Перед нами была поставлена задача разработать методику тренировки отстающих факторов скоростно-силовой подготовленности велосипедистов-спринтеров на основе использования специального велотренажера с меняющейся величиной сопротивления и длиной шатунов.
Исследование проведено на 34 велосипедистах I разряда и кандидатах в мастера спорта, специализирующихся в спринтерских гонках и гите с места на 1 км на треке. Эксперимент проводился в течение 24 дней на велотреке в Крылатском. До начала эксперимента у всех испытуемых были зарегистрированы результаты на дистанциях 200 м с ходу и 1000 м с места (табл. 1). Спортсмены прошли также специальное тестирование для оценки уровня развития ведущих факторов скоростно-силовой подготовленности.
При специальном тестировании испытуемые выполняли стартовое ускорение на велоэргометре, снабженном порошковым тормозом, дающим возможность менять сопротивление в широком диапазоне. Метод измерения ведущих факторов скоростно-силовой подготовленности описан ранее (Велосипедный спорт: Ежегодник, 1981, с. 47). В результате тестирования для каждого испытуемого были получены оценки уровня развития трех факторов (качеств):
I — способность к достижению высокого темпа движений;
II — динамическая сила мышц нижних конечностей;
III-скорость одиночного ненагруженного движения (скорость сокращения мышц).
По результатам тестирования испытуемые были разделены на три экспериментальные и одну контрольную группы. В первую группу вошли спортсмены (n=10), у которых способность к достижению высокого темпа движений была на относительно более низком уровне. Во второй группе (n=8) отстающим фактором была динамическая сила мышц нижних конечностей, а в третьей (n=6) скорость одиночного ненагруженного движения. Остальные десять человек составили контрольную группу. Средние арифметические значения по факторам в нормированных отклонениях от общего среднего и стандартные отклонения для каждой из групп представлены в табл. 2.
За 24 дня контрольная группа провела на треке 37 тренировок, а экспериментальные — по 35, затратив в общей сложности соответственно по 61 и 59 ч. По 18 ч в каждой группе было отведено на ОФП, из которых контрольная группа затратила 7 ч на тренировку со штангой. Спортсмены из экспериментальной группы тренировались на велотренажере по 1 часу в течение 10 дней. Первая группа использовала укороченную длину шатунов (155 мм).
Педалирование осуществлялось с высокой и максимальной интенсивностью при минимальном (1,5 кг) и малом (5 кг) сопротивлениях велотренажера. Предполагалось, что в условиях, когда достигается повышенная частота педалирования, происходит быстрая смена процессов возбуждения и торможения в ЦНС, что положительно влияет на способность к достижению высокого темпа движений. На тренировках спортсмены выполняли ускорение от 8 до 130 оборотов, сериями, с регистрацией времени. При выполнении 8 оборотов с места и с ходу регистрировалось время первого, третьего и шестого оборотов. При 130 оборотах — время первых и последних 26 оборотов и общее время, при ускорении в 26 оборотов — общее время. Срочная информация, позволяющая судить о результатах педалирования, вызывала у спортсменов повышенный интерес к проведению подобных тренировок.
Вторая группа, у которой отстающим фактором (качеством) была динамическая сила мышц нижних конечностей, проводила тренировки на велотренажере с длиной шатунов 170 мм. Выполнялись ускорения от 1 до 26 оборотов. Для проявления значительной динамической силы использовались сопротивления, где требовалось применить усилия 30—70 кг.
Третья экспериментальная группа тренировалась на велотренажере с длиной шатунов 185 см. Величина сопротивления и характер построения тренировки здесь были такими же, как и в первой экспериментальной группе. Предполагалось, что повышенная амплитуда движений при максимальной их скорости должна способствовать повышению скорости одиночного ненагруженного движения.
По окончании эксперимента все испытуемые вновь прошли тестирование для оценки факторов скоростносиловой подготовленности, и у них было также зарегистрировано время прохождения на треке дистанций 200 м с ходу и 1000 м с места (табл. 3). В табл. 3 приводятся данные изменения скоростно-силовых показателей за экспериментальный период (показаны в скобках) и их значения в конце этого периода.
Анализ данных табл. 3 показывает, что в экспериментальных группах получен высокий прирост в оценках тех факторов, которые характеризовали отстающие качества и на тренировку которых было направлено основное внимание. Так, в первой группе наибольший прирост (0,34) получен по первому фактору (способности к достижению высокого темпа движений), во второй — по второму фактору (динамической силе мышц нижних конечностей — 0,84), в третьей — по третьему фактору (скорости сокращения мышц). Одновременно в третьей группе был зафиксирован высокий показатель, характеризующий прирост динамической силы мышц нижних конечностей (0,95).
Видимо, тренировка на велотренажере с удлиненными шатунами положительно сказывается и на этом факторе.
Анализ изменения времени прохождения дистанций на треке показывает, что в экспериментальных группах спортивный результат улучшился в большей степени, чем в контрольной. Так, в этих группах время прохождения 200 м с ходу снизилось на 0,25—0,58 с, а в контрольной только на 0,05 с. Результат в гите с места на I км в экспериментальных группах улучшился на 0,75—1,75 с, а в контрольной на 0,28 с.
Достоверность влияния характера тренировки на приросты оценок факторов скоростносиловой подготовленности и улучшение спортивных результатов в гонке на треке проверялась с помощью однофакторного дисперсионного анализа, результаты которого представлены в табл. 4.
В табл. 4 через источник вариации А обозначен характер тренировки, а через показатель Е — индивидуальные различия испытуемых в группах. Граничное значение критерия при пятипроцентном уровне значимости равно 2,93, а при однопроцентном — 4,51. Из таблицы видно, что характер тренировки достоверно влияет на величину изменения оценок всех показателей. Степень влияния целенаправленных тренировок на развитие отстающих качеств подтверждается факторной долей вари-абильности (24,3—35,7%). Таким образом, велотренажер с изменяющейся в широком диапазоне величиной сопротивления и длиной шатунов может быть использован для тренировки отстающих качеств скоростно-силовой подготовленности велосипедистов, уровень развития которых оценивается по показателям стартового ускорения на велоэргометре с различной величиной сопротивления.
Спортсменам, у которых отстающим качеством является способность к достижению высокого темпа движений, рекомендуется педалировать на велотренажере с укороченной длиной шатунов (155 мм) при минимальном (1,5 кг) или малом (5 кг) сопротивлении. В этом случае выполняются ускорения от 8 до 130 оборотов. Темп педалирования максимальный и субмаксимальный. Спортсмены, у которых на пониженном уровне находится динамическая сила мышц нижних конечностей, используют для тренировки этого качества педалирование на велотренажере с обычной длиной шатунов (170 мм) при повышенной величине сопротивления (30—70 кг). Ускорения выполняются от 1 до 26 оборотов. Темп движений максимальный или близкий к нему. Велосипедистам, имеющим низкие показатели скорости сокращения мышц, рекомендуется при педалировании на велотренажере использовать длину шатунов до 185 мм при небольшой величине сопротивления (1,5—5 кг). Характер тренировки примерно такой же, как и у спортсменов, тренирующихся для повышения способности к достижению высокого темпа движений.
Тренировку на велотренажере в микроцикле рекомендуется проводить два-три раза в дополнительных занятиях. Продолжительность тренировки в одном занятии до одного часа.