На чемпионате мира 1983 г. в Цюрихе в гонках на треке сенсаций было немало. Особенно удивили искушенных швейцарских зрителей гости с далекого Зеленого континента, гонщики которого заняли 4-е место в командной гонке преследования на 4 км.
Позади австралийской команды остались сильные команды Европы, обычно ведущие спор между собой. Менеджер национальной команды Австралии вместе со своими воспитанниками Г. Кларком, К. Поолом, Г. Вестом и М. Туртулой ходил по треку с гордо поднятой головой и охотно отвечал на вопросы журналистов. Его радость можно было понять: после многолетнего перерыва гонщики с эмблемой «кенгуру» вновь вошли в элиту, как это было раньше.
Ведь были времена, когда они блистали на крупных турнирах. Еще в 1932 г. на олимпийском велотреке в Лос-Анджелесе Эдгар Грей выиграл гит с места на 1 км с новым олимпийским рекордом того времени—1.13,0. Наибольшего расцвета велоспорт на треке в Австралии достиг в 50-е гг. На Олимпийских играх в Хельсинки австралийцы выиграли две золотые и одну серебряную медали. Однако на Олимпиаде в Мельбурне родные стены не очень-то помогли гонщикам: они победили в гонках на тандемах и завоевали бронзовые награды в спринте. А затем, как это нередко бывает, потянулась долгая полоса неудач, и только на Олимпиаде в Мюнхене Д. Кларк и Д. Никольс порадовали своих болельщиков, получив по одной серебряной медали.
С тех пор австралийцы на крупнейших велосипедных форумах были в роли статистов, терпеливо дожидаясь звездного часа. Особенно возросли надежды местных поклонников скорости IX чемпионата мира среди юниоров в Новой Зеландии, где Д. Вудз неожиданно для многих выиграл финальный заезд индивидуальной гонки преследования на 3 км у нашего рекордсмена мира в гонке с раздельным стартом на 20 км Михаила Свешникова. Более того, Д. Вудз преуспел и в групповой гонке на 70 кругов, где он уступил лишь гонщику из ФРГ А. Каппесу.
Что же сейчас происходит в Австралии, откуда очень мало поступает сообщений о спортивных событиях? Переживает ли там велоспорт на треке «эпоху Возрождения», или сезон-83 оказался для австралийцев счастливой случайностью?
На эти вопросы ответить не представилось возможности, но приоткрыть занавес помог менеджер австралийской команды Алекс Фухлер. У наставника команды с эмблемой «кенгуру» немало проблем, причем несколько иных, чем у его европейских коллег.
Самая главная из них — в Австралии сезон трековых гонок продолжается с октября по апрель, когда в стране властвует жаркое лето. По традиции же самые главные старты сезона проводятся в августе, что крайне неудобно для велосипедистов далекого континента.
— Для нас это слишком рано или, как хотите, слишком поздно, — говорит помощник менеджера, — Велосипед у нас развит лишь в штатах Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Тасмания и Виктория, которые удалены друг от друга на значительное расстояние, что очень затрудняет нашу работу.
В стране насчитывается семь велодромов, лучшие из них в Мельбурне, Брисбане, Канберре. На треке в Тасмании в самую плохую погоду (над треком делают перекрытие) смогут тренироваться гонщики из числа 5-тысячной армии велосипедистов, имеющих лицензии. Более 500 из них — профессионалы. Трекеры ищут гонщиков для трека во время шоссейных гонок, поскольку этот вид соревнований в Австралии наиболее популярен. Молодежи есть с кого брать пример. До сих пор в строю знаменитые спринтеры прошлых лет — Д.-М. Никольсон и Д. Кларк.