Тренировка велосипедистов-шоссейников при различном объеме соревновательной нагрузки.
Общепризнано угнетающее влияние соревновательной нагрузки на организм спортсменов. В соревновательной обстановке резко обостряется эмоциональное состояние, психическая напряженность в ряде случаев достигает большого накала. Эти влияния в сочетании с обстановкой соперничества и наличие мотивационных факторов обусловливают предельную мобилизацию физических возможностей спортсменов. Состояние утомления при этом выражено более значительно, а продолжительность восстановления работоспособности после соревнований большая, чем в условиях обычных тренировочных занятий. В связи с этим в циклических видах спорта объем соревновательных нагрузок весьма невысок. По нашим подсчетам, этот объем у пловцов, бегунов на средние и длинные дистанции и гребцов-каноистов средней квалификации составляет в настоящее время 3,6—6,9% от общего годичного объема специфических тренировочных нагрузок.
Такой режим тренировки долгое время был распространен и в велосипедном спорте. Боязнь больших соревновательных нагрузок, исходящая из общетеоретических установок, и недооценка специфики велосипедного спорта долгое время тормозили темпы повышения спортивных результатов шоссейников. Но эта ошибочная тенденция была преодолена в 1968—1972 гг. Проанализировав огромный материал по динамике тренировочных и соревновательных нагрузок у велосипедистов (как профессионалов, так и любителей), В. А. Капитонов и С. В. Ердаков1 показали, что основными тенденциями в мировом велосипедном спорте являются стремительный рост общего объема нагрузок, постоянное увеличение числа соревнований и всевозрастающее повышение интенсивности специфических нагрузок.
В соответствии с указанными тенденциями изменилась подготовка сборных команд страны, что дало положительные результаты, особенно в 1972—1980 гг. Можно утверждать, что эти тенденции нужно учитывать при подготовке велосипедистов средней квалификации. Именно подобное обстоятельство определило направленность нашего исследования.
В течение трех лет проводился педагогический эксперимент со студентами Краснодарского ГИФК, специализирующимися по велосипедному спорту. Сущность эксперимента сводилась к следующему. В период 1979/80 учебного года равноценные по составу, функциональной подготовленности и спортивной результативности контрольная и экспериментальная группы велосипедистов-шоссейников тренировались по единому плану и с относительно одинаковой тренировочной и соревновательной нагрузкой. Как видно из табл. 1, общий объем специальной нагрузки в опытной и контрольной группах был равен соответственно 14 208 км и 14 433 км (различия недостоверны). Существенно не различались величины интенсивной, силовой, умеренной, восстановительной и соревновательной нагрузок (см. табл. 1).
В течение исходного для эксперимента периода испытуемые обеих групп 4 раза тестировались по 7 показателям во время выполнения ступенчатой нагрузки до отказа на велоэргометре в лабораторных условиях. Определялись: общая продолжительность выполнения тестирующей нагрузки (tст), продолжительность периода работы с критической мощностью (tyд); величина PWC170, по В. Л. Карпману; величины максимального потребления кислорода (МПК) в абсолютных и относительных единицах; уровень порога анаэробного обмена по потреблению кислорода (VO2 пано) и критическая мощность велоэргометрической нагрузки (Vкр). (Vкр — это такая мощносгь работы, при которой достигается максимальное потребление кислорода).
Как видно из табл. 2 и 3, показатели изменялись соответственно изменению тренированности студентов, однако величины различий у испытуемых опытной и контрольной групп в аналогичных условиях были почти одинаковые.
Во время проведения лабораторного обследования студенты участвовали в контрольных соревнованиях, преодолевая 200 м с ходу, 4 и 25 км индивидуально. Спортивные результаты так же, как и функциональные показатели, определенные в сеансах лабораторного тестирования, изменялись в разных периодах годичного цикла тренировки соответственно изменению тренированности испытуемых. Однако уровень различий в спортивных достижениях у испытуемых опытной и контрольной групп, определяемый одновременно в разные периоды годичного цикла тренировки (1979/80 г.), был всегда статистически недостоверным (табл. 2 и 3).
После сопоставления спортивных результатов и уровня функционального состояния двух групп испытуемых, тренирующихся по одной программе, был проведен основной педагогический эксперимент (сезоны 1980/81 и 1981/82 гг.). В этот период общий объем специальной нагрузки и ОФП у испытуемых обеих групп был по-прежнему относительно одинаковым, однако соотношение соревновательных, а также интенсивных тренировочных нагрузок было разным.
Эксперимент же предусматривал относительно одинаковое соотношение интенсивных нагрузок. При выполнении указанных нагрузок ЧСС у гонщиков, как правило, превышает 150 уд/мин. Однако в опытной и экспериментальной группах соотношение соревновательных, интенсивных тренировочных и силовых нагрузок было неодинаковым. Так, в опытной группе объем соревнований был большим, чем в контрольной группе, особенно в 1981/82 г., а интенсивный и силовой объемы были более значительны в контрольной группе. При таком распределении указанных объемов нагрузки представлялось возможным определить влияние именно соревновательных нагрузок на результативность тренировочного процесса.
Испытуемые тестировались по прежней программе. Особое внимание уделялось динамике функционального состояния и работоспособности гонщиков в соревновательный период подготовки. С этой целью первое обследование проводилось во второй половине февраля, т. е. в конце подготовительного и начале соревновательного периодов, второе — в середине (июль), а третье в конце (вторая половина октября) соревновательного периода. При обработке полученных данных учитывались показатели тех спортсменов экспериментальной (n=12) и контрольной (n=13) групп, которые выполнили всю программу тренинга и у которых не было значительных перерывов в тренировке.
При анализе результатов эксперимента мы учитывали:
а) наилучшие показатели функционального состояния и спортивные результаты;
б) характер динамики разных показателей в течение соревновательного периода;
в) устойчивость этих показателей в тот же период.
Результаты исследования выявили, что гонщики экспериментальной группы достигли лучших результатов в 6 показателях из 8 по сравнению со спортсменами контрольной группы: tст, tуд, PWC170, МПК, гит на 200 м с ходу и гонка на 25 км. Соответствующие различия во всех случаях оказались достоверными. Результаты в гонке на 4 км были равны у испытуемых обеих групп. Гонщики контрольной группы превосходили испытуемых опытной группы в величинах VO2пано, Vкр, но соответствующие различия оказались недостоверными.
Во всех случаях по результатам 6 измерений, проводимых в течение двух соревновательных периодов с февраля 1981 г. по октябрь 1982 г., у гонщиков обеих групп обнаружилась положительная динамика: спортивные результаты и функциональное состояние улучшались. Характер повышения тренированности велосипедистов имел вид ломаной кривой: в некоторых случаях при каждом очередном тестировании тот или иной показатель улучшался, затем несколько ухудшался, однако в дальнейшем вновь следовало улучшение. Охарактеризованная динамика существенно не отличалась у гонщиков обеих групп, за исключением того, что темпы прироста тренированности у гонщиков зкспериментальной группы были выше, чем у спортсменов контрольной группы.
Не обнаружилось также различий в устойчивости функциональных показателей у гонщиков. Однако показатели спортивных результатов на все три дистанции были более устойчивыми. у спортсменов экспериментальной группы. Например, динамика результатов в гонке на 4 км у велосипедистов опытной группы с февраля 1981 г. по октябрь 1982 г. была такова: 2166 с; 2114 с; 2123 с; 2107 с; 2065 с и 2100 с. У гонщиков контрольной группы соответственно: 2184 с; 2141 с; 2166 с; 2192 с; 2112 с и 2124 с. Как видно, у контрольных испытуемых спортивные результаты в октябре 1981 г. и в феврале 1982 г. значительно ухудшились по сравнению с результатами, показанными в других сеансах тестирования. У гонщиков опытной группы такого провала не наблюдалось.
Таким образом, для велосипедистов-шос-сейкиков (I разряд — кмс — мастер спорта СССР), выполняющих объем специфических нагрузок 18—20 тыс. км в год, вполне допустимы высокие соревновательные нагрузки. В частности, этот объем может составлять 35—38% от общего километража, планируемого на год. По некоторым данным, у сильнейших шоссейников мира, как любителей, так и профессионалов, способных преодолеть за год 38—40 тыс. км, объем соревновательной нагрузки достигает 45—48% от общего годичного километража. Однако столь значительные соревновательные нагрузки не могут быть рекомендованы гонщикам указанных выше разрядов.
Обобщая итоги нашего исследования и опыт спортивной практики, можно сделать следующие принципиальные заключения.
Широко известны установки общетеоретического характера, отводящие большое значение подготовительному периоду тренировки. Л. П. Матвеев2 предлагает этот период называть «периодом фундаментальной подготовки». В нем формируется основа функциональной готовности к высоким спортивным результатам, достигаемым в основном периоде. Этот период состоит из предсоревновательных, соревновательных, восстановительно-поддержи-вающих и восстановительно-подготовительных мезоциклов. Как видно, в соревновательном периоде тренированность спортсменов лишь реализуется, восстанавливается и поддерживается, но не развивается.
Отмеченное соотношение продолжительности подготовительного и соревновательного периодов, равно как и направленность тренировки в настоящее время неприемлемы для велосипедистов. По нашим данным (см. табл. 2 и 3), у гонщиков в течение соревновательного периода достигнутый ранее уровень тренированности не только поддерживался, но и развивался. Выше сообщалось, что в мировом велосипедном спорте четко обозначилась тенденция больших объемов соревновательной нагрузки, что возможно лишь при значительной продолжительности соревновательного периода. В настоящее время она равна 8—8,5 месяца в году. При такой ситуации подготовительный период не может быть достаточно продолжительным для осуществления «фундаментальной подготовки». Поэтому в велосипедном спорте сложилась следующая система.
Длительность подготовительного периода в годичном цикле не превышает 3—3,5 месяца. За этот период можно увеличить тренированность гонщика, сниженную в предыдущем переходном периоде, до уровня соревновательного сезона прошедшего года. Основное же развитие тренированности велосипедистов происходит в течение продолжительного соревновательного периода. В отдельные его этапы гонщики реализуют достигнутые потенциалы, восстанавливаются, а также поддерживают спортивную форму между стартами. Однако помимо этого тренированность неуклонно повышается. Уровень ее прироста в соревновательном периоде больше, чем в подготовительном.
Примечания
1. Велосипедный спорт / Ежегодник. М.; ФиС, 1977, с. 7—11.
2. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: ФнС, 1977.
А. Г. Карпенко, В. В. Михайлов, доктор биологических наук, ГЦОЛИФК.