Эффективность работы велосипедиста при моделировании индивидуальной гонки преследования на 4 км с различными вариантами распределения сил.
Многие специалисты признают необходимость научно обоснованной разработки оптимальной раскладки прохождения отдельных отрезков дистанции. Решить эту задачу посредством педагогических наблюдений и анализа выступлений спортсменов на соревнованиях полностью не удается. Все рекомендуемые графики прохождения дистанций в значительной мере носят гипотетический характер. Предпринимавшиеся до сих пор попытки объективного сравнения различных тактических вариантов весьма немногочисленны. Причем нагрузки в этих исследованиях применялись далеко не предельные, что снижало значение полученной информации для практики спорта.
Мы считаем, что для оптимизации соревновательной деятельности в циклических видах спорта необходимо сделать следующее:
1) определить энергетическую стоимость и экономичность предельной работы в заданной зоне относительной мощности;
2) выявить соотношение вкладов различных энергетических механизмов, обеспечивающих выполнение упражнений, близких к соревновательным;
3) сравнить энергетическую стоимость предельной работы при различных тактических построениях.
Авторы попытались решить эти вопросы с помощью моделирования индивидуальной гонки преследования на 4 км.
В качестве модели индивидуальной гонки преследования на 4 км авторы использовали пятиминутное педалирование на велоэргометре. Пятиминутный велоэргометрический тест при усилии на педалях 3÷4 кп сходен с индивидуальной гонкой преследования на 4 км по времени выполнения упражнения, по частоте педалирования (110—120 об/мин) и по частоте сердечных сокращений. Это дало возможность проследить за динамикой работоспособности спортсменов, а также выявить их индивидуальные возможности. Регистрация и анализ энергетических характеристик позволяют раскрыть особенности индивидуальных различий работоспособности. Кроме того, в условиях лабораторного тестирования можно решить некоторые вопросы тактики соревновательной деятельности.
Серия нагрузок задавалась на модернизированном механическом велоэргометре «Монарк» (седло, руль и педали с туклипсами от гоночного велосипеда). В экспериментах принимали участие 6 спортсменов, имеющих спортивную квалификацию от кмс до мс (средний возраст — 19,8 ±1,3 лет, средний вес — 71,4 ±3,5 кг).
Для определения работоспособности в специфической зоне относительной мощности и расчета задаваемых режимов нагрузки все спортсмены должны были за 5 мин. выполнить максимальный объем работы при форсированном сопротивлении и произвольном распределении частоты педалирования (произвольный тест). Задаваемые в последующих тестах режимы работы рассчитывались из суммарной работы, произведенной спортсменом в произвольном тесте. Изменение мощности работы осуществлялось регулировкой усилия на педалях велоэргометра, а частота оборотов педалей поддерживалась неизменной для всего упражнения и равной средней частоте педалирования в произвольном тесте. Спортсмены выполняли следующие режимы работы (см. рисунок): режим фиксированной мощности (Б), режим с завышенной мощностью в начале упражнения (В), режимы ступенчато-повышающейся (Г) и переменной мощности (Д). Частота педалирования контролировалась спортсменами по спидометру и регистрировалась по показателям электромеханического счетчика оборотов. Варианты работы (кроме Д) соответствовали основным тактическим раскладкам прохождения спортсменами дистанции в индивидуальной гонке преследования на 4 км. Тестирование проводилось по одной нагрузке в день в случайном порядке (исключая произвольный тест), в одном помещении, в стандартных условиях окружающей среды (19—20°С).
Забор выдыхаемого воздуха производился в мешки Дугласа непрерывно по 30-секундным отрезкам во время упражнения и в первые 2 мин. восстановления. Содержание кислорода и углекислого газа в пробах воздуха определялось на анализаторах ОМ-11 и В-2 фирмы «Бекман», объем выдыхаемого воздуха устанавливался с помощью сухого спирометра (производство ГДР). Расчет потребляемого кислорода производился по стандартной методике, анализ проб капиллярной крови, забираемой до и после нагрузки, — по методике Варкера-Симмерсона в модификации Штрома. Расчет рабочих энерготрат определялся суммированием источников энергообеспечения и энергетического эквивалента кислородного запаса тела.
Исследования показали, что ни один из испытуемых не выполнил произвольный тест с равномерной раскладкой. График А (см. рисунок) показывает динамику мощности работы по 30-секундным отрезкам в этом тесте по средним данным. Наивысшую работу спортсмены выполняли в первые 30 сек. упражнения, при этом превышение среднего рабочего уровня достигало 17,5%. Наименьший уровень мощности поддерживался на 8-м и 9-м отрезках, где западение составило 9,1%. Характерно, что наибольшее «недовыполнение» в тестах с задаваемыми режимами отмечалось на том же участке упражнения (т. е. от 3,5 до 4,5 мин.).
Общая работа в произвольном тесте равнялась в среднем 106,38 ±3,57 кдж, что согласуется с данными Ю. Г. Крылатых и В. Н. Черемисинова (1977). Рабочие затраты энергии в среднем составили 379,0 ±16,1 кдж. Рабочая эффективность (экономичность) упражнения в среднем достигла 28,0 ±0,75%, что соответствует эффективности аэробной работы умеренной мощности на велоэргометре.
Соотношение аэробного и анаэробного вкладов в обеспечение работы составило соответственно 77,3 и 22,7%, что близко к соотношению, полученному P. Astrand and К. Rodahl (1977), и подтверждает мобилизацию всех механизмов энергообеспечения.
Сравнение различных вариантов предложенных нагрузок показывает, что наименьшая работа была выполнена в тесте со ступенчато-повышающейся мощностью. Наиболее близкую к задаваемой работу спортсмены выполнили в тесте с переменным (±15%) режимом работы, где недовыполнение было в среднем 0,46%.
В произвольный тест и нагрузки с фиксированной мощностью относительно больший вклад вносил лактатный компонент, в нагрузки с переменной и возрастающей мощностью — алактатный, а в упражнения с завышенным началом — аэробной (табл. 1).
Отсутствие достоверных различий по экономичности работы не позволяет выявить рациональный вариант распределения мощности для упражнения продолжительностью 5 мин. Следует особо подчеркнуть, что работа с фиксированной мощностью не обнаружила преимущества перед другими вариантами.
Результаты ранжирования индивидуальных данных показывают, что у разных спортсменов наиболее эффективными оказались тесты с различными вариантами раскладок (табл. 2). Так, для спортсмена Л-ва наиболее предпочтительной была работа с переменной мощностью, где он смог выполнить полный объем работы с экономичностью, лишь немного уступающей экономичности в произвольном тесте. Для спортсмена Г-х наиболее эффективной оказалась работа с фиксированной мощностью.
Таким образом, модельные исследования позволяют сделать вывод, что тактические варианты в гонке преследования на 4 км индивидуально оптимальны и зависят от особенностей энергетических систем гонщика. При попытках оптимизировать тактику гонки необходимо отыскивать не рациональный (наилучший для всех гонщиков), а индивидуально-оптимальный тактический вариант распределения сил на дистанции.
М. А. Андрюнин, А. И. Головачев, Ю. Г. Крылатых, В. Л. Уткин, Москва.