное исполнение соревновательного упражнения, в мезоцикле — хотя бы один соревновательный микроцикл, в годовом макроцикле — один соревновательный мезоцикл и т. д.
На практике многоцикловая структура годичного цикла получила дальнейшее развитие в спортивном плавании. В настоящее время при подготовке высококвалифицированных пловцов тренировка в годичном цикле представляет систему из трех макроциклов. В то же время эти макроциклы существенно различаются, например, по характеру задач, соотношению различных тренировочных средств и в конечном счете подчинены подготовке к кульминационным соревнованиям сезона, которые обычно проводятся летом, в конце третьего макроцикла (В. А. Парфенов, В. Н. Платонов, 1979).
Многоцикловая подготовка и, в частности, трехцикловая подготовка в плавании, по-видимому, связана с необходимостью значительного увеличения объемов тренировочной работы, упорядочения контроля за уровнем подготовленности, трансформацией больших объемов в спортивный результат и участием в большом количестве ответственных соревнований.
Заслуживает внимания опыт организации объемных тренировок в дробном исполнении (лыжный спорт, стендовая стрельба, борьба классическая и др.). При этом дневная тренировка разбивается на несколько более коротких, с небольшими перерывами для проведения восстановительных мероприятий.
Методической новинкой в трехцикловой системе стало введение так называемых соревновательных серий, когда ведущие пловцы за короткий промежуток времени стартуют 5—7 раз в турнирах высокого уровня (С. М. Вайцеховский, 1981).
По-видимому, использование предварительной соревновательной практики позволяет создать определенный запас прочности при дальнейшей подготовке к главным соревнованиям.
Таким образом, основным направлением в практике работы спортсменов высокого класса является интенсификация процесса подготовки. При этом главное внимание уделяется совершенствованию структуры соревновательной подготовки и системе тренировок с так называемыми большими нагрузками. Несомненный интерес представляет концепция многоцикловой структуры годичного цикла, которая позволяет успешно участвовать в соревнованиях на фоне значительного увеличения объема тренировочной работы. Планирование многоцикловой подготовки позволяет избежать ошибок при подведении спортсменов высокого класса к главным соревнованиям. Теория и практика спорта дают все больше аргументов для признания цикличности в построении тренировки. При этом подчеркивается, что процесс спортивного совершенствования дискретен и квантован на отрезки (занятия, микроциклы, этапы и макроциклы). В содержании же этих структурных единиц должно быть предусмотрено постоянное освоение нового (Матвеев Л. П., 1977; Ратов И. П., 1980 и др.).
Другим направлением рационализации и интенсификации спортивной тренировки является определенным образом организованное варьирование тренировочных нагрузок.
В научно-методической литературе существуют противоречивые рекомендации по преимущественному увеличению, характеру варьирования и распределению отдельных компонентов нагрузки и, в частности, объема и интенсивности на различных этапах подготовки высококвалифицированных спортсменов. Можно выделить две основные точки зрения.
Первая группа специалистов считает, что нагрузка повышается главным образом за счет объема (увеличивается число занятий, километров и т. д.). Предлагается преимущественно волнообразное применение нагрузки, при этом волны объема и их интенсивность, как правило, противоположно направлены на отдельных этапах подготовки (Л. П. Матвеев, 1977; Д. Харре, 1972; А. А. Тер-Ованесян, 1978; А. А. Парфенов, В. Н. Платонов, 1979 и др.).
Вторая группа специалистов отмечает, что в спортивной тренировке очень важно периодически применять большие по объему и высокие по интенсивности нагрузки (Д. Каунснл-мен, 1970; А. Н. Воробьев, 1977 и др.). А. Н. Воробьев предлагает строить тренировочную нагрузку как по объему, так и по интенсивности с учетом спортивного результата, не противопоставляя объем и интенсивность, периодически моделируя нагрузку и напряжения, характерные для соревнований. В настоящее время наблюдается стремление специалистов к большей детализации показателей тренировочных нагрузок, при этом внимание уделяется оптимальному соотношению составляющих частей нагрузки в зависимости от их интенсивности и продолжительности с учетом уровня подготовленности и индивидуальных особенностей спортсменов, а также специфики вида спорта.
Еще одно направление связано с интенсификацией тренировочного процесса на основе вычленения наиболее рациональных средств и методов развития различных сторон подготовленности спортсменов. Наиболее перспективным представляется направленное совершенствование основных компонентов подготовленности спортсменов на базе избирательного воздействия при рациональном и вариативном сочетании разнообразных средств и методов тренировки.
Таким образом, количественное увеличение структурных единиц тренировочного процесса — основное направление совершенствования системы подготовки спортсменов высших разрядов.
Основное внимание здесь уделяется совершенствованию структуры соревновательной деятельности и системы специальных тренировок с так называемыми большими нагрузками в дробном исполнении.
Реализация многоцикловой структуры годичного цикла на основе комплексной рационализации основных единиц тренировочного процесса и организации нагрузок в дробном исполнении позволяет спортсменам высших разрядов успешно участвовать в целом ряде ответственных соревнований на фоне значительного увеличения объема тренировочной работы (на 30—50%) без снижения адаптационных возможностей и работоспособности.
Практически каждый вид спорта, в том числе и велосипедный, имеет свои специфические тенденции в построении тренировочного процесса в годичном цикле подготовки велосипедистов высших разрядов.
За два года до Олимпиады-80 в велосипедном спорте был осуществлен переход на двухцикловое планирование тренировки в годичном цикле. Это организационное мероприятие явилось одной из причин, позволивших добиться значительного прогресса спортивных результатов, о чем свидетельствует рост рекордов СССР во всех видах программы, победы на чемпионатах мира и Олимпийских играх.
В переходе советских велосипедистов на двухцикловое планирование, естественно, решающую роль сыграло строительство крытых треков: олимпийского в Москве и Львове, а также ввод в строй открытых треков, расположенных в южных городах, имеющих теплый и мягкий климат: Ленинабаде, Ташкенте, Ашхабаде, Тбилиси, Алма-Ате и др. Эти треки позволяют осуществлять на них круглогодичный тренировочный процесс.
На двухцикловое планирование в годичном цикле перешли не только велосипедисты, специализирующиеся в гонках на треке, но и спортсмены, готовящиеся к участию в шоссейных однодневных и многодневных соревнованиях. На завершающем этапе первого годичного цикла подготовки эти гонщики для скоростно-силовой, технической, тактической и психической подготовок в свои тренировочные планы в январе включают тренировки и соревновательные серии на треке, главным образом в групповых однодневных и многодневных парных, а также многокруговых гонках с промежуточными финишами.
В начале первого этапа годичного цикла основное внимание уделяется развитию общей и специальной физической подготовки, которая в основном осуществляется путем подбора специально-подготовительных упражнений в зависимости от специализации велосипедистов. Продолжительность, скорость выполнения упражнений н величина отягощений также зависят от специализации гонщика.
Спринтеры и гитовики специально-подготовительные упражнения скоростно-силовой направленности выполняют от 5 до 70 с главным образом с большими и максимальными отягощениями, стремясь к наибольшей скорости их выполнения.
Шоссейники и преследователи эти упражнения выполняют со средними и малыми отягощениями значительно большее время при оптимальной скорости повторения.
Параллельно с ОФП и СФП осуществляется развитие специальной выносливости на велотренажерах и велосипеде в естественных условиях (на южных сборах). Особое место в тренировочном процессе отводится развитию специальной силовой выносливости, главным образом за счет езды на подъемах и постепенного увеличения передаточных отношений.
Развитие специальной силовой выносливости на подводящем этапе к скоростно-силовой работе на треке (январь) методически оправдано и является фундаментом, необходимым для воспитания физического качества — быстроты.
Однако на этом этапе не следует забывать прежде всего о принципе постепенности увеличения нагрузок в процессе развития специальной силовой выносливости. При этом значительную роль играет не только количественный рост работы и постепенное увеличение пульса, но и постепенное усложнение технических приемов, применяемых для преодоления подъемов. в следующих сочетаниях:
1. Преодоление подъемов способом «танцовщица», при котором педалирование осуществляется в основном за счет веса спортсмена.
2. Преодоление начала подъема за счет педалирования сидя на седле, далее способом «танцовщица».
3. Преодоление подъемов первоначально за счет педалирования сидя на седле, далее способом «танцовщица». При этом вершина подъема преодолевается за счет самого эффективного способа — педалирования стоя на педалях, при котором используются все основные движущие силы (мышечная, становая, вес тела спортсмена).
Далее, по мере роста силовой выносливости, уменьшается доля использования техники преодоления подъемов, требующей малого силового напряжения мышц. В этот период возрастает значимость техники, требующей большого силовогр напряжения мышц. Не следует забывать и о постепенном увеличении передаточных отношений.
Гонщики, специализирующиеся в спринте, в тренировочно-соревновательном мезоцикле на треке в январе и начале февраля чередуют 3—4 (серии) соревновательных микроцикла с тренировочными и подводящими микроциклами, решая следующие основные задачи:
1. По технике — определяется уровень технической подготовленности, восстановление и дальнейшее совершенствование техники езды и маневрирования по треку; выявляется степень использования двигательного потенциала.
2. По функциональной подготовке — совершенствуются способности к наращиванию максимальной скорости к финишу с ходу и с рывка.
3. По тактической подготовке — совершенствуется тактическое мастерство в групповых и матчевых спринтерских заездах.
4. По психической подготовке — совершенствуются формы и методы, направленные на воспитание способностей к психической регуляции и саморегуляции психического состояния в процессе тренировки и соревнований, психической устойчивости и стабилизации психических процессов, обеспечивающих надежность выступлений в соревнованиях.
Подготовка гитовиков в этом мезоцикле осуществляется по тем же принципам, что и спринтеров. При этом дополнительно решаются следующие специфические задачи:
1. По технике — определение эффективности техники старта с места и техники педалирования, ее устойчивости при действии сбивающих факторов.
2. По функциональной подготовке — совершенствование способностей к сохранению дистанционной соревновательной скорости до финиша.
Подготовка преследователей к индивидуальной и командной гонкам сводится в этот период к решению следующих задач:
1. По технике — выявление соответствия техники индивидуальным особенностям спортсмена.
2. По функциональной подготовке — дальнейшее совершенствование экономичности и эффективности дистанционной (соревновательной) скорости.
3. По тактике — совершенствование тактического мастерства, направленного на воспитание умения управлять изменениями дистанционной (соревновательной) скорости в зависимости от тактических задач.
Шсссейники на январском тренировочно-соревновательном этапе на треке также решают свои специфические задачи.
1. По технике — определение уровня технической подготовленности, совершенствование техники езды и маневрирования по треку и техники финиширования с различных позиций.
2. По функциональной подготовке — совершенствование возможностей организма спортсмена к быстрому восстановлению работоспособности при переменной скорости езды и адаптация к специфическим нагрузкам.
3. По тактике — совершенствование и реализация запланированных тактических вариантов, умение в зависимости от конкретных изменяющихся условий в гонке принимать оптимальное решение, сообразуя его с индивидуальными способностями.
Одним из существенных вариантов двухциклового планирования тренировки в годичном цикле для шоссейников и преследователей является подготовка и участие в различных шоссейных гонках, проводимых в эти сроки на шоссейных дорогах в условиях тропического и субтропического климата.
Второй годичный цикл тренировки начинается в феврале и вновь с вкатывания (развития специальной выносливости), но с более высокого уровня, чем в первом цикле, параллельно с дальнейшим совершенствованием общей и прежде всего специальной физической подготовки.
Спринтеры и гитовики особое внимание на этом этапе уделяют специальной физической подготовке, т. е. развитию взрывной и максимальной абсолютной силы, а также дистанционной силовой выносливости.
В последующие месяцы на базе специальной выносливости, как и в первом цикле подготовки, включается работа на развитие специальной силовой и дистанционной выносливости по тем же методическим принципам.
Большая часть велосипедистов-шоссейников, а также некоторые преследователи на этом этапе подготовки проводят трехразовые тренировки на велосипеде по шоссе: утром выполняется основная, большая работа по объему и интенсивности, во второй половине дня — меньшая работа, носящая восстановительный характер, и третья, вечерняя тренировка, направлена на дальнейшее совершенствование общей и специальной физической подготовки. Периодически она заменяется ездой на велосипеде.
В этот период гонщики выступают в большом количестве подводящих (не основных) соревнований. Перед каждым из них ставятся необходимые задачи.
Спринтеры и гитовики с конца февраля до середины марта строят свою подготовку по следующему плану: зарядка включает упражнения по ОФП и СФП, утренняя тренировка на велосипеде по шоссе предусматривает большую по объему нагрузку. Она направлена на дальнейшее развитие специальной выносливости. В нее включается также и специальная работа на отрезках скоростно-силового характера: на спусках, по ветру, равнине и в гору, в группе, индивидуально, парами и командами.
Вечерние занятия по ОФП и СФП чередуются с короткими восстановительными тренировками на велосипедах по шоссе.
С середины марта и в апреле в утренние тренировки на велосипеде наряду с продолжающейся работой над развитием специальной выносливости включается и развитие специальной силовой выносливости. В вечерних занятиях на велосипеде по шоссе, как и в соревновательном периоде на треке, на фоне суперкомпенсации проводятся специализированные скоростно-силовые тренировки, в которые включаются упражнения на совершенствование специально-технической подготовки и лидирование за мотоциклом или автомашиной.
По той же схеме и принципам методики строят свою подготовку на этом этапе и преследователи.
Подготовка к летнему (второму годичному) циклу соревновательных серий всеми велосипедистами осуществляется в основном по той же методике тренировки, что и ранее при одко-цикловом годичном планировании, в своей основе повторяя первый цикл.
Для некоторых велосипедистов-шоссейни-ков, принимающих активное участие в различных однодневных и многодневных весенних соревнованиях (велогонка Мира и др.), имеющих специальную подготовку, применяется трехцикловое планирование тренировки в годичном цикле.
Двух- и трехцикловое планирование годичного цикла тренировки велосипедистов весьма прогрессивно, так как тренер имеет возможность моделировать различные фазы спортивной формы, внося в план подготовки от цикла к циклу необходимые коррективы, благодаря чему спортсмен может достичь более высоких спортивных результатов.
Для управления тренировочным и соревновательным процессом на шоссе и треке при двух- и трехцикловом планировании подготовки велосипедистов в годичном цикле по основным параметрам (частота педалирования, частота пульса, скорости движения, величина передаточных отношений), а также для программирования и прогнозирования спортивных достижений рекомендуем методику, опубликованную в пособии «Подготовка юных велосипедистов»1.
Примечания
1. Крылатых Ю. Г. н МинаковС. М. Подготовка юных велосипедистов. М.; ФиС, 1982.
С. М. Минаков, заслуженный тренер РСФСР, ГЦОЛИФК, В. М. Максимова, кандидат педагогических наук, В. Л. Никуличев, оба ВНИИФК.