Некоторые факторы, обусловливающие индивидуальность и оптимальность вариантов ведения гонки.
В некоторых видах велосипедных гонок одним из основных моментов является умение правильно распределять силы на дистанции. Опрос 49 велосипедистов высших разрядов показал, что в индивидуальной гонке на шоссе в большинстве случаев спортсмены предпочитают следующие тактические варианты ведения гонки: быстрое прохождение первой половины дистанции (быстрое начало), равномерное прохождение обеих половин дистанции, быстрое прохождение второй половины дистанции (быстрый финиш). Более того, велосипедисты подчеркивали, что они стараются постоянно придерживаться (исключение составляют случаи, когда метеорологические и рельефные условия на первой и второй половине дистанции неодинаковы) одного из вышеуказанных вариантов. Это говорит о том, что у велосипедистов имеется удобный для них способ распределения сил на дистанции.
Для окончательного выяснения этого вопроса мы проделали в подготовительном периоде тренировки следующий эксперимент. Группе опытных велосипедистов-шоссейников (35 человек — мастера спорта, кандидаты в мастера спорта, перворазрядники) и группе велосипедистов-новичков (32 человека) в лабораторных условиях предлагалось на велоэргометре-велотренажере (сконструирован нами, имеет как и на спортивном велосипеде 10 передаточных отношений и холостой ход, обладает инерцией) дважды пройти 10 км юношам и женщинам и 15 км мужчинам-разрядникам. В первый день они проходили дистанцию с раскладкой сил, которую считали для себя удобной. Например, если велосипедист предпочитал проходить вторую половину дистанции быстрее, чем первую, то в первой серии эксперимента он так и делал. Во второй же серии мы составляли ему график, в котором начало дистанции он проходил быстрее, чем конец (естественно, общее время прохождения дистанции в обеих сериях было одинаковым).
Если испытуемые выбирали равномерный вариант прохождения дистанции, то в последующих сериях они проходили ее за такое же время, что и в первой серии, но в двух вариантах: с быстрым началом и быстрым прохождением второй половины дистанции. Для суждения о раскладке сил на дистанции мы приняли следующие условные критерии. Если юноши и женщины проходили первую и вторую половину дистанции с разницей не больше 13 сек., а мужчины-разрядники — не больше 20 сек., то такой вариант прохождения дистанции считался равномерным. Графики, когда время прохождения первой половины дистанции было меньше по сравнению со второй половиной (свыше указанного интервала), рассматривались как вариант с быстрым началом. Графики, по которым вторую половину дистанции спортсмены проходили за более короткое время, чем первую (с превышением указанного интервала), рассматривались как вариант с быстрым финишем.
Время прохождения каждого километра и общее время работы фиксировалось ручным секундомером. Пройденный путь измерялся спидометром и периодически сообщался испытуемым. Нагрузка во время работы для всех испытуемых была одинаковой.
Об энергетической стоимости работы при различных вариантах раскладки сил на дистанции мы судили по суммарной за все время работы величине пульса. Возможность использовать частоту сердечных сокращений в качестве индикатора интенсивности физической нагрузки подтверждали многочисленные исследования (В. В. Розенблат, 1967; Н. И. Волков с соавторами, 1969, и др.). Частота сердечных сокращений во время работы велосипедистов регистрировалась с помощью сумматора пульса.
До работы (фоновые данные) и после нее (во время восстановления) пульс измерялся пальпаторно. Время восстановления определялось по достижении исходных (до работы) величин пульса. Темп восстановления (снижение числа сердечных сокращений за 1 мин.) вычислялся путем следующего расчета: суммарный за все время работы пульс делился на время восстановления. Сопротивление суммарных величин пульса за время работы, а также темпа и времени его восстановления в двух сериях эксперимента давало возможность говорить о рациональности применяемого велосипедистами способа прохождения дистанции. Если суммарный пульс и время восстановления при прохождении дистанции по неудобному способу по сравнению с удобным увеличивались, а темп восстановления замедлялся, то можно было предполагать, что предпочитаемый (выбираемый) вариант прохождения дистанции действительно рационален.
Полученные данные (табл. 1) показывают, что у велосипедистов-разрядииков при смене удобного способа распределения сил на неудобный происходит увеличение суммарного пульса, т. е. наблюдается как бы удорожание стоимости работы, Оно сопровождается увеличением длительности восстановления и снижением темпа восстановления пульса к исходным данным (табл. 2 и 3).
У велосипедистов-новичков смена выбранного способа прохождения дистанции в большинстве случаев приводила к снижению величины суммарного пульса (см. табл. 1). Это было в 7 случаях из 10 при смене варианта с быстрым началом и в 13 случаях из 18 при смене варианта с быстрым началом на вариант с быстрым финишем.
Уменьшение физиологической стоимости работы при смене удобного способа прохождения дистанции на неудобный сопровождалось у велосипедистов-новичков снижением времени восстановления пульса и увеличением темпа его восстановления до исходных величин (см. табл. 2 и 3). Это свидетельствует о том, что удобный способ прохождения дистанции у велосипедистов-новичков отсутствует, Отсюда можно утверждать, что. правильный (рациональный) вариант прохождения дистанции выбирается на основании опыта, накапливаемого в процессе тренировочных занятий и соревнований.
Как у новичков, так и у разрядников, выбравших равномерный вариант распределения сил на дистанции, смена его на любой другой в большинстве случаев приводила к увеличению суммарного пульса, времени восстановления и снижению темпа восстановления (табл. 4). Это дает основание предполагать, что равномерный вариант прохождения дистанции обходится организму «дешевле», чем другие.
Однако остаются неясными причины, побуждающие велосипедиста выбирать на основании опыта тот или иной способ прохождения дистанции. Чтобы выяснить это, мы предположили, что на выбор индивидуального способа прохождения дистанции влияют свойства нервной системы спортсмена. Поэтому как в лабораторных условиях, так и в условиях соревнований в основном периоде тренировки (45 человек) были определены (по методикам, предложенным проф. Е. П. Ильиным, 1972) нейродинамические особенности велосипедистов, предпочитающих следующие варианты прохождения дистанции: быстрое начало, равномерное прохождение обеих половин дистанции, быстрый финиш.
Раскладка сил во время прохождения соревновательной дистанции определялась следующим образом. С помощью секундомера фиксировалось время прохождения первой и второй половины 20-километровой дистанции у женщин и 40-километровой дистанции у мужчин. (Дистанция соревнований состояла из двух кругов: для женщин по 10 км, для мужчин по 20. Рельефные и погодные условия для спортсменов, участвоваших в эксперименте, были одинаковыми и не могли повлиять на выбор спортсменом удобного способа прохождения дистанции.) Если время, показанное спортсменом ка первой половине дистанции, равнялось или сильно не отличалось (у женщин — 18—20 сек., у мужчин — не более 28 сек.) от времени на второй половине дистанции, то прохождение считалось равномерным. Если скорость велосипедиста на второй половине дистанции явно уступала скорости на первой и превышала указанные интервалы, то такое распределение сил считалось неравномерным с быстрым прохождением первой половины дистанции. Все приемы ведения гонки, в которых скорость на второй половине дистанции превышала скорость на первой, относились к варианту с быстрым прохождением второй половины дистанции.
Основная масса испытуемых (мастера спорта, кандидаты в мастера спорта, перворазрядники) участвовала как в естественном, так и лабораторном эксперименте. Если бы результаты естественного и лабораторного экспериментов совпали, то можно было бы утверждать, что используемые варианты прохождения дистанции соответствуют психофизиологической структуре личности велосипедиста, в частности типологическим особенностям свойств его нервной системы и не зависят от тренированности спортсмена. Что же оказалось в действительности?
Из табл. 5 и 6 видно, что для велосипедистов, предпочитавших тот или иной вариант прохождения дистанции как в лабораторных условиях, так и в соревнованиях, характерны одни и те же нейродинамические особенности.
Чтобы более отчетливо представить сходства (по данным лабораторного и естественного экспериментов) и различия по типологии между велосипедистами, выбравшими различные варианты прохождения дистанции, мы подсчитали1 средние для этих групп величины типологических комплексов, характеризующих быстродействие (спринтерский комплекс) и терпеливость к утомлению.
Как и ожидалось, в обоих случаях по скоростному типологическому комплексу безусловное преимущество имеют велосипедисты, которые предпочли график с быстрым началом (рис. 1). Зато величина типологического комплекса терпеливости у них оказалась отрицательной, что свидетельствует о недостаточно выраженной способности сильно финишировать за счет волевого напряжения.
У велосипедистов, отдавших предпочтение быстрому финишу, ярче выражен типологический комплекс терпеливости, а скоростной типологический комплекс имеет отрицательное значение, что свидетельствует о слабой способности включаться в работу сразу с полной мощностью.
Таким образом, изучение типологических особенностей показало, что выбор разрядниками того или иного варианта ведения индивидуальной гонки обусловлен не тренированностью спортсменов, а психологической структурой. Следовательно, у велосипедиста-разрядника имеется типологически обусловленный, постоянно применяемый удобный способ прохождения дистанции, т. е. индивидуальный стиль деятельности.
Влияние нейродинамических особенностей спортсмена на выбор тактического варианта можно видеть и на результатах, полученных при изучении типологических особенностей проявления основных свойств нервной системы велосипедистов-новичков (табл. 7).
Вычисление суммарных величин выраженности типологических комплексов подтвердило, что различные варианты раскладки сил на дистанции в целом не соответствуют типологическим особенностям новичков (рис. 2). Так, скоростной типологический комплекс оказался более всего выражен у лиц, выбравших быстрый финиш, а комплекс терпеливости оказался лучше выраженным у тех, кто выбрал график с быстрым началом. Очевидно, это произошло потому, что правильный (рациональный) способ прохождения дистанции выбирается на основании опыта, накапливаемого в процессе тренировочных занятий и соревнований.
Возникает вопрос: может быть, физиологическое «удешевление» работы при смене варианта прохождения дистанции у новичков связано с тем, что предлагаемый (второй) вариант и является оптимальным в силу каких-то причин, например в силу соответствия типологическим особенностям? Чтобы выяснить это, был проведен следующий анализ полученных данных. Все велосипедисты-новички были разделены на две группы, в одной из них более физиологически «дешевым» оказался вариант с быстрым началом, в другой — вариант с быстрым финишем. В каждой из этих групп были выявлены преобладающие типологические особенности. Полученные результаты представлены в табл. 8.
Оказалось, что среди новичков, для которых более «дешевым» был график с быстрым началом, чаще встречаются типологические особенности, характеризующие скоростной, «взрывной» комплекс — преобладание «внешнего» возбуждения, подвижность нервных процессов (особенно возбуждения) и слабая нервная система.
Если подсчитать величину этого типологического комплекса в выделенных двух группах, то она имеет положительный знак в группе с более «дешевым» графиком с быстрым началом и отрицательный — в группе с более «дешевым» быстрым финишем. И наоборот, во второй группе в большей степени выражены типологические признаки, характеризующие терпеливость к утомлению, инертность нервных процессов и большую силу нервной системы. У них типологический комплекс терпеливости имеет положительную величину, в то время как у лиц, для которых более «дешевым» является быстрое начало, — отрицательную (рис. 3).
Таким образом, можно утверждать, что в большинстве случаев и у велосипедистов-новичков типологический комплекс не теряет своего значения как фактор, обусловливающий физиологическую стоимость работы при том или ином способе раскладки сил. Однако последний они выбирают чаще всего неверно, не сообразуясь с типологическими особенностями и другими факторами, от которых зависит экономичность работы в том или другом режиме. Лишь с приобретением опыта они могут определить, какой график раскладки сил для них более рационален и удобен.
Спортсмены-разрядники уже накопили такой опыт. Учет его, очевидно, привел к закреплению выбранного способа прохождения дистанции, который превратился в стиль и на базе которого строится тактика ведения гонки. При закреплении этого стиля происходит еще большая экономизация функций вследствие адаптации организма именно к этому режиму работы. Применение же другого способа раскладки сил приводит к дезадаптации и к повышению физиологической стоимости работы.
Связь физиологической стоимости работы с типологическими особенностями нервной системы, имеющаяся уже и у новичков, делает необходимым учет тренерами типологических особенностей учеников при формировании у них индивидуального стиля ведения гонок на шоссе. Таким путем можно сократить период поиска собственного стиля.
В связи с тем что антропоморфологические данные спортсмена оказывают влияние на проявление силы, скорости, выносливости, гибкости, адаптации к различным условиям внешней среды, работоспособность, восстановление и спортивные достижения (Г. С. Туманян, Э. Г. Мартиросов, 1976), нас также интересовал вопрос о существовании связи между физическим развитием и характерным способом прохождения дистанции.
Данные изучения особенностей физического развития велосипедистов (обследовано 49 спортсменов высших разрядов), применяющих различные варианты прохождения дистанции в индивидуальной шоссейной гонке, представлены в табл. 9. Из нее видно, что между велосипедистами, предпочитающими различные способы раскладки сил на дистанции, по данным физического развития, существенных различий не наблюдается. Таким образом, показатели физического развития гораздо меньше обусловливают у опытных велосипедистов те или иные варианты ведения индивидуальной гонки. Очевидно, что по мере роста мастерства все большую роль в определении успеха деятельности начинает играть не общее физическое развитие (оно достигает у всех высокого уровня), а психофизиологические факторы (проявление терпеливости, силы воли, устойчивости к монотонной работе, скоростные возможности). Об этом свидетельствуют и полученные в лаборатории психофизиологии ЛГПИ им. А. И. Герцена (Е. П. Ильин с соавт., 1976) данные.
И все же некоторая зависимость между показателями физического развития и предпочитаемым вариантом прохождения дистанции имеется. У велосипедистов первой группы высокий росто-весовой индекс (426,2 г/см), но низкие следующие показатели: росто-весовая разница, экскурсия грудной клетки и жизненная емкость легких. Наоборот, у велосипедистов (третья группа), предпочитающих противоположный стиль деятельности (быстрое прохождение второй половины дистанции), эти три величины имеют наибольшее значение, а росто-весовой показатель — наименьшее. Велосипедисты второй группы по указанным показателям занимают промежуточное место.
Экспериментальное изучение целесообразности раскладки сил на дистанции велосипедистами-шоссейниками позволяет сделать следующие выводы:
1. У опытных велосипедистов имеется в большинстве случаев постоянно применяемый удобный для них типологически обусловленный вариант прохождения дистанции (индивидуальный стиль деятельности).
2. Индивидуальный стиль деятельности приобретается в процессе спортивной тренировки. Он соответствует определенному сочетанию типологических особенностей и приводит к уменьшению физиологической стоимости работы.
3. Велосипедисту со скоростным типологическим комплексом (преобладание возбуждения над торможением по «внешнему» балансу, подвижность нервных процессов и малая сила нервной системы) в индивидуальной гонке на шоссе наиболее подходит график прохождения дистанции с быстрым началом. Наоборот, для гонщика с типологическим комплексом (преобладание возбуждения над торможением по «внутреннему» балансу, инертность обоих нервных процессов и большая сила нервной системы), обусловливающим терпеливость (умение противостоять утомлению), рациональным является быстрое прохождение второй половины дистанции (быстрый финиш).
4. Выбор удобного способа прохождения дистанции не зависит от тренированности велосипедиста.
5. Показатели общего физического развития не оказывают влияния на выбор удобного способа прохождения дистанции. Определенную роль в подборе правильного способа прохождения дистанции играют следующие индексы физического развития: росто-весовой показатель, росто-весовая разница, жизненная емкость легких и экскурсия грудной клетки. Велосипедистам с большим росто-весовым показателем и малыми значениями росто-весовой разницы, жизненной емкости легких и экскурсии грудной клетки необходимо придерживаться быстрого прохождения первой половины дистанции. Наоборот, велосипедистам с большими показателями росто-весовой разницы, жизненной емкости легких, экскурсии грудной клетки и малым росто-весовым показателем наиболее подходит быстрое прохождение второй половины дистанции. Велосипедисты, имеющие промежуточные данные вышеуказанных показателей, должны отдать предпочтение равномерному варианту прохождения дистанции.
6. Знание и учет типологических особенностей проявления свойств нервной системы тренирующихся могут помочь тренеру в поиске индивидуального стиля деятельности и тактики ведения гонки.
Примечания
1. Способ подсчета величин этих типологических комплексов описан в сб.: «Психофизиологические особенности спортивной деятельности». Л., 1975.
М. А. Андрюнин, А. И. Головачев, Ю. Г. Крылатых, В. Л. Уткин, Москва.